Оглавление Раздел 1. Комплекс основных характеристик программ…………………. 1.1. Пояснительная записка …………………………………….…………..… 1.2. Цель и задачи программы ……………………………………………....... 1.3. Содержание программы…………………………………………………... 1.3.1 Учебный (тематический) план первого года обучения……………….. 1.3.2 Содержание учебного (тематического) плана первого года обучения 1.4. Планируемые результаты ……………… …………………….................... Раздел 2. Комплекс организационно - педагогических условий ……………. 2.1. Условия реализации программы …………………………………............ 2.1.1. Материально – техническое обеспечение ………………………………. 2.1.2. Информационное обеспечение ………………………………………...... 2.1.3. Кадровое обеспечение ……………………………………………………. 2.2. Форма аттестации …………………………………………….................... 2.3. Оценочные материалы …………………………………………................ 2.4. Методические материалы ……………………………………………….. Раздел 3.Список литературы ……………………………………………………... Приложение Приложение 1. Календарный учебный график 1 год обучения……………… Приложение 2. Диагностические материалы…………………………………… 2 3 3 6 7 7 9 10 11 11 11 12 12 12 13 15 17 19 23 Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы. 1.1. Пояснительная записка. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев… В.А. Сухомлинский Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами. Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей обучающихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки детей к труду, развитию творческих способностей и нравственно-эстетического воспитания детей. Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать воспитанников. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит кружковца анализировать задание, планировать ход его выполнения. Направленность программы. Программа творческой студии «Мастерская феи» художественной направленности. Программа составлена с учетом требований к программам дополнительного образования детей и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам. Программа предусматривает свободу выбора решения и самостоятельности каждому обучающемуся, содержит теоретический материал и достаточный перечень практических работ, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретные объекты работы, наиболее для него интересные. Обучающиеся могут изготавливать модель, не предусмотренную программой, но соответствующую той или иной теме. 3 Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1.Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; 2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 3. Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4.Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") 5.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) 6.СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 7.СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8.Уставом и локальными актами МАОУ ДО НГО «ДЮЦПВ». Актуальность и педагогическая целесообразность программы в сфере декоративно-прикладного творчества детей обусловлена следующим фактором: декоративно-прикладная деятельность подразумевает активную работу руками, а тактильное впечатление в детском возрасте необходимо для познания ребёнком окружающего мира. Развитие мелкой моторики рук с раннего возраста и далее способствует активной работе мозга, тренировке памяти, помогает развитию логического мышления, нестандартного креативного мышления, является профилактикой гиперактивности и синдрома дефицита внимания. Познание мира через компьютер, телевизор и другие достижения современных технологий предполагает лёгкое, доступное восприятие информации, что приводит к пассивному её усвоению. Ребёнок постепенно теряет способность анализировать, сравнивать, сочетать, искать различные варианты. Виртуальная реальность притупляет ощущение настоящей действительности, нередко нанося урон психике. В результате «компьютернограмотный» ребёнок постепенно становится неразвитым в культурном 4 отношении, «эмоционально глухой» и «творчески пассивной» личностью. Но, наряду с достижениями информационных технологий, расширяется и диапазон для творчества, придумываются и активно внедряются совершенно новые материалы, также находят своё место и ранее известные и давно забытые техники декоративно-прикладного и художественного искусства. В процессе занятий по декоративно-прикладному и художественному творчеству ребёнок испытывает разные чувства – радуется созданному им творению, стремится преодолеть трудности, если что-то не получается. Творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка, повышает самооценку. Таким образом, актуальность программы художественной направленности обусловлена анализом социальных проблем подрастающего поколения, детским и родительским спросом на дополнительное образование, а также потенциалом данного учреждения. Отличительные особенности: переходы от раздела к разделу не подразумевают тесной связи, т.е. переключения происходят с одного вида деятельности на совершенно другой, что позволяет удерживать интерес к обучению; программа предполагает увеличение количества часов по направлениям, к которым будет проявлен особенный интерес детей; краткий теоретический курс по темам будет тесно привязан к практическим занятиям во избежание пассивной деятельности детей; программа рассчитана на разновозрастные группы сроком на 3 года. Также корректировка тем занятий и количества часов возможна при наличии новых материалов для творчества, либо календарно-плановых мероприятий; предполагается изготовление коллективных работ, что позволит детям сблизиться и научиться работать в команде; занятия проходят в свободное и удобное время; обучение организовано на добровольных началах; возможность индивидуального подхода. Адресат: данная программа рассчитана на постоянный состав учащихся, занимающихся на протяжении трех лет. Возраст обучающихся по программе от 11 до 15 лет. Состав группы в течение года не меняется. Набор детей свободный, по заявлению родителей и согласно правилам приема, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей. Группы могут формироваться по возрастному признаку или в соответствии с начальными навыками. Состав группы –8-12 человек. При поступлении необходимо иметь сертификат ПФДО. Объем и сроки освоения программы: программа «Мастерская феи» разработана на 1год обучения: Объем программы – 32 часа 5 На теоретическую часть отводится не более 30 % времени. Основное время отводится на практическую работу. В каникулярное время работа студии строится по особому графику и предполагает использование совместной деятельности педагога и детей – проектная деятельность, подготовка конкурсных работ, участие в конкурсах и выставках, совместное участие в праздничных мероприятиях. Продолжительность часов, отведенных на определенную тему, может корректироваться в зависимости от используемой техники или материалов. Например: некоторым изделиям необходима продолжительная сушка, что приводит к замещению некоторых занятий следующими и возвращению к предыдущим темам после высыхания изделия. Форма обучения - очная. Особенности организации образовательного процесса: форма реализации образовательного процесса - традиционная модель реализации программы линейной последовательности освоение программы в течение трех лет. Организационные формы обучения: групповая. Группы формируются из обучающихся разного возраста по 8-12 человек. Режим занятий: Учебная нагрузка рассчитывается в академических часах. Один академический час равен 45 минутам. Перерыв между учебными занятиями 15 минут. Общее количество часов в неделю – 1 час. Количество групп – 1 группа. Перечень типов занятий: В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические, диагностические типы занятий. Формы проведения занятий: практическое занятие, презентация, экскурсия, защита проекта. Перечень форм подведения итогов: беседа, наблюдение, выставка, участие в конкурсах. 1.2. Цель и задачи общеразвивающей программы. Цель программы: развитие личности, формирование восприятия и развитие творческих способностей детей средствами декоративно прикладного искусства, обучение детей трудовым навыкам, коллективному взаимодействию, взаимопомощи. Задачи: Обучающие: научить безопасности работы с инструментами и материалами; познакомить с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного искусства; научить планировать, анализировать, контролировать предложенное задание. 6 научить работе и различным приемам работы с материалами, согласно программе, условным обозначениям, схемам согласно программы; обучить технологии поэтапного выполнения работы; Развивающие: развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности; развить потребность в саморазвитии, ответственности и самостоятельности. развить конструктивное и креативное мышление; развивать навыки организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение; развить навыки осуществления информационной, познавательной и практической деятельности с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.п.). Воспитательные: воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, способствовать формированию художественно - эстетического вкуса, приобщить к культуре праздника, к общей культуре, искусству (дизайна изделий, поделок); воспитывать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания; воспитать творческую активность, коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности, уважение к труду и понимания социальной значимости своего труда. 1.3. Содержание общеразвивающей программы. 1.3.1.Учебный (тематический) план. Тема занятия Количество часов Всег Теори Практик о я а Тема №1. Вводное занятие. Введение в оригами 1.1 Проведение инструктажа по технике 1 безопасности работы с ножницами, клеем. Диагностика знаний, умений и навыков. Всего 1 Тема №2. Оригами в интернете 7 1 1 Форма контроля Беседа. Тестирование. Оригами в интернете. «Путешествие по 2 1 1 Беседа. стране оригами». Компьютерная Наблюдение. презентация. Практическая работа на выбор с презентации. Всего 2 1 1 Тема № 3. Базовая форма «Двойной треугольник» изготовление изделий с использованием этой формы 2.1 Изготовление игрушек на основе базовой 5 0,5 4,5 Наблюдение. формы «Двойной треугольник»: «Прыгающая лягушка», «Летучая мышь», «Ходячий гномик», «Водяная бомбочка», «Надувная рыбка», «Надувной кролик», «Ракета», «Водяная бомбочка с крылышками». Всего 5 0,5 4,5 Тема №4. Базовая форма «Воздушный змей» изготовление изделий с использованием этой формы. 4.1 Изготовление игрушек на основе базовой 7 1 6 Беседа. формы «Воздушный змей». Изготовление Наблюдение. игрушек «Гном», «Парусник», «ВанькаВстанька», «Гном в рубашке», «Чайка на воде», «Утка», «Пингвин», «Павлин», «Вороненок», «Воробей», «Водоплавающая птица», Голубка на гнезде» Изготовление композиции, «Птичий двор». Вклеить форму в альбом. Всего 7 1 6 Тема №5. Изготовление игрушек с взаимодействием изученных базовых форм. 5.1 Изготовление игрушек с 5 0,5 4,5 Наблюдение. взаимодействием базовых форм. «Собачка Жучка», «Кролик», «Новогодняя звезда», изготовление композиции «Домашние животные». Всего 5 0,5 4,5 Тема №6 Базовая форма «Дверь» , «Птица» изготовление изделий с использованием этой формы 6.1 Изготовить базовую форму «Дверь», 10 1 9 Беседа. вклеить форму в альбом. Изготовление Демонстрация игрушек на основе базовой формы Наблюдение «Дверь»: «Снежинка», «Гриб», «Дом», «Книжка», «Поросенок», «Автомобиль», «Кубик», «Лодка на изнанку» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: «Павлин-2», «Улитка», «Мышь», «Ласточка», «Журавль в гнезде», «Ворон», «Цапля», «Журавлик счастья». Изготовление композиции «В мире птиц». Всего 9 1 8 Тема № 7. Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения, 1 0,5 0,5 3.1 8 заполнение карты диагностики, экрана успешности приемов складывания. Подготовка итоговой выставки, обсуждение перспектив на следующий год. Поощрение. Всего Подготовка к конкурсам Итого 1 2 32 0,5 0 5,5 0,5 2 26,5 Практика 1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана. Тема №1. Вводное занятие. Введение в оригами (1 час.) Теория: Порядок и план работы объединения. Оборудование и материалы, необходимые для занятий оригами Демонстрация материалов для занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Тема №2. Оригами в интернете (2 час). Теория: Презентация. Путешествие по стране оригами. Формирование познавательной цели, поиск и выделение полезной информации. Повторение базовых схем. схемами, умение читать схемы. Практика: Практическая работа по схеме. Выбранной произвольно игрушки. Тема 3. Базовая форма «Двойной треугольник» изготовление изделий с использованием этой формы (5 час.) Теория: Показ схемы изготовления базовой формы «Двойной треугольник». Научить детей сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники внутрь. Вклеить форму в альбом Практик: Изготовление игрушек на основе базовой формы «Двойной треугольник»: «Прыгающая лягушка», «Летучая мышь», «Ходячий гномик», «Водяная бомбочка», «Надувная рыбка», «Надувной кролик», «Ракета», «Водяная бомбочка с крылышками». Тема №4. Базовая форма «Воздушный змей» изготовление изделий с использованием этой формы (7 час). Теория: Показ схемы изготовления базовой формы «Воздушный змей». Рассказ о правилах изготовления формы, показ готовой базовой формы. Практика: Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей». Изготовление игрушек «Гном», «Парусник», «ВанькаВстанька», «Гном в рубашке», «Чайка на воде», «Утка», «Пингвин», «Павлин», «Вороненок», «Воробей», «Водоплавающая птица», Голубка на гнезде» Изготовление композиции, «Птичий двор». Вклеить форму в альбом. Тема №5. Изготовление игрушек с взаимодействием изученных базовых форм (5 час). Теория: Правила изготовления элементов игрушки из различных базовых форм. 9 Практика: Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Собачка Жучка», «Кролик», «Новогодняя звезда», изготовление композиции «Домашние животные». Тема №6 Базовая форма «Дверь» , «Птица» изготовление изделий с использованием этой формы. Теория: Показ схемы изготовления базовой формы «Дверь», «Птица». Познакомить детей с новой базовой формой «дверь», «птица». Научить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. Практика: Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Снежинка», «Гриб», «Дом», «Книжка», «Поросенок», «Автомобиль», «Кубик», «Лодка на изнанку». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: «Павлин2», «Улитка», «Мышь», «Ласточка», «Журавль в гнезде», «Ворон», «Цапля», «Журавлик счастья». Изготовление композиции «В мире птиц». Тема №6 Итоговое занятие (1 час) . Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Подведение итогов работы объединения, заполнение карты диагностики, экрана успешности приемов складывания. Подготовка итоговой выставки, обсуждение перспектив на следующий год. Поощрение. Подготовка к конкурсам (2 часа). 1.4. Планируемые результаты. Предметные результаты. должны знать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими, режущими инструментами; должны знать историю, традиции и происхождения декоративноприкладного творчества; уметь организовать рабочее место; уметь изготавливать поделки и сувениры правильно использовать цветовую гамму, технологию обработки материалов; технологическую последовательность изготовления изделий; самостоятельно определять количество деталей в конструкции изготавливаемых изделий, выполнять экономную разметку деталей по шаблону или выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке; реализовывать творческий замысел в создании художественного образа в единстве формы и содержания. Личностные: обладать индивидуальными творческими способностями; терпением и вниманием при работе в группе; способностью к самостоятельным поступкам, взаимопомощи; трудолюбием, способность преодоления трудностей; 10 способностью к самостоятельным поступкам, взаимопомощи; обладать познавательным интересов к историческому и к современному декоративно - прикладному творчеству; адекватно оценивать результаты своей творческой деятельности. Метапредметные : совместно с педагогом и другими ребятами давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии; соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации; выбирать материалы для создания творческих работ; различать изученные виды декоративно – прикладного творчества, представлять их роль в жизни человека и общества; участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других, пытаться договариваться и быть готовым изменить свою точку зрения. Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» Календарный учебный график Год обучения (уровень) Дата начала занятий Дата окончания занятий 1 год обучения 16 октября 2023 г. 25 мая 2024 г. Количеств о учебных недель 32 Количеств Количество Режим о учебных занятий учебных часов дней 32 32 (1час в 1 раз по 1 неделю). часу 2.1. Условия реализации программы 2.1.1.Материально – техническое обеспечение. Для реализации программы «Мастерская феи» помещение должно быть светлым и соответствовать требованиям санитарных норм и правил. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. Стеллаж для оформления и размещения выставочных творческих работ воспитанников, столы, стулья, ученическая доска, мольберт. Оборудование: электроутюг, доска гладильная, булавки, нитки, иголки, сантиметровая лента, линейки деревянные, шило, картон, природный материал (соломка, засушенные части растений, кожа). Рабочая коробка ребенка, в которую входят следующие инструменты и иглы: ножницы, кисточка для клея, шариковая ручка, апельсиновые палочки, небольшие отрезки хлопчатобумажной ткани, материалов (фетр, кожа, мех, поролон, синтепон, полиэтилен) циркуль, конверт для хранения вырезанных деталей и другие предметы, необходимые для реализации программы на каждом конкретном этапе. Расходные материалы: канцтовары (карандаши, ластики, скетч, линейки), бумага (для рисования, калька, бархатная, копировальная}, клей ПВА, ткань 11 для работы, цветные нитки), молды, заготовки для творчества; термопистолеты; канцелярские товары (ручки, ножницы, карандаши, ластики, степлеры, клеи, краски, кисти, альбомы, картон различных модификаций, декоративная бумага, фоамиран, изолон, цветная бумага, инструменты для квиллинга, природный и бросовый материал и пр. Учебные фильмы: презентации, макеты, иллюстрации, готовые демонстрационные изделия. 2.1.2.Информационное обеспечение Мультимедийный проектор, проекционный экран, ноутбук, колонки. 2.1.3.Кадровое обеспечение Программу «Мастерская феи» реализует педагог дополнительного образования. Образование – среднее – профессиональное, квалификационная категория – первая. 2.2. Формы аттестации Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, готовые работы, портфолио достижений, компьютерная презентация. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: готовые изделия, выставки, конкурсы и праздники. Контроль проводится в процессе практической работы, что позволяет определить непосредственно эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс. Отслеживание результатов реализации программы: Формой текущего контроля деятельности учащихся является анализ изготавливаемых работ на занятиях. После каждой темы проводится выставка работ вкабинете, что является итогом творческой деятельности обучающихся. Дети имеют возможность сравнивать работы, видеть достоинства, правильно оценивать свой труд. Результаты своей деятельности обучающиеся представляют: - участвуя в конкурсах художественной направленности различного уровня, - на выставках, посвященных тематическим дням, родительским собраниям, праздникам, в День открытых дверей Центра. Эффективность реализации программы оценивается и количеством полученных призовых мест, грамот и дипломов. Результатом работы объединения являются также создание подарочного фонда: сувениры в подарок родным, близким, друзьям и т.д. Лучшие работы, могут быть представлены на выставках и конкурсах. 2.3. Оценочные материалы 12 Согласно Положения «Об оценивании уровня подготовки обучающихся МАОУ ДО НГО «ДЮЦПВ» выявление обученности обучающихся осуществляется: - при входном контроле (сентябрь-октябрь, оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательной деятельности), - текущем контроле (в течение учебного года, оценка качества усвоения содержания конкретной темы программы, необходимость и способ определяется педагогом), - промежуточном контроле (оценка качества усвоения содержания конкретной программы по итогам учебного периода (полугодия), - итоговом контроле (оценка уровня достижений обучающихся по завершению реализации программы). Для каждого года обучения разработаны показатели и критерии для оценивания предметных (теоретическая и практическая подготовка) и личностных результатов. Результаты входящего, промежуточного и итогового контроля свидетельствуют об уровне обученности: высокий, средний, низкий. В рамках программы предусмотрены следующие формы контроля: тесты, наблюдение, анкетирование, опрос, анализ готовых изделий, защита проекта. Система отслеживания и оценивания результатов обучения по программе представлена в таблице: Первый год обучения Контроль период сентябрь – декабрь октябрь Входной Текущий описание апрель - май форма контроля Диагностические задания на свободную тему, в начале обучения, дают понимание о способностях ребенка, уже имеющихся знаниях и навыках Собеседо вание тестирова ние, набл юдение, опрос, анкетиров ание Текущий анализ творческих в течение года Анализ творческих работ, тестирование работ. Помогает определить уровень креативности, художественной выразительности, умение использовать богатство цветовой палитры и композиционные приемы. Дает четкое представление о возможностях ребенка, его предпочтениях в декоративно-прикладном 13 творчестве Промежуточный Итоговый (апрель – май) Тестирован ие или (наблюдени е, опрос) анализ готовых изделий Тестирование , или (наблюдение опрос) анализ готовых изделий Участие в выставках и конкурсах Выставка работ обучающихся Помогает выявить уровень овладения практическими умениями по результатом изучения программы за полугодие . Помогают закрепить теоретические знания и проверить их уровень, а также отследить неусвоенный материал порезультатом изучения программы за полугодие Получение детьми грамот и дипломов.В конце учебного года готовится итоговая выставка. Каждый обучающийся становится участником этой выставки, вне зависимости от его уровня подготовки, поскольку это дает осознание причастности к коллективу. Для эффективного отслеживания образовательных и воспитательных результатов обучающихся в рамках программы разработан и ведется мониторинг результатов. Мониторинг предполагает формирование следующих документов: входные и промежуточные анкеты, тесты (на выявление интереса к виду деятельности, развитие личностных качеств, определения творческих способностей обучающихся); диагностическая карта фиксирования результатов освоения воспитанниками блока (раздела) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы; карта творческой активности воспитанников; мониторинг результатов обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе (карта успеха); рейтинг участия в культурных и конкурсных мероприятиях (перечень мероприятий, фото-галерея). Активная жизненная позиция детей оценивается по результатам их участия в мероприятиях коллектива, Центра, в целях поддержания традиций и имиджа учреждения. Педагог наблюдает за работоспособностью и активностью восприятия информации обучающимися. При оценивании уровня обученности обучающихся по педагог руководствуются следующими критериями: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям; 14 осмысленность и свобода использования специальной терминологии. соответствие уровня развития практических умений и навыков программным требованиям; отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения; креативность выполнения практической деятельности. Оценкой результативности усвоения содержания материала за конкретный учебный период или по завершению обучения по программе является определение уровня обученности, который показывает объем владения предметными умениями и навыками. Уровни обученности определяются баллами: высокий уровень: 10 баллов (это соответствует 100% - 80 %освоения объёма программы за конкретный период); средний уровень: 5 (это соответствует 50%-70% объёму усвоенных знаний); низкий уровень: 1 балл (это соответствует менее 50% объёма знаний, которыми овладел обучающийся). Степень выраженности оцениваемого качества представлены в мониторинге результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Критерии определения творческой активности воспитанника: 1. Мотивация личности. Ценностно-смысловое отношение воспитанника к познавательной, практической коммуникативной деятельности. 2. Самостоятельность в познавательной, продуктивной коммуникативной (в поступках, отношениях с товарищами) деятельности. 3. Удовлетворённость результатом деятельности. Оценка критериев творческой активности воспитанника определяется при наличии ( «+» или «-» ) и отмечается по двум уровням: • активный; • пассивный. 2.4.Методические материалы: Особенности организации образовательного процесса – очно. Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно иллюстрационный. Формы организации образовательной деятельности: индивидуальная, индивидуально – групповая и групповая. Формы организации учебного занятия: беседа, игра, выставка, конкурс, мастер – класс, наблюдение, открытое занятие, праздник, творческая мастерская, презентация, ярмарка. Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала 15 используются наглядные пособия следующих видов: ● объёмный (образцы изделий); ● учебные пособия, журналы, книги; ● схематический или символический (схемы, рисунки, выкройки, развёртка, шаблоны); ● картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, слайды, презентации); ● тематические подборки материалов, стихов, рассказов, сказок, игр. Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебным тематическим планом (по каждой теме), возрастным и психологическим особенностями детей, уровнем их развития и способностями. Раздел 3.Список литературы Литература, используемая при составлении программы: 16 1.Астраханцева С.А., Шушпанова А.В., Рукавица В.Ю., Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: Учебно-метод. Пособие.-М.,2006. 2.Бэтти Эдвардс, Откройте в себе художника. Издательство «Попурри», 2009г. 3.Гаврильченко Т. Поделки из природных материалов. ООО ТД «Издательство Мир книги». Москва, 2010г. 4.Гирндт С. Разноцветные поделки из природных материалов. ООО «Айрис-пресс», Москва, 2007г. 5.Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образование. - 2003. - №2. 6.Молотова В.Н., Декоративно-прикладное искусство. Учебное пособие.инфра-М, 2016. 7.Румянцева Е. Аппликация. Простые поделки. ООО «Айрис-пресс», Москва, 2011г. 8.Стокс Х. «Объемный декупаж. Проекты для начинающих», практическое руководство. Издательство «Ниола-Пресс» Словакия, 2007г. 9.Серия «Легко и просто», Издательство «Арт-родник», Москва, 2007г. 10.Серия «Новые идеи», практическое руководство, Издательство «Ниола-Пресс», Москва, 2008г. 11.Творчество влияние на развитие и здоровье человека. Виды. https://medaboutme.ru/zdorove/spravochnik/slovar-medicinskihterminov/tvorchestvo/ 12.Первые шаги творчества. Рисуем. Клаудия Найс. Минск 2006. ООО «Поппури» 2001г. 13.Хобби клуб. Обратный декупаж. ООО «АСТ-Пресс книга». Москва. 14.Изолон. Свойства, состав, применение. https://homius.ru/izolon-chtojeto-za-material.html. 15.МК по изготовлению цветов с изолона. http://nacrestike.ru/masterklassy-po-rukodeliyu/tsvetodelie/tsvety-iz-izolona 16.Фоамиран. https://burdastyle.ru/master-klassy/tips/chto-takoe-foamiran-ikak-ego-ispolzovat-v-rukodelii-_16831/ 17.МК работ с фоамираном. https://wikiw.life/handmade/masterklassy/cvety-iz-foamirana.html 18.Поделки. Т.Гаврильченко. ООО ТД « Издательство Мир книги.» 2010г. 19.Холодный фарфор. https://vplate.ru/holodnyj-farfor/holodnyj/ Список рекомендуемой литературы для обучающихся: 1.Браиловская JI.B. Арт - дизайн: красивые вещи “handmade”. - “Феникс”, 2006 . 2.Горяйнова О.В. Школа юного дизайнера. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2015. 3.Чибрикова О.В. Забавные подарки по поводу ибез. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. 17 Список рекомендуемой литературы для родителей (законных представителей): 1. Афонкин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Энциклопедия оригами для детей и взрослых. - СПб.: Кристалл, 2008. - 201 с. 2. Голова А.М. Наши руки не для скуки – М.: Росмен, 1997. Приложение 1. 18 Календарный учебный график. Месяц Врем Форма занятия я 14.20- Практическое 15.00 Кол-во часов 1 Тема Октябрь Дат а 16 Октябрь 23 14.20- Теоретическое 15.00 1 Октябрь 30 14.20- Практическое 15.00 1 Ноябрь 6 14.20- Теоретическое, 15.00 практическое 0,5 МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Практическая работа МАОУ ДО по схеме. НГО Выбранной «СОШ № произвольно 12» игрушки. Изготовление МАОУ ДО игрушек на основе НГО базовой формы «СОШ № «Двойной 12» треугольник»: «Прыгающая лягушка» Изготовление МАОУ ДО игрушек на основе НГО базово формы «СОШ № «двойной 12» треугольник» : «Летучая мышь», «Ходячий гномик». Изготовление МАОУ ДО игрушек на основе НГО базово формы «СОШ № «двойной 12» треугольник» : «Водяная бомбочка», «Надувная рыбка» Изготовление МАОУ ДО игрушек на основе НГО базово формы «СОШ № «двойной 12» треугольник» : «Надувной кролик», «Ракета». Изготовление МАОУ ДО игрушек на основе НГО базово формы «СОШ № 0,5 Ноябрь 13 14.20- Практическое 15.00 1 Ноябрь 20 14.20- Практическое 15.00 1 Ноябрь 27 14.20- Практическое 15.00 1 Декабрь 4 14.20- Практическое 15.00 1 Организация рабочего места. Правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Презентация. Путешествие по стране оригами. 19 Место проведения МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Форма контроля Беседа Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Наблюдение Наблюдение Выставка Беседа Наблюдение Декабрь 11 14.20- Теоретическое 15.00 Практическое 1 Декабрь 18 14.20- Теоретическое 15.00 Практическое 0,5 0,5 Декабрь 25 14.20- Практическое 15.00 1 Январь 15 14.20- Теоретическое 15.00 Практическое 1 Январь 22 14.20- Теоретическое 15.00 Практическое 1 Январь 29 14.20- Практическое 15.00 1 Февраль 5 14.20- Теоретическое 15.00 Практическое 1 «двойной треугольник» : «Водяная бомбочка с крылышками». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей». Изготовление игрушки «Гном». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Парусник», «Ванька-Встанька». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Гном в рубашке» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Чайка на воде», «Утка». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Пингвин», «Павлин» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Вороненок», «Воробей», «Водоплавающая птица» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: Голубка на гнезде» Изготовление композиции, «Птичий двор». Вклеить форму в альбом. 20 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение Диагностика МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение Февраль 12 14.20- Теоретическое 15.00 Практическое 0,5 0,5 Февраль 19 14.20- Теоретическое 15.00 Практическое 1 Февраль 26 14.20- Практическое 15.00 1 Март 4 14.20- Практическое 15.00 1 Март 11 14.20- Теоретическое 15.00 Практическое 1 Март 18 14.20- Теоретическое 15.00 1 Март 25 14.20- Практическое 15.00 1 Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Собачка Жучка». Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Кролик», Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Новогодняя звезда», изготовление композиции Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Домашние животные». Продолжение изготовления композиции «Домашние животные». Показ схемы изготовления базовой формы «Дверь», «Птица». Познакомить детей с новой базовой формой «дверь», «птица». Научить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: 21 МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Выставка МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Выставка МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Выставка МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Демонстрац ия Беседа МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдении е Апрель 1 14.20- Практическое 15.00 1 Апрель 8 14.20- Практическое 15.00 1 Апрель 15 14.20- Практическое 15.00 1 Апрель 22 14.20- Практическое 15.00 1 Апрель 29 14.20- Практическое 15.00 1 Май 6 14.20- Практическое 15.00 1 Май 13 14.20- Практическое 15.00 1 Май 20 14.20- Теоретическое 1 «Снежинка», «Гриб». Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Дом», «Книжка», «Поросенок». Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Автомобиль», «Кубик», «Лодка на изнанку». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: «Павлин2», «Улитка» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: «Мышь», «Ласточка». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: «Журавль в гнезде», Изготовление игрушек на основе базовой форм «Ворон», «Цапля», «Журавлик счастья». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: Изготовление композиции «В мире птиц». Оформление 22 МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдении е МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдении е МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдении е МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдении е МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдении е МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО Выставка 15.00 Резервные часы итого по программе Практика 2 альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Подведение итогов работы объединения, заполнение карты диагностики, экрана успешности приемов складывания. Подготовка итоговой выставки, обсуждение перспектив на следующий год. Подготовка к конкурсам НГО «СОШ № 12» Диагностика Поощрение. МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» 32 часа Приложение 2 Диагностические материалы Анкета (входной контроль) Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы: 1. Меня зовут ________________________________________________ 2. Мне ______________________________________________________ 3. Я выбрал объединение _____________________________________ 4. Я узнал об объединении (нужное отметить): Из газет; От учителя; От родителей; От друзей; Свой вариант_____________________________________________________ 5. Я пришел в сюда, потому что (нужное отметить): Хочу заниматься любимым делом; Надеюсь найти новых друзей; Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают на уроках в школе; Нечем заняться; Свой вариант_____________________________________________________ 6. Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить): Определиться с выбором профессии; 23 С пользой проводить свободное время; Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе; Свой вариант___________________________________________ Вывод: Результаты анкеты позволяют педагогу иметь общую картину о своих воспитанниках. Кто пришел в объединение целенаправленно за определенными знаниями и навыками или за общением, а кто пришел случайно, за компанию с другом или по чьему либо совету. Данная информация нужна педагогу для того, чтобы он мог акцентировать первоначальное внимание на тех обучающихся, кто пришел случайно, чтобы мотивировать их интерес к занятиям, чтобыони не уходили после первых занятий, а остались до конца курса обучения. 24 В – высокий уровень - 3 балла С – средний уровень - 2 балла Н - низкий уровень - 1 балл 1 теори я беседа 2023) й (декабрь 2022 г) Промежуточны Итоговый (апрель –май Назва ние раздела (темы) Итоговый балл Междунаро дный Всероссийск ий Областной Окружной Муниципал ьный Участие в конкурсах Участие в итоговой выставке Прак тика Прак тика Контр задани е Контр задани е Теор ия беседа Теор ия Прак тика наблю дение тест Теор ия беседа Прак тика Прак тика наблю дение Название раздела (темы) наблю дение Теор ия беседа 2022) Входной контроль (сентябрь ФИ обучающегося ТС «Мастерская феи» за __________ год Диагностическая карта фиксирования результатов освоения обучающимися дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Текущий Текущ ий Уровни Промежуточный протокол ТС «Мастерская феи» за ___________год ( 1 полугодие) Диагностическая карта фиксирования результатов освоения воспитанниками блока (раздела) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Наименование блока (раздела) программы № Фамилия , имя обучающегося Теорит ическа я подгот овка Тестир ование (опрос) Практика Самостоятельное выполнение работы из бумаги с применением не менее двух техник на выбор обучающегося. Общая Качеств Каче Органи Трудоёмкос Креатив ручная о ство зация ть ность умелос выполне готов рабочег самостояте ть ния ой о места льность (мотор отдельн работ ика) ых ы элемент ов 2 Итоговый балл 3 Трудоёмко сть самостоятельно сть с Изделие выполнено по собственному замыслу. В технологии изготовления воплощены свои новые идеи. Есть творческая находка Изделие выполнено на основе образца с разработкой своего. Технология изготовления на уже известных способах, но внесено что-то своё Изделие выполнено на основе образца. Технология изготовления уже известна, ничего нового нет при в затруднение н серьёзное Испытывает подготовке рабочего места. Готовит рабочее место при помощи педагога. с Способен самостоятельно готовить свое рабочее Организац ия рабочего места место. в при н затруднение с серьёзное Испытывает подготовке рабочего места. в Готовит рабочее место при помощи педагога. н Способен самостоятельно готовить свое рабочее с Качество готовой работы место. в Сборка отдельных элементов не соответствует образцу н небольшими с выполнена Работа затруднениями, которые легко исправить Качество выполнения отдельных элементов Работа выполнена аккуратно. Композиционные требования соблюдены. с Детали сделаны с большим дефектом, не соответствуют образцу в Детали выполнены с небольшим замечанием, есть небольшие отклонения от образца Общая ручная умелость (моторика) Детали выполнены аккуратно, имеют ровную поверхность, соответствуют эскизу работы н Слабо развита моторика рук рук, Теоретичес кие знания Ручная умелость развита моторика с Хорошо развита выполнены аккуратно в Ребенок овладел менее 1\2 объема знаний, предусмотренных программой Объем усвоенных знаний составляет более 1\2 Ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период Критерии Креативно сть н в с Уровни освоения темы (раздела) н Промежуточный протокол ТС «Мастерская феи» за ______________год (2 полугодие) Диагностическая карта фиксирования результатов освоения воспитанниками блока (раздела) дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Наименование блока (раздела) программы № Фамилия , имя обучающегося Теорит ическа я подгот овка Тестир ование (опрос) Самостоятельная работа в технике декупаж с применением росписи красками на выбор обучающегося. Общая Качеств Каче Органи Трудоёмкос Креатив ручная о ство зация ть ность умелос выполне готов рабочег самостояте ть ния ой о места льность (мотор отдельн работ ика) ых ы элемент ов 4 Итоговый балл Итоговый тест: 1 год обучения Выберите правильный ответ: 1. Оригами это... a) аппликация; b) бумагокручение; c) складывание бумаги. 2. Родина квиллинга a) Япония b) Китай c) Европа 3. кунусайге это... a) искусство; b) развлечение; c) работа. 4. Техника «Квиллинг» невозможна без… a) клей; b) картон; c) зубочистка. 5) Какую лучше использовать ткань для кунусайге… a) шерсть b)шелк c) капрон 6) для чего применяют холст… a) для украшения одежды b) для лепки c)для рисования 7) правополушарная живопись это a)рисование b)декорирование предметов вставкой рисунка или салфетки с последующим покрытием лаком или краской c) скручивание полосок 8) Какая бумага для плетения более прочная … a) газетная b)журнальная c) фетр 9) «папье-маше» - это…. a) вышивка b)жеваная или рваная бумага c) изделие из кожи 10) Где впервые появилась техника папье-маше a) Англия b) Россия c) Древний Китай Если ребенок отвечает от 8 и вышена вопросы правильно балл -высокий, если от 5 до 7- средний, до 4 низкий. По результату тестирования можно оценить как усвоили дети теоретическую часть по программе в течении года. Итоговый тест: 2 год обучения 1 Выберите правильный ответ: 1)Декупаж – это… а)декорирование поверхности б) шарики с отверстием разной формы; в) рисование 2)Декупаж впервые появился: а) России; б)Китае Египте. 3)Композиция – это… а)составление целого из частей б) музыкальное произведение в) пейзаж 4)Дкупаж в стили кантри это…. a) броский, яркий декупаж b)деревенский c)не применимый в России 5) Оригами бывает …… a) Шевелящееся b) Пластичное c)Двигающееся 6)Канзаши невозможно сделать без… a)клея b)бумаги c)атласных лент 7) Полимерная глина это… a)пластика b)пластилин c)песок с водой 8) Оригами невозможно без… a)вода b)бумаги c)лак 9) Оригами впервые появилось… a) Россия b) Япония c) Китай 10) Канзаши изготавливают из… a)атласных лент, шелка b)из пластика c)соломы 11) Канзаши - это… a) вид обуви b)вид украшения c)масса для лепки 2