Оглавление Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы ....................... 3 1.1. Пояснительная записка ............................................................................ 3 1.2. Цель и задачи программы………………………………………………….5 1.3. Содержание программы .............................................................................. 5 1.3.1. Учебный (тематический) план (1 группа) .............................................. 5 1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана (1 группа) ....................... 6 1.3.3. Учебный (тематический) план (2 группа) .............................................. 7 1.3.4. Содержание учебного (тематического) плана (2 группа) ....................... 8 1.3.5. Учебный (тематический) план (3 группа) .............................................. 9 1.3.6. Содержание учебного (тематического) плана (3 группа) .................... 10 1.4. Планируемые результаты ......................................................................... 11 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий .............. 12 2.1. Условия реализации программы .............................................................. 13 2.1.1. Материально-техническое обеспечение ................................................ 13 2.1.2. Информационное обеспечение .............................................................. 13 2.1.3. Кадровое обеспечение ............................................................................ 13 2.2. Формы аттестации ..................................................................................... 13 2.3. Оценочные материалы .............................................................................. 13 2.4.Методические материалы .......................................................................... 14 РАЗДЕЛ 3. Список литературы .................................................................. 15 Приложения: Приложение 1. Календарный учебный график (1 группа)........................... 16 Приложение 2. Календарный учебный график (2 группа)............................ 19 Приложение 3. Календарный учебный график (3 группа).. ……………….22 Приложение 4. Диагностические задания по оценке уровня освоения программы …………………………………………………………………………24 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Шахматы – древняя игра, по творческим возможностям – богатейшая. Сегодня обучение шахматам – популярный и эффективный инструмент развития интеллекта детей. Программа предназначена для организации образовательной деятельности физкультурно-спортивной направленности. Разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; - приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) - СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом и локальными актами МАОУ ДО НГО «ДЮЦПВ». Актуальность программы. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут долго усидеть на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее. 3 В последние годы шахматы, по сравнению с другими видами спорта, отошли на второй план незаслуженно. Шахматы, как вид спорта, должны идти в ногу с такими видами спорта, как футбол, хоккей, кроме того известно, что в небольших поселках и городах нет базы для развития этих видов спорта. Учитывая остроту проблемы и личную заинтересованность в развитии шахматного спорта, объединение шахматный клуб «Гарде» функционирует на базе СОШ №12 п. Лобва, тем самым обращая внимание общества к этому виду спорта. Отличительная особенность общеразвивающей программы. Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Адресат программы. В шахматном клубе «Гарде» занимаются дети с 711 лет. Зачисляются в группы все желающие. Зачисление происходит с письменного согласия родителей (законных представителей). При поступлении необходимо иметь сертификат ПФДО. Объём программы, срок освоения: Рабочая программа рассчитана на 2 года обучения для детей от 7 до 11 лет. Объем программы - 112 часов. Количество часов по программе: - первая группа (1 час в неделю, 1 группа) - 36 часов. - вторя группа (1 час в неделю, 2 группа) - 38 часов. - третья группа (1 час в неделю, 3 группа) – 38 часов. Форма обучения очная. В школах занятия проводятся в учебных кабинетах в свободное от учебы время. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику. Особенности организации образовательного процесса. Программа представляет собой традиционную модель линейной последовательности освоения в течение двух лет. Количественная наполняемость в группе: Минимальное количество обучающихся в группе 8 Максимальное количество обучающихся в группе 12 Организационные формы обучения: индивидуальная, индивидуальногрупповая. Режим занятий: Учебная нагрузка рассчитывается в академических часах. Один 4 академический час равен 40 минутам. Перерыв между учебными занятиями 10 минут. Общее количество часов в неделю - 3 часа. Занятия проводятся у трех групп, 3 раза в неделю, по 1 часу. Виды занятий многообразны: лекции, беседы, игровые занятия, выполнение упражнений пересекаются с сеансами одновременной игры с руководителем, конкурсами по решению задач, этюдами, турнирами, играми с гандикапом, играми различного типа на шахматную тематику. В рамках освоения программы обучающиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных партий на ответственных турнирах. Формы подведения результатов: шахматные турниры, конкурсы по решению шахматных задач, сеансы одновременной игры. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей посредством организации полноценного досуга через обучение игре в шахматы. Задачи программы: Обучающие : познакомить с историей шахмат; дать обучающимся теоретические знания о шахматной игре и рассказать о правилах игры и правилах турнирного поведения; привить обучающимся навыки самостоятельной работы с учебной шахматной литературой; научить делать выводы и ставить задачи на будущее. Развивающие: развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость; привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом; планировать свою деятельность, работать самостоятельно; научить применять полученные знания на практике при игре с друзьями и взрослыми. Воспитательные : научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них; учить выбирать из множества единственно правильное решение; ввести в мир логической красоты и образного мышления; расширить представления об окружающем мире. 1.3. Содержание программы 1.3.1.Учебный (тематический) план (1 группа , 1 час в неделю) № п/п Наименование тем и разделов Количество часов Всего Теория Практика Формы контроля 5 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Организационное занятие Шахматы – спорт, наука, искусство Правила игры Первоначальные понятия Дебют Тактика игры Стратегия игры Соревнования Эндшпиль Конкурсы по решению задач Сеанс одновременной игры Итоговое занятие ИТОГО: 1 2 4 4 4 4 4 4 3 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 0 1 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 Анкетирование Наблюдение Изучение Наблюдение Изучение Изучение Наблюдение Соревновательная Наблюдение Соревновательная Соревновательная Диагностика 36 1.3.2. Содержание учебного (тематического) 1 группа 1. Организационное занятие. 1ч (теория) Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. 2. Шахматы спорт, наука, искусство. 2ч (теория) Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. 3. Правила игры. 4ч (теория – 2ч, практика – 2ч) Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Практические занятия: запоминание элементарных правил. 4. Первоначальные понятия. 4ч (2 теория, 2 практика) Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. 5. Дебют. 4ч (теория – 2ч, практика – 2ч) Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. 6. Тактика игры. 4ч (теория – 2ч, практика – 2ч) Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. 7. Стратегия игры. 4ч (теория – 2ч, практика – 2ч) Определение страте Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. 8. Соревнования. 4ч (практика) Участие в муниципальных и окружных соревнованиях. 9. Эндшпиль. 3ч (практика) 6 Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. 10. Конкурсы решения задач, этюдов. 2ч (практика) Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Практические занятия: решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. 11. Сеанс одновременной игры. 2ч (практика) Практические занятия: проведение руководителем сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий. 12. Итоговое занятие. 2ч (теория – 1ч, практика – 1ч) Анализ результатов участия в соревнованиях. Требования к уровню подготовки. После первого года обучения обучающиеся должны знать: - представление об истории и происхождении шахмат; - правила игры и турнирного поведения; - основные шахматные понятия. К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь: - активно применять в своей игре простые тактические приемы; - владеть первоначальными знаниями по разыгрыванию дебюта и эндшпиля; - применять полученные теоретические знания на практике; - с удовольствием играть в шахматы; - видеть и осознавать свои ошибки. 1.3.3.Учебный (тематический ) план ( 2 группа, 1 час в неделю) № п/п Наименование тем и разделов 1. Организационное занятие 2. Шахматы – спорт, наука, искусство Правила игры Первоначальные понятия Дебют Тактика игры Стратегия игры Соревнования 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Эндшпиль Количество часов Всего Теория Практика 0 1 1 4 2 2 4 2 4 4 4 7 2 1 2 2 2 0 2 1 2 2 2 7 2 1 1 Формы контроля Анкетирован ие Наблюдение Изучение Наблюдение Изучение Изучение Наблюдение Соревновател ьная Наблюдение 7 12. 10. Конкурсы по решению задач 2 1 1 11. Сеанс одновременной игры 2 0 0 1 1 Итоговое занятие 2 ИТОГО: Соревновател ьная Соревновател ьная Диагностика 38 1.3.4. Содержание учебного (тематического плана) 2 группа 1. Организационное занятие. 1ч (теория) Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. 2. Шахматы спорт, наука, искусство. 4ч (теория),4 ч (практика) Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. 3. Правила игры. 4ч (теория – 2ч, практика – 2ч) Правила турнирного поведения. Правило «Взялся ходи». Практические занятия: запоминание элементарных правил. 4. Первоначальные понятия. 2ч (1ч теория, 1 ч практика) Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. 5. Дебют. 4ч (теория – 2ч, практика – 2ч) Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. 6. Тактика игры. 4ч (теория – 2ч, практика – 2ч) Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. 7. Стратегия игры. 4ч (теория – 2ч, практика – 2ч) Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация . Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. 8. Соревнования. 7ч (практика) Участие в муниципальных и окружных соревнованиях. 9. Эндшпиль. 2ч (1ч практика, 1ч теория) Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером 8 специально подобранных позиций, решение задач. 10. Конкурсы решения задач, этюдов. 2ч (1ч практика, 1ч теория) Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Практические занятия: решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. 11. Сеанс одновременной игры. 2ч (практика) Практические занятия: проведение руководителем сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий. 12. Итоговое занятие. 2ч (теория – 1ч, практика – 1ч) Анализ результатов участия в соревнованиях. Требования к уровню подготовки К концу второго года обучения дети должны знать: - историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира; - представление об организации шахматных соревнований; - розыгрыши основных дебютов и окончаний; правила этикета при игре в шахматы К концу второго года обучения дети должны уметь: - уверенно владеть тактическими приемами, стараться их сочетать; - строить и стараться реализовывать свои стратегические планы; - с удовольствием играть в шахматы; - участвовать в соревнованиях, различных мероприятиях; - осознавать свои ошибки, видеть ошибки соперника, - самостоятельно оценить позицию: преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий; для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве. 1.3.5.Учебный (тематический ) план (3 группа, 1 раз в месяц по 1 часу) № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Наименование тем и разделов Организационное занятие Шахматы – спорт, наука, искусство Правила игры Первоначальные понятия Дебют Тактика игры Стратегия игры Соревнования Эндшпиль Конкурсы по решению задач Сеанс одновременной игры Итоговое занятие Всего 1 4 4 2 4 4 4 6 2 2 2 2 Количество часов Теория Практика 0 1 2 2 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 3 1 1 1 1 1 1 1 1 Формы контроля Анкетирование Наблюдение Изучение Наблюдение Изучение Изучение Наблюдение Соревновательная Наблюдение Соревновательная Соревновательная Диагностика 9 ИТОГО: 38 20 18 1.3.6.Содержание учебного (тематического плана) 3 год обучения 1. Организационное занятие. 1ч (теория) Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. 2. Шахматы спорт, наука, искусство. 2ч (теория),2ч (практика) Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. 3. Правила игры. 2ч (теория – 1ч, практика – 1ч) Правила турнирного поведения. Правило «Взялся ходи». Практические занятия: запоминание элементарных правил. 4. Первоначальные понятия. 2ч (1 ч теория, 1ч практика) Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. 5. Дебют. 2ч (теория – 1ч, практика – 1ч) Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. 6. Тактика игры. 2ч (теория – 1ч, практика – 1ч) Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. 7. Стратегия игры. 2ч (теория – 1ч, практика – 1ч) Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация . Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. 8. Соревнования. 3ч (практика) Участие в муниципальных и окружных соревнованиях. 9. Эндшпиль. 1ч (0.5 ч практика, 0.5 ч теория) Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. 10. Конкурсы решения задач, этюдов. 1ч (1ч практика, ) Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Практические занятия: решение конкурсных позиций и 10 определение победителя конкурса. 11. Сеанс одновременной игры. 1ч (практика) Практические занятия: проведение руководителем сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий. 12. Итоговое занятие. 1ч (практика – 1ч) Анализ результатов участия в соревнованиях. Требования к уровню подготовки К концу третьего года обучения дети должны знать: - историю мировых и отечественных шахмат; - имена чемпионов мира; - розыгрыши основных дебютов и окончаний, имеет в своем арсенале несколько наиболее проработанных дебютов. К концу третьего года обучения дети должны уметь: - разбираться в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства; - записывать партию; - уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их комбинировать; - строить и реализовывать стратегические планы, читать планы противника; - следовать правилам этикета без напоминаний, не боясь признать свое поражение; - осознавать свои и чужие ошибки, искать их причину, стараться использовать ошибки соперника. К концу третьего года обучения обучающиеся получат возможность: - проявлять инициативу, помогать начинающим, заниматься самостоятельно. 4.1.Планируемые результаты: Личностные: Личностными результатами освоения программы «Шахматы» является формирование следующих умений: – определять и высказывать простые и общие правила поведения при сотрудничестве; – рост интеллектуального и социального развития детей; – выбирать из множества вариантов единственно правильное решение; – работать самостоятельно; – уважать соперника. 11 Метапредметные: Регулятивные УУД. Обучающийся научится: – определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно; – работать по предложенному педагогом плану, – самостоятельно планировать свою деятельность; – совместно с педагогом и другими воспитанниками давать объективную оценку сыгранной партии. Познавательные УУД. Обучающийся научится: – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации; – перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; – применять теоретические знания и практические навыки в шахматной игре. Коммуникативные УУД. Обучающийся научится: – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль. – сотрудничать, проявлять инициативность, толерантность и самостоятельность; – принимать другую точку зрения, отличную от своей; – работать в команде; – выслушивать собеседника и вести диалог. Предметные: Обучающиеся будут знать: – историю и происхождение шахмат; – правила игры и турнирного поведения; – шахматные термины и шахматный кодекс; – основные тактики и стратегия, активно применять в своей игре тактические приемы; – основы по разыгрыванию дебюта, миттельшпиля и эндшпиля; Обучающиеся будут уметь: – ставить мат с разных позиций; – решать задачи на мат в несколько ходов; – записывать шахматную партию; – проводить комбинации; – применять полученные теоретические знания на практике; – с удовольствием играть в шахматы. № Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год Основные 1 группа 2 группа 3 группа 12 П/П характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Начало занятий Выходные дни 1 2 3 4 5 6 Окончание учебного года итого по программе 112 часа 7 36 38 38 36 38 38 1 1 1 36 15.09.2023 г 31 декабря -8 января 25.05.2024 г 38 01.09.2023 г 31 декабря -8 января 25.05.2024 г 38 01.09.2023 г 31 декабря -8 января 25.05.2024 г 2.1. Условия реализации программы 2.1.1.Материально-техническое обеспечение 1. 2. 3. Комплекты шахматных наборов – 25 штук; Демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука; Шахматные часы – 6 штук; 2.1.2.Информационное обеспечение: учебные фильмы; презентации. 2.1.3. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования. Образование: специальное. Педагогический стаж – 9 лет. средне – 2.2.Формы аттестации/контроля и оценочный материал Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, журнал посещаемости, протоколы соревнований. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия, соревнования. 2.3.Оценочные материалы В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний обучающихся посредством следующих методов проверки: 1. Шахматные турниры; 13 2. 3. 4. Сеансы одновременной игры; Беседы с фронтальным опросом; Конкурсы по решению шахматных задач. Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися в течение всего учебного года, проводится диагностика, который включает в себя: устные вопросы по теории и истории шахмат, игры с руководителем объединения, соревнования, в которых участвуют все занимающиеся. Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу (Приложение 2), где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета. Диагностика проводится два раза в год: в декабре и в мае. Уровни оценки знаний: высокий, средний, низкий. 2.4.Методические материалы 1. схематические – таблицы, схемы, рисунки; 2. дидактические пособия – вопросы и задания для устного или письменного опроса, практические задания; 3. Н. Петрушина «Шахматный учебник для детей»; 4. В. Барский «Шахматная школа»; 5. Шахматный задачник, Костров В.; 6. «Английское начало», Багиров В.К. 14 Раздел 3. Список литературы Губницкий С.Б. «Новый полный курс шахмат». М. АСТ. 2007 г. Давлетов Д.А. Костров В.В. «Уроки шахмат» М. АСТ. 2007 г. Калиниченко Н.М. Учебник шахматных окончаний. Все виды эндшпиля. М.: Астрель-АСГ, Владимир: ВКТ, 2009 г. 4. Калиниченко Н.М. «Шахматная стратегия». Полный курс. М.: «Издательство ФАИР», 2008 г. 5. Калиниченко Н.М. « Шахматная тактика». Начальный курс.- М.: «Издательство ФАИР», 2009 г. 6. Калиниченко Н.М. Шахматы для всей семьи СПб, Питер, 2009 г. 7. Карпов А.Е., Шингирей А.Б. Школьный шахматный учебник. Москва, 2005 г. 8. Карпов А.Е. Начальный курс дебютов. М.: 2007 г. 9. Костров В.В. Занимательные шахматы. Тритон СПб, 1997 г. 10. Елесин В.П., Крюков А.И. и др. По строгим правилам шахмат. – М.: Воениздат, 1988 г. 11. Пак В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок.М.:АСТ; Донецк: Сталкер, 2005г. 12. Пожарский В.А. Школа шахмат. Ростов - на Дону «Феникс», 2008 г. 13. Пожарский В.А. Шахматный учебник. Ростов - на Дону «Феникс», 2009 г. 14. Пожарский В.А. Шахматный учебник в этюдах. Издательство второеРостов - на Дону «Феникс», 2007 г. 15. Славин И.Л. Учебник-задачник шахмат. г. Архангельск, 1998 г. 16. Хмельницкий Игорь. Шахматный экзамен. Тест- учебник.- М.: РИПОЛ классик, 2007 г. 17. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – в школе». 1. 2. 3. 15 Приложение 1. Календарный-учебный график 1 группа № п/п Месяц 1. ноябрь 2. 3. 4. 5. 7. 8. 9. 10. 11. Время проведения занятия Форма занятия Колво часов Тема занятия 11:50-12:30 Тренировочная 1 Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Техника безопасности. 11:50-12:30 Тренировочная 1 Решение задач. Разбор партий. Наблюдение, теория 11:50-12:30 Тренировочная 1 История развития шахмат, знакомство с шахматной доской Наблюдение, теория 11:50-12:30 Тренировочная 1 Поля, их цвет, линии на доске Наблюдение 11:50-12:30 Тренировочная 1 Основные правила шахматной игры Шахматная нотация Изучение, наблюдение 11:50-12:30 Тренировочная 1 Шахматная нотация Наблюдение 11:50-12:30 Тренировочная 1 Цель игры, понятие «Шах». Связки. Изучение, наблюдение 11:50-12:30 Тренировочная 1 Понятие «Мат». Простые маты. Игра в парах Изучение 8 11:50-12:30 Тренировочная 1 Сила фигур, их ценность Наблюдение, теория 15 11:50-12:30 Тренировочная 1 Игра в парах Рокировка длинная Наблюдение Число 6 ноябрь ноябрь ноябрь декабрь декабрь декабрь декабрь 13 20 Место проведения СОШ 12, кабинет нач. классов Форма контроля Анкетирование 27 4 11 18 25 январь январь 16 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. январь 22 11:50-12:30 Тренировочная 1 Шах разными фигурами Способы защиты от шаха Наблюдение, теория 29 11:50-12:30 Тренировочная 1 Способы защиты от шаха Наблюдение 5 11:50-12:30 Тренировочная 1 Тактические приемы Наблюдение 12 11:50-12:30 Тренировочная 1 Решение упражнений, шахматных задач Изучение, наблюдение 19 11:50-12:30 Тренировочная 1 Решение упражнений. Закрепление пройденного материала Наблюдение 26 11:50-12:30 Тренировочная 1 Центр и фланги, овладение центром Изучение, наблюдение 4 11:50-12:30 Тренировочная 1 Конкурсы по решению задач на мат Изучение 11 11:50-12:30 Тренировочная 1 Много пешечные окончания Изучение, наблюдение 18 11:50-12:30 Тренировочная 1 Игра в парах Рокировка длинная Наблюдение январь февраль февраль февраль февраль март март март 21. март 25 11:50-12:30 Тренировочная 1 Сеанс одновременной игры с руководителем Наблюдение 22. апрель 1 11:50-12:30 Тренировочная 1 Решение упражнений, шахматных задач Наблюдение 8 11:50-12:30 Тренировочная 1 Турнир Первенство НГО по шахматам. Подготовка Наблюдение Соревновательная 1 Турнир Первенство НГО по шахматам Наблюдение 23. 24. апрель апрель 15 17 25. 26. 27. 28. 29. апрель 22 11:50-12:30 Тренировочная 1 Эндшпиль. Король и пешка против короля. Правило квадрата Наблюдение 6 11:50-12:30 Тренировочная 1 Правило квадрата. Решение задач Наблюдение 13 11:50-12:30 Тренировочная 1 Решение задач Подготовка к областному турниру Наблюдение 20 11:50-12:30 Тренировочная 1 Игра в парах. Решение задач Наблюдение 27 11:50-12:30 Тренировочная 1 Итоговое занятие май май май май Всего часов: диагностика 36 18 Приложение 2. Календарно-учебный график 2 группа № п/п 1. Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Колво часов Тема занятия Сентябрь 8 12:50 – 13:30 Тренировочная 1 Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Сентябрь 15 Тренировочная 1 Техника безопасности. Решение задач. Разбор партий. Анкетирование Сентябрь 22 Тренировочная 1 История развития шахмат, знакомство с шахматной доской, поля, их цвет, линии на доске Наблюдение, теория Сентябрь 29 Тренировочная 1 Основные правила шахматной игры Шахматная нотация Разговор, изучение Октябрь 6 Тренировочная 1 Шахматная нотация Наблюдение Октябрь 13 Тренировочная 1 Основные правила шахматной игры Шахматная нотация Изучение Октябрь 20 Тренировочная 1 Цель игры, понятие «Шах». «Связки». Наблюдение Октябрь 27 Тренировочная 1 Фигуры, их ходы, взятие Наблюдение, теория Ноябрь 3 Тренировочная 1 Сила фигур, их ценность Наблюдение, теория Ноябрь 10 Тренировочная 1 Шах разными фигурами Способы защиты от шаха Наблюдение, теория 12:50 – 13:30 2. 12:50 – 13:30 3. 12:50 – 13:30 4. СОШ 12, кабинет нач. классов Форма контроля Разговор, изучение 12:50 – 13:30 5. 12:50 – 13:30 6. 12:50 – 13:30 7. 12:50 – 13:30 8. 12:50 – 13:30 9. 12:50 – 13:30 10. 9 . Место проведения 19 12:50 – 13:30 11. 12. Тренировочная 1 Понятие «Мат». Простые маты. Игра в парах Изучение Тренировочная 1 Ничья, ее виды. Понятие «Пат» Изучение, наблюдение Тренировочная 1 Игра в парах Рокировка длинная Изучение, наблюдение Тренировочная 1 Решение упражнений, шахматных задач Изучение, наблюдение Тренировочная 1 Центр и фланги, овладение центром Изучение, наблюдение Тренировочная 1 Тактические приемы. Понятие «Вилка» Изучение, наблюдение Тренировочная 1 Внутренний турнир Изучение, наблюдение 19 Тренировочная 1 Много пешечные окончания Изучение, наблюдение Январь 26 Соревновательная 2 Конкурсы по решению задач на мат Изучение Январь 31 Тренировочная 1 Сеанс одновременной игры с руководителем Наблюдение Февраль 2 Соревновательная 2 Турнир Первенство НГО по шахматам. Подготовка Наблюдение Февраль 9 Тренировочная 1 Три пешки против двух на фланге Наблюдение Февраль 16 Тренировочная 1 Король и две пешки против короля Изучение, наблюдение Ноябрь 17 Ноябрь 24 Декабрь 1 Декабрь 8 Декабрь 15 Декабрь 22 Январь 12 Январь 12:50 – 13:30 12:50 – 13:30 13. 12:50 – 13:30 14. 12:50 – 13:30 15. 12:50 – 13:30 16. 12:50 – 13:30 17. 12:50 – 13:30 18. 19. 12:50 – 13:30 20. 21. 12:50 – 13:30 22. 12:50 – 13:30 23. 20 24. 12:50 – 13:30 Февраль 23 Март 1 Март 15 Март 22 Март 29 Апрель 5 Тренировочная 1 Эндшпиль. Король и пешка против короля. Правило квадрата Наблюдение Тренировочная 1 Решение задач Подготовка к областному турниру Наблюдение Тренировочная 1 Подготовка к областному турниру Наблюдение Тренировочная 1 Решение упражнений, шахматных задач Изучение, планировка Тренировочная 1 Решение упражнений, шахматных задач Изучение, наблюдение Тренировочная 1 Решение упражнений, шахматных задач Наблюдение Тренировочная 1 Сеанс одновременной игры с руководителем Наблюдение Тренировочная 1 Тактические приемы. Наблюдение Тренировочная 1 Тактические приемы. Наблюдение 12:50 – 13:30 25. 12:50 – 13:30 26. 12:50 – 13:30 27. 12:50 – 13:30 28. 12:50 – 13:30 29. 12:50 – 13:30 30. Апрель 12 12:50 – 13:30 31. Апрель 19 Апрель 26 Май 3 Тренировочная 1 Решение упражнений, шахматных задач Соревновательная деятельность Май 17 Соревновательная 2 Итоговое занятие Диагностика Май 24 Соревновательная 3 Итоговое занятие Диагностика Всего часов: 38 12:50 – 13:30 32. 12:50 – 13:30 33. 34. 35. 21 Приложение 3. Календарный учебный график 3 группа Число Время проведения занятия Форма занятия Сентябрь 4 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 2. Сентябрь 18 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 3. Октябрь 2 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 4. Октябрь 16 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 5. Октябрь 30 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 6. Ноябрь 6 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 7. Ноябрь 20 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 8. Декабрь 4 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 9. Декабрь 18 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная № п/п Месяц 1. Колво часов 2 2 Тема занятия Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Техника безопасности. Решение задач. Разбор партий. История развития шахмат, знакомство с шахматной доской, поля, их цвет, линии на доске Место проведения СОШ №10 кабинет начальных классов Форма контроля Анкетирование Наблюдение, теория 2 Шахматная нотация 2 Основные правила шахматной игры Шахматная нотация Наблюдение Изучение 2 Цель игры, понятие «Шах». «Связки». Наблюдение Сила фигур, их ценность Наблюдение, теория 2 2 Ничья, ее виды. Понятие «Пат» 2 Игра в парах Рокировка длинная 2 Решение упражнений, шахматных задач Изучение, наблюдение Изучение, наблюдение Изучение, наблюдение 22 10. Январь 8 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 11. Январь 22 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 12. Февраль 12 13:00-13:40 13:50-14:30 Соревновательная 13. Февраль 26 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 14. Март 4 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 15. Март 18 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 16. Апрель 8 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 17. Апрель 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 22 Внутренний турнир Изучение, наблюдение Много пешечные окончания Изучение, наблюдение 2 2 Турнир Первенство НГО по шахматам. Подготовка Наблюден ие 2 Три пешки против двух на фланге 2 Решение задач Подготовка к областному турниру Наблюден ие Наблюдение 2 Подготовка к областному турниру Наблюдение Решение упражнений, шахматных задач Наблюдение Сеанс одновременной игры с руководителем Наблюдение Решение упражнений, шахматных задач Соревновательная деятельность Итоговое занятие Диагностика 2 2 2 18. Май 6 13:00-13:40 13:50-14:30 Тренировочная 19. Май 20 13:00-13:40 13:50-14:30 Соревновательная Итого 2 2 38 23 Приложение 2. Диагностические задания по оценке уровня освоения программы Задание № 1. (Знания. История шахматной игры). Инструкция: Расскажи кратко историю развития шахмат. Задание № 2. (Знания. Фигуры, их ходы, взятие). Инструкция 1: Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Инструкция 2: Побей фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Задание № 3. (Знания. Понятия «шах», «мат», «пат»). Инструкция 1: Найди схемы, где в шахматной партии королю объявлен «шах». Инструкция 2: Найди схемы, где стоит мат. Инструкция 3: Найди схемы, где стоит пат. Задание № 4. (Знания. Рокировка короткая и длинная). Инструкция: Скажи, что такое «Рокировка»; для чего ее делают; перечисли случаи, когда ее делать нельзя. Задание № 5. (УУД. Ставим мат). Инструкция: Поставь на шахматной доске «мат» королю в 1 ход, в 2 хода. Критерии оценки: Высокий - знает историю возникновения шахмат, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Средний - рассказывает об истории шахмат с дополнительными вопросами педагога. Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. Критерии оценки: Высокий - выполняет задание правильно. Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого, допускает 12 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. Критерии оценки: Высокий - выполняет задание правильно. Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание. Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью взрослого, или допускает 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. 24 Задание № 6. (УУД. Начало шахматной партии). Инструкция 1: Начни парию грамотно, старайся овладеть центром. Инструкция 2: Каждый ход делай новой фигурой. Инструкция 3: Правильно сделай рокировку, учитывая расположения пешек на фланге. Задание № 7. (УУД. Разыгрывание шахматных положений). Инструкция 1: Поставь на шахматной доске шах ферзем, ладьей. Инструкция 2: Поставь на шахматной доске шах конем, слоном. Инструкция 3: Поставь на шахматной доске шах пешкой. Инструкция 4: Напади своей фигурой на две фигуры соперника. Задание № 8. (УУД. Окончание партии. Эндшпиль). Инструкция 1: Объясни на доске «Правило квадрата». Инструкция 2: Расскажи о роли короля в эндшпиле. Инструкция 3: Покажи лучшее расположение пешек в окончаниях. Критерии оценки: Высокий - выполняет задание правильно. Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. Критерии оценки: Высокий - ребенок правильно выполняет все задания. Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого, допускает 1-2 ошибки. Низкий - ребенок выполняет задания неправильно. Критерии оценки: Высокий - выполняет задание правильно. Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. 25 26