1 Оглавление Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………….3 1.1. Пояснительная записка………………………………………………...3 1.2. Цель и задачи программы…………..………………………………....6 1.3. Содержание программы…………………………………………….....7 1.3.1.Учебный (тематический) план ………………………………………..7 1.3.2.Содержание учебного (тематического)плана………………………....7 1.4.Планируемые результаты…………………………………………….....10 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ...…...11 2.1.Условия реализации программы………………………………………..11 2.1.1.Материально-техническое обеспечение……………………………...11 2.1.2.Информационное обеспечение…………………………………….....11 2.1.3.Кадровое обеспечение………………………………………………....11 2.2.Формы аттестации…………………………………………………….....11 2.3.Оценочные материалы ………………………………………………….11 2.4.Методические материалы……………………………………………….12 РАЗДЕЛ 3. Список литературы…………………………………………..14 Приложение……………………………………………………………… …15 Приложение 1. Календарный учебный график …………………………..15 Приложение 2.Дидактические игры и упражнения……………………....18 Приложение 3. Лист оценки результатов…………………………………..19 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристикпрограммы 1.1.Пояснительная записка Сегодня обучение шахматам – популярный и эффективный инструмент развития интеллекта ребенка. В раннем дошкольном возрасте у детей происходит формирование механизма «действия в уме». Это важный период, в котором закладываются основы мышления; ребенок учится проигрывать ситуацию в уме, прежде чем что-либо сделать. Программа предназначена для организации образовательной деятельности физкультурно-спортивной направленности. Разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; - приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) - СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом и локальными актами МАОУ ДО НГО «ДЮЦПВ». Актуальность программы. Наиболее оптимальный возраст для начала обучения шахматам – 5 - 7 лет. В этот период дети без труда овладевают всем новым. Большинство известных гроссмейстеров начинали играть именно в этом возрасте. Для ребенка шахматы – увлекательная игра, интересная практическая деятельность, которой он занимается с удовольствием. Обучение этой мудрой игре с раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Актуальность обусловлена и в вопросе развития произвольного внимания детей и пространственной ориентацией на плоскости. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальных форм волевого управления поведением. На сегодняшний день во всех школах района вводится «учебное занятие (модуль) «Шахматы» в начальных классах общеобразовательных организациях» и шахматы в ДОУ станут пропедевтикой в мотивации и освоении этой дисциплины. Отличительной особенностью программы является предоставление детям выбора (цели урока, заданий, форм выполнения упражнений), диалог, создание доброжелательной атмосферы, когда поощряется инициатива, творчество, самостоятельность. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала: наглядных пособий, демонстрационной шахматной доски с большими шахматными фигурами, дидактических игр и заданий, загадок, чтение дидактических сказок и т.д. Вначале дети изучают правила игры, затем учатся составлять планы игры, решать шахматные задачи, играют партии между собой, участвуют вшахматных соревнованиях. Структура занятий приближена к обычным занятиям, проводимых в детском саду, что делает процесс обучения понятным как для педагога, так и для детей. Через все занятия прослеживается тесная межпредметная связь (особенно с математикой, окружающим миром, развитием речи). Адресат программы. Участниками программы являются дети старшего дошкольного возраста 5-7 лет, посещающие детский сад. Состав постоянный, набор обучающихся свободный. Количественный состав группы до 12 человек. Дошкольное детство – небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. «Программа» дошкольного детства поистине огромна: овладение речью, мышлением, воображением, восприятием и т.п. Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др. свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов. 4 Ведущий вид деятельности дошкольника – игра, и обучение шахматам позволяет ребенку быть включенным в такую игру: «на шахматной доске сражаются два войска - белые и чёрные, дети сами командуют своим шахматным войском». Но вместе с тем ребёнок начинает понимать, что от его умения зависит результат игры, что делает его более ответственным к своим действиям. Дети сами начинают тянуться к получению знаний. Объем и сроки освоения программы. Программа рассчитана на один год обучения для детей старшего дошкольного возраста. Количество часов по программе: 36 часов в год.(1 час в неделю). Форма обучения - очная. Групповая, работа в парах, индивидуальногрупповая (при подготовке детей к соревнованиям). При парной работе подбираются пары, которые играют примерно одинаково, иначе частые проигрыши «слабого» приведут к тому, что он быстро разочаруется, потеряет веру в свои силы. Через некоторое время пара может изменяться в зависимости от уровня игры, его повышение или понижение. Занятия проводятся в детском саду в самих группах. Особенности организации образовательного процесса. Программа представляет собой традиционную модель линейной последовательности освоения в течение четырех лет. Уровень программы. Цель, задачи, содержание и планируемые результаты соответствуют «стартовому» уровню программы. Данный уровень предполагает использование и реализацию общедоступных форм организации материала и минимальную сложность содержания. Режим занятий. Продолжительность занятий: в подготовительной группе – 30 минут. Виды занятий: беседа, игра, решение шахматных задач, дидактические игры и задания, игровые упражнения, шахматные дидактические игры, соревнование, праздник. Формы подведения результатов: по каждому разделу предусмотрено закрепление, где будет организовано повторение и обобщение знаний, умений и навыков, полученных в ходе работы над разделом, опросы и выполнение упражнения для закрепления знаний, открытые занятия, соревнования. 2.1.Цель и задачи программы Цель. Обучение детей дошкольного возраста основам игры в шахматы, развитие интеллектуальных умений дошкольников, способствующих успешной учебе в школе. Программа направлена на решение ряда образовательных, развивающих, воспитательных задач. Образовательные задачи: - познакомить детей с шахматной доской, шахматными фигурами иправилами игры; - познакомить с элементарными понятиями шахматной игры; - учить ориентироваться на шахматной доске; - научить детей видеть в позиции разные варианты решения; 5 - способствовать обучению устным приёмам вычисления; - обогащать сознание детей новыми знаниями, способствующиминакоплению представлений о мире. Развивающие задачи: развивать познавательные психические процессы - внимание, воображение,память, мышление; совершенствовать объяснительную речь; формировать произвольность психических процессов; развивать волевую сферу личности. – развивать самостоятельность в решении шахматных задач; – развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию. Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели. воспитывать уважения к партнёру, самодисциплину, умение владеть собойи добиваться цели; воспитывать целеустремлённость, трудолюбие, настойчивость и выработкеумения работать на результат. формировать первичные представления о личной ответственности при решении дидактических шахматных заданий. 1.3.Содержание программы 1.3.1.Учебный (тематический) план № Количество часов теория практика Темы/ Вид деятельности раз дела Знакомство с шахматной доской Фигуры, их ходы, взятия Ладья, ее ходы и взятие Слон, его ходы, его взятие Ферзь, его ходы, его взятие Король, его ходы, взятия. Король –главная фигура 2.5. Конь, его ходы, его взятие 2.6. Пешки, их ходы, их взятие 2.7. Закрепление по теме «Фигуры, ихходы, взятия» 3 Расстановка фигур на шахматнойдоске 4 Шах и способы защиты 4.1. Знакомство с понятием «шах» 4.2. Способы защиты Закрепление по темам «Шах», 4.3. «Способы защиты» 5 Мат 5.1. Знакомство с понятием мат 1 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 6 Всего Формы аттестации наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 1 2 1 1 1 1 0,5 0,5 --- 0,5 0,5 1 1 наблюдение 1 наблюдение 1 опрос --- 1 1 наблюдение 3 1 1 1 6 2 2 2 9 наблюдение 3 наблюдение 3 наблюдение 3 1 1 3 1 4 наблюдение 2 наблюдение Закрепление по теме «Мат» Сила фигур, их ценность Основные правила игры Правила поведения во время игры Знакомство с понятием «Рокировка» 7.3 Ничья в шахматной партии 7.4. Закрепление по пройденным темам 8 Начало шахматной партии 9 Подведение итогов года --1 1,5 0,5 0,5 2 3 3,5 0,5 1,5 2 4 5 1 2 0,5 --1 --- 0,5 1 1 1 1 наблюдение 1 опрос 2 наблюдение 1 Итого 12 24 36 5.2. 6 7 7.1 7.2. наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение наблюдение 1.3.2.Содержание учебного (тематического) плана 1.Знакомство с шахматной доской. Теория: Форма доски, клетки, их цвет, линии на шахматной доске. Практика: Решение упражнений и дидактических игр. Фигуры их ходы, взятие. 1.1. Ладья, ее ходы и взятие Теория: Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 1.2. Слон, его ходы и взятие Теория: Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 1.3. Ферзь, его ходы и взятие Теория: Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 1.4. Король – главная фигура, его ходы, его взятия Теория: Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 1.5. Конь, его ходы Теория: Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, дваконя против двух. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 1.6. Пешки, их ходы и взятие Теория: Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Превращение пешки в ферзя. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 7 1.7. Закрепление по теме «Фигуры, их ходы, взятие» Практика: решение дидактических игр на знание фигур, розыгрыши несложных положений, решение упражнений с использованием схем, опрос по теории. 2. Расстановка фигур. 2.1. Расстановка фигур на шахматной доске Практика: расстановка фигур перед началом шахматной партии 3. Шах и способы защиты 3.1. Знакомство с понятием «шах». Теория: Шах – нападение на короля – важное шахматное понятие. Охрана своего короля. Шах королю любой фигурой. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 3.2. Способы защиты от шаха. Теория: Защита короля от шаха тремя способами: «срубить фигуру», «уйти королем», «закрыться фигурой». Практика: Решение простых упражнений: «шах» королю соперника и защита своего короля от «шаха». 3.3. Закрепление пройденного по теме «Способы защиты от шаха» 3.4. Практика: Индивидуальные игры, решение дидактических заданий,упражнений. 4. Знакомство с понятием «мат». Теория: Мат как цель игры. Отличие шаха от мата. Мат двумя фигурами. Практика: решение простых упражнений, дидактические игры. 5. Сила фигур, их ценность. Теория: Сравнительная ценность фигур. Пешка, как единица измерения силыфигур. Понятие «Размен» Практика: Решение простых упражнений, дидактические игры. 6. Основные правила игры 6.1. Правила поведения во время игры.Теория: Правило «Тронул-ходи». 6.2. Знакомство с понятием «Рокировка» Теория: Рокировка длинная и короткая. Выбор рокировки. Позиции, когда ееделать нельзя. Практика: Решение простых упражнений. 6.3. Ничья в шахматной партии Теория: Мат или пат. Виды ничьи в шахматах.Практика: Решение простых упражнений. 6.4. Закрепление по пройденным темам Практика: Индивидуальные игры, решение дидактических заданий, упражнений. 7. Начало шахматной партии Теория: Первые ходы. Центр доски и фланги. «Легкие» и «Тяжелые фигуры».Каждый ход новой фигурой. Время делать рокировку. Практика: Решение простых упражнений, дидактические игры. 8. Подведение итогов года 8 Практика: Проведение опроса, решение упражнений,дидактических заданий. простых 1.4.Планируемые результаты Личностные результаты освоения программы «Шахматы для дошколят» отражают индивидуальные личностные качества обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программного материала. Это: формирование основ шахматной культуры; приучение к выполнению элементарных правил поведения в шахматной игре и умению рассчитывать свое время; уважительное отношение к сопернику; приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками; дисциплинированность, внимательность, ответственности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей. Метапредметные результаты освоения программы «Шахматы для дошколят» характеризуют сформированность следующих умений: – способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать,контролировать. – овладение способом выбора наиболее эффективного способа решенияшахматного задания; – анализировать результат своих действий; – устанавливать причинно-следственные связи; – учитывать позицию партнера. – строить речевое высказывание с использованием соответствующих шахматных терминов; – работать индивидуально и в группе. Предметные. Воспитанники будут знать: названия фигур, некоторые шахматные термины; – представление о шахматной доске и ориентирование на ней; – представление об элементарных правилах игры; – представление о шахматных понятиях. Воспитанники будут уметь: – различать и называть шахматные фигуры; – владеть основными шахматными терминами; – правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске (начальноеположение); – правильно применять элементарные правила игры; – ходить всеми фигурами; – играть малым числом фигур; – решать шахматные задачи в один ход. 9 Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогическихусловий 2.1.Условия реализации программы 2.1.1.Материально-техническое обеспечение Комната для занятий, подготовленная в соответствие с требованиями и нормами СанПиН; демонстрационная доска с комплектом демонстрационных фигур; стол для преподавателя; столы и стулья для обучающихся 2.1.2.Информационное обеспечение Интернет-ресурсы: www.chessking.com,www.uralchess.ru https://chessbot.ru 2.1.3. Кадровое обеспечение. Образование: Программу реализует педагог дополнительного образования. 2.2.Формы аттестации и оценочные материалы Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, журнал посещаемости, протоколы соревнований. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия, опросы, соревнования. 2.3.Оценочные материалы. Результативность обучения определяется путем диагностики среди детей в следующих формах: решение простых упражнений, беседы с фронтальным опросом, индивидуальные беседы. Диагностика проводится два раза в год: в декабре и в мае. Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу, где основными критериями диагностики являются: знания всех фигур, умения ими ходить и делать взятия, иметь представление об элементарных правилах игры, знать шахматные понятия: рокировка, шах, мат, пат, ничья, размен, умение правильно делать рокировку, ставить мат королю в 1 ход, правильно применять элементарные правила игры. 2.4.Методические материалы. При обучении придерживаюсь методики И. Г. Сухина. Её цель - привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе, создать у ребенка психологическую готовность к обучению. 10 словесные – беседа, анализ проигрываемых партий, объяснение; наглядные – наблюдение, показ педагогом шахматных позиций, работа пообразцу, игра. практические – тренировочные упражнения. Игровой метод предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приёмами. Метод проблемного обучения. Разбор партий, их творческое осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Методы воспитания, применяемые в обучении – поощрение, упражнение, мотивация, убеждение. Педагогические технологии Технология организации игровой деятельности. Цель: активизировать процесс познания, развить психические процессы, по формированию личностных качеств воспитанников, снизить утомляемость во время занятия, с помощью игровых моментов сделать обучение более комфортным и доступным. Технология педагогического сотрудничества Цель: развивать познавательные способности детей в ходе совместной деятельности педагога и воспитанника. Технология группового обучения. Цель: создать условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы. Структура занятия включает в себя 3 части: Вводная – теоретическую часть (сюрпризный момент или проблемная ситуация); Основная – практическая часть (объяснение нового материала, закреплениепройденного материала и т.д.) Физкультминутка; Заключительная – подведение итогов. Для обеспечения наглядности и доступности освоения программы педагогом используется наглядные пособия следующих видов: - схематические – таблицы, схемы, рисунки; - дидактические пособия - вопросы и задания для устного или письменного опроса, практические задания; - дидактические игры и упражнения; - книги (см. список литературы). 11 РАЗДЕЛ 3. Список литературы Список литературы для детей 1.Сухин И. Г. Волшебный шахматный мешочек. Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992 2.Сухин И. Г. Приключения в Шахматной стране. М.: Педагогика, 1991. 3.Сухин И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. Ростов н/Д:Феникс, 2004. 4.Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000; Список литературы 1.Белявский А, Михальчишин А. Интуиция / А. Белявский, А. Михальчишин М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 176 с; 2.Карпов А. Е, Гик Е. Я. Все о шахматах / А. Е. Карпов, Е. Я. Гик. — 3 – е изд, М.: ФАИР – ПРЕСС, 2005. - 528 с; 3.Карпов А. Е, Гик Е. Я. Шахматные сюжеты / А. Е. Карпов, Е. Я. Гик. — М.:Знание, 1991. – 336 с; 4.Осачук А. П. Закрытый центр в шахматной партии / А. П. Осачук. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 160 с; 5.Пак В. Н. Все чемпионы мира по шахматам / В. Н. Пак. – М.: АСТ; Донецк:Сталкер, 2005. – 318 с. 6.Чернев Ирвинг. Основы шахмат. Шаг за шагом / Ирвинг Чернев — Москва: Издательство «Э», 2018. – 272 с; 7.Юзик, В. Я. Приключения шашечки и шахматика / В. К. Погрибной. М: Ростов-на-Дону, Феникс, 2013. 12 Приложение 1. Учебный (тематический) план Дата Часы Тема занятия Форма Месяц Неделя занятия Раздел 1. Знакомство с шахматной доской 1 Знакомство с детьми. Постановка задач на год. 1сентябрь 1 Беседа Знакомство с шахматной доской. Линии, поля, их цвет Раздел 2. Фигуры, их ходы, взятия 2сентябрь 2 Игра 1 Ладья, ее ходы Ладья, ее взятия 3сентябрь 3 Игра 1 Слон, его ходы Слон, его взятия 4октябрь 1 Игра 1 Ферзь, его ходы Ферзь, его взятия 5октябрь 2 Игра 1 Король, его ходы, взятия. Король – главная фигура 6октябрь 3 Игра 1 Конь, его ходы Конь, его взятия 7октябрь 4 Игра 1 Пешки, их ходы Пешки, их взятия 8ноябрь 1 Игра 1 Превращение пешки в разные фигуры. Закрепление материала по теме «Фигуры, их ходы, взятия» Раздел 3. Расстановка фигур на шахматной доске 9 ноябрь 2 Игра 1 Расстановка фигур в начальное положение № Раздел 4. Шах и способы защиты 1 ноябрь 3 Игра 0 1 ноябрь 4 Игра 1 1 декабрь 1 Игра 2 1 Шах ладьей 1 Шах слоном Шах ферзем 1 Шах конем Шах конем со взятием Место проведения Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Форма контроля Беседа Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 1 декабрь 2 Игра 1 декабрь 3 Игра 1 декабрь 4 Игра 1 декабрь 5 Игра 1 январь 1 Игра 1 январь 2 Бесе 3 4 5 6 7 8 Раздел 5. Мат 1 январь да 3 Игра 9 2 февраль 1 Игра 2 февраль 2 Игра 2 февраль 3 Игра 0 1 2 Раздел 6. Сила фигур, их ценность 2 февраль 4 Игра 3 2 март 1 Игра 2 март 2 Игра 2 март 3 Игра 4 5 6 Раздел 7. Основные правила игры 2 март 4 Игра 7 1 Шах пешками Шах пешками с превращением в фигуры 1 Закрепление по теме «Знакомство с понятием «Шах». Первый способ защиты – срубить фигуру 1 Второй способ защиты – уйти королем. Второй способ защиты – уйти королем 1 Третий способ защиты – закрыться фигурой Третий способ защиты – закрыться фигурой 1 Закрепление по теме «Способы защиты от шаха». Решение упражнений на пройденные темы 1 Решение упражнений на пройденные темы. Проведение опроса «Вопросы по теории» Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий 1 Мат – как цель игры. Простые маты. 1 Мат ферзем и ладьей. Мат двумя ладьями 1 Детский мат. Защита от детского мата 1 Закрепление пройденного по теме «Мат». Решение упражнений на мат в 1 ход. Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Наблюдение 1 Пешка как единица измерения силы фигур. Сравнительная ценность фигур 1 Игра «Шахматный магазин». Решение шахматных примеров Две фигуры без защиты. Решение упражнений 1 Защищенная и не защищенная фигуры Решение упражнений 1 Две фигуры под защитой Решение упражнений Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Наблюдение 1 Основные правила игры. Правила поведения во время игрыПонятие «Размен» Комната для занятий Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Контрольное занятие Устный опрос Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение 28 март 5 Игра 29 апрель 1 Игра 30 апрель 2 Игра 31 апрель 3 Игра Раздел 8. Начало шахматной партии 32 апрель 4 Игра 33 апрель 4 Игра 34 май 1 Игра май 2 Бесе да Раздел 9. Подведение итогов года 36 май 3 Игра 35 1 Короткая рокировка Длинная рокировка 1 Расположение пешек после рокировки. Когда рокировку делать нельзя Комната для занятий Комната для занятий Наблюдение 1 Закрепление пройденного по теме «Рокировка» Ничья, ее виды 1 Решение упражнений Комната для занятий Комната для занятий Наблюдение Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Комната для занятий Наблюдение 1 Центр и фланги на шахматной доске. Легкие и тяжелые фигуры 1 Каждый ход новой фигурой. Время делать рокировку 1 Решение упражнений на тему «Шах». Решение упражнений не тему «Мат» 1 Решение упражнений на мат в 1 ход. Проведение опроса «Вопросы по теории» 1 Игра «Волшебный мешочек». Игра «Шахматный магазин» Подведение итогов года Комната длязанятий итого 36 Требования к уровню подготовки Воспитанники должны знать: ⎯иметь представление об элементарных правилах игры; ⎯иметь представление о некоторых тактических приемах. Воспитанники должны уметь: ⎯правильно делать рокировку; ⎯ различать горизонталь, вертикаль, диагональ; ⎯ставить мат королю в 1 ход; ⎯правильно применять элементарные правила игры; ⎯ правильно располагать доску между партнерами, расставлять фигуры – решать элементарные шахматные задачи. Наблюдение Наблюдение Наблюдение Контрольное занятие Опрос Игра, опрос Приложение 2. Дидактические игры и упражнения Тема: «Шахматная доска» “Горизонталь”. Двое играющих по очереди заполняют одну изгоризонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками и пешками). “Вертикаль”. То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. “Диагональ”. То же самое, но заполняется она из диагоналейшахматной доски. Тема «Шахматные фигуры» "Угадайка". Загадать какую-нибудь шахматную фигуру и спрятать её в кулаке. Предложить ребёнку догадаться, что это за фигура.Использовать подсказки(похожа на..,ходит ...) Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д. "Угадайка". Взрослый словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, неподвижными). "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их. "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. Да или нет?”. Педагог берет две шахматные фигуры, а дети отвечают, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. “Не зевай!”. Педагог говорит какую-либо фразу о начальном положении, например, “Ладья стоит в углу”, и бросает кому-либо из учеников мяч; если утверждение верно, то мяч следует поймать. “Кратчайший путь”. За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. Тема «шах» "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых дети должны определить: стоит ли король под шахом или нет. "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю. "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха. Тема «Способы защиты» “Два хода”. Для того чтобы ученик научился создавать иреализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход педагога ученик отвечает двумя своими ходами подряд. "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две черныефигуры. "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побитьнезащищенную фигуру. "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящуюпод боем. "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. Тема «Закрепление» “Игра на уничтожение”. Именно здесь все плюсы шахмат начинают “работать” на ученика – формируется внутренний план действий, аналитикосинтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры); выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. Приложение 2. Вопросы для опроса 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Сколько клеток имеет шахматная доска? Сколько горизонталей и вертикалей на шахматной доске? Как правильно расставить фигуры в начальное положение? Как называются фигуры и как ходит каждая из них? В чем заключается цель игры? Что такое шах? Какие есть способы защиты от шаха? Что такое мат? Что такое размен? Что такое рокировка? Для чего делают рокировку? Что такое пат? Чем мат отличается от пата? Какой фигурой кроме пешки можно начать шахматную партию? Приложение 3. Лист оценки результатов Теоретиче скаяподготовка Фамилия имя Вопросы по теории декабрь УУД Ходы фигурами декабрь Взятия фигурами декабрь Теоретическа я подготовка Вопросы по теории май 19 УУД Решение задач на выигрыш фигуры . май Личностные результаты Решение задач на тему «Шах» май Итого Уровень высокий – 32,5 б.; средний – 2,4- 1,5 б. низкий - ниже 1,4 б.