1.Знакомство с шахматной доской. Теория: Форма доски, клетки, их цвет, линии на шахматной доске. Практика: Решение упражнений и дидактических игр. Фигуры их ходы, взятие. 1.1. Ладья, ее ходы и взятие Теория: Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход ивзятие ладьи. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 1.2. Слон, его ходы и взятие Теория: Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура.Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 1.3. Ферзь, его ходы и взятие Теория: Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ходферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 1.4. Король – главная фигура, его ходы, его взятия Теория: Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 1.5. Конь, его ходы Теория: Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, дваконя против двух. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 1.6. Пешки, их ходы и взятие Теория: Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Превращение пешки в ферзя. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 1.7. Закрепление по теме «Фигуры, их ходы, взятие» Практика: решение дидактических игр на знание фигур, розыгрыши несложных положений, решение упражнений с использованием схем, опрос по теории. 2. Расстановка фигур. 2.1. Расстановка фигур на шахматной доске Практика: расстановка фигур перед началом шахматной партии 3. Шах и способы защиты 3.1. Знакомство с понятием «шах». Теория: Шах – нападение на короля – важное шахматное понятие. Охрана своего короля. Шах королю любой фигурой. Практика: Решение дидактических заданий, упражнений и игр. 3.2. Способы защиты от шаха. Теория: Защита короля от шаха тремя способами: «срубить фигуру», «уйти королем», «закрыться фигурой». Практика: Решение простых упражнений: «шах» королю соперника и защита своего короля от «шаха». 3.3. Закрепление пройденного по теме «Способы защиты от шаха» 3.4. Практика: Индивидуальные игры, решение дидактических заданий,упражнений. 4. Знакомство с понятием «мат». Теория: Мат как цель игры. Отличие шаха от мата. Мат двумя фигурами.Практика: решение простых упражнений, дидактические игры. 5. Сила фигур, их ценность. Теория: Сравнительная ценность фигур. Пешка, как единица измерения силыфигур. Понятие «Размен» Практика: Решение простых упражнений, дидактические игры. 6. Основные правила игры 6.1. Правила поведения во время игры.Теория: Правило «Тронулходи». 6.2. Знакомство с понятием «Рокировка» Теория: Рокировка длинная и короткая. Выбор рокировки. Позиции, когда ееделать нельзя. Практика: Решение простых упражнений. 6.3. Ничья в шахматной партии Теория: Мат или пат. Виды ничьи в шахматах.Практика: Решение простых упражнений. 6.4. Закрепление по пройденным темам Практика: Индивидуальные игры, решение дидактических заданий,упражнений. 7. Начало шахматной партии Теория: Первые ходы. Центр доски и фланги. «Легкие» и «Тяжелые фигуры».Каждый ход новой фигурой. Время делать рокировку. Практика: Решение простых упражнений, дидактические игры. 8. Подведение итогов года Практика: Проведение опроса, решение простых упражнений,дидактических заданий.