Оглавление Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы…………………………………..….3 1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………..3 1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………………………..4 1.3. Содержание программы……………………………………………………………………….5 1.3.1.Учебный (тематический) план………………………………………………………………….5 1.3.2.Содержание учебного (тематического) плана…………………………………………….…...7 1.4.Планируемые результаты…………………………………………………………………………9 Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий…………………….………..10 2.1.Условия реализации программы…………………………………………………………..…….10 2.1.1.Материально-техническое обеспечение……………………………………………………….11 2.1.2.Информационное обеспечение………………………………………………………….…….11 2.1.3.Кадровое обеспечение…………………………………………………………………….……11 2.2.Формы аттестации……………………………………………………………………….……….11 2.3.Оценочные материалы…………………………………………………………………….……..11 2.4.Методические материалы…………………………………………………………………..……12 Раздел 3.Список литературы……………………………………………………………..………..13 Приложение Приложение 1. Календарный учебный график (1-4 класс)…………….……….………………..…14 Приложение 1. Календарный учебный график (5-6 класс)…………….……….………………..…19 Приложение 1. Календарный учебный график (7-8 класс)…………….……….………………..…23 2 1.1.Пояснительная записка Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Основной идеей программы является тот факт, что развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором занимает театр. Адаптированная дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа кружка по театральной деятельности для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( с умеренной степенью умственной отсталости) «Играть могут все» художественной направленности, разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; 2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 3. Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") 5. .Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» 6. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций» от 20 марта 2016 года № ВК-641/09). 9. Уставом и локальными актами МАОУ ДО НГО «ДЮЦПВ». 10. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. В игре, в процессе исполнения той или иной роли ребенок ,работая над образом персонажа, старается перенять черты его характера, поведения в различных ситуациях. Систематически возникающие в процессе подражания положительные и отрицательные эмоции становятся регулятором дальнейшего поведения самого ребенка. Возникают посылы для творческого решения, попытки импровизации. Полученные знания позволят обучающимся преодолеть психологическую инертность, развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения. 3 Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию. Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Отличительной особенностью программы является тот факт, что театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя. Реализация это программы способна эффективно повлиять на воспитательнообразовательный процесс. Сплочение детского коллектива, расширение культурного диапазона обучающихся, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях. Адресат программы. Программа адресована для работы с детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами: обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).Посещать занятия кружка могут обучающиеся 8-16 лет. Количественная наполняемость в группе: Минимальное количество обучающихся в группе 6 Максимальное количество обучающихся в группе 12 Объем и сроки освоения программы: Объем программы – 36 часов (программа реализуется с 16.09.2024 г). Программа «Играть могут все» разработана на 1 год обучения. На теоретическую часть отводится не более 30 % времени. Основное время отводится на практическую работу. Форма обучения очная. Особенности организации образовательного процесса. В соответствии со схожими индивидуальными психофизическими и поведенческими особенностями обучающиеся комплектуются в группы. Возраст ребенка при комплектации группы не учитывается, учитывается выраженность недоразвития интеллекта и уровень развития самостоятельной деятельности ребенка. Состав группы постоянный. На занятиях происходит постоянная смена видов деятельности ( театральные игры, постановка этюдов, репетиционные занятия, информационные занятия, творческие мастерские. В рамках новых тем предусматривается возвращение к ранее изученному материалу, для более успешного его осмысления и результативного освоения формируемых навыков. На каждом занятии стимулируется коммуникация обучающегося, его самостоятельная творческая активность, отрабатываются навыки культурного общения. Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов. Программа построена на принципах доступности, включенности, наглядности, последовательности. Организационные формы обучения: коллективные, групповые, индивидуальные . Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю по одному часу в каждой группе, в соответствии с расписанием. 1 группа (1 раз в неделю, вторник) - 36 часов 2 группа (1 раз в неделю, среда) - 36 часов 3 группа (1 раз в неделю, пятница) – 36 часов Всего: 3 группы 108 часов Виды занятий: В процессе освоения программы используются комбинированные, теоретические, практические виды занятий, а так же мастер - классы, тренинги и открытые занятия. Формой подведения итогов считать: участие в школьных мероприятиях, инсценировках, 4 постановках сказок и пьес для свободного просмотра. Изучение данного курса позволит обучающимся получить общее представление о театре, овладеть азами актерского мастерства, получить опыт зрительской культуры, опыт выступать в роли режиссера, декоратора, художника-оформителя, актера. 1.2.Цель и задачи программы Цель: содействие социализации и самореализации обучающихся, развитию творческого потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( умеренной степенью умственной отсталости) через вовлечение их в театральную деятельность. Задачи: Обучающие познакомить с особым видом искусства – театром; с различными видами театров; с особенностями театрального процесса; познакомить с жанрами театрального искусства; познакомить с назначением театрального костюма, грима, реквизита, декораций и т.д.; научить сценической речи и сценическому движению; научить основам актерского мастерства; научить выступать с подготовленными ролями. Развивающие: сформировать и развить интерес к занятиям, к театру как виду искусства; повышать познавательные интересы: внимание, память; развивать творческую и сценическую фантазию, технику и культуру речи; развивать чувство ритма, пластичность и выразительность движения; развивать художественный вкус; сформировать навыки самостоятельной творческой деятельности. Воспитательные: развить умения грамотно воспринимать спектакль; сформировать умения общаться с преподавателем и другими участниками коллектива; сформировать культуры поведения на репетициях и во время спектакля; привить трудолюбие, самоотдачу, самоорганизацию. Коррекционные: социализация и раскрытие личностных потенциалов обучающегося с умственными отклонениями (с умеренной степенью умственной отсталостью), удовлетворение его потребностей в творческом самовыражении в процессе театральной деятельности. 1.3.Содержание программы. Занятия театрального коллектива включают наряду с работой над пьесой проведение бесед об искусстве, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок. В беседах о театре руководитель в доступной форме знакомит ребят с особенностями реалистического театрального искусства, его видам:) и жанрами; с творчеством ряда ведущих деятелей русского и зарубежного театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Практическое знакомство со сценическим действием начинаться с игр-упражнений, импровизаций, этюдов. Процесс этюдной работы, как и подготовки спектакля, оказывает влияние на формирование духовного облика ребенка. Во всех случаях проводится обсуждение этюдов, воспитывается у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность, формирование критерий оценки качества работы. Формы проведения занятий: коллективные, групповые, индивидуальные . 5 1.3.1 Учебный (тематический) план N Раздел / Тема п/п 1 Количество часов Всего Теория Практика Раздел 1. Театрально-игровая деятельность 1 0,5 0,5 Вводное занятие. Давайте знакомится. «Мы играем – мы мечтаем!» 1 0,5 0,5 «Мы играем – мы мечтаем!» 1 0,5 0,5 Основы актёрского мастерства 1 1 Основы актёрского мастерства 1 1 Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Игры на развитие внимания и воображения. Игры на развитие внимания и воображения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 11 11 Раздел 2. «Основы актёрского мастерства» Работа над спектаклем по сказке А.С. 1 1 Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над спектаклем по сказке А.С. 1 1 Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над спектаклем по сказке А.С. 1 1 Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Театральный этюд. 1 1 Театральный этюд. 1 1 Театральный этюд. 1 1 6 6 Раздел 3. Художественно-речевая деятельность. Художественно-речевая деятельность. 1 1 Артикуляционная гимнастика. Изучение скороговорок, потешек на правильное произношение гласных звуков. 6 Форма контроля Беседа, игра, инструктаж. Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий. Беседа, игры, тестирование, «посвящение в театральные зрители». Участие в исполнении этюдов Участие в исполнении этюдов Участие в исполнении этюдов Участие в исполнении этюдов Участие в исполнении этюдов Участие в исполнении этюдов Участие в исполнении этюдов Участие в исполнении этюдов Участие в исполнении этюдов Участие в исполнении этюдов Участие в исполнении этюдов Участие в исполнении этюдов Участие в исполнении этюдов Участие в исполнении этюдов Выполнение упражнений 19 20 21 22. 23 24 25 26 27 28 29 Художественно-речевая деятельность. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на правильное произношение шипящих звуков. Художественно-речевая деятельность. Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков Художественно-речевая деятельность. Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков. Изучение и правильное произношение потешек, скороговорок Художественно-речевая деятельность. Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков. Изучение и правильное произношение потешек, скороговорок 1 Выполнение упражнений 1 1 Выполнение упражнений 1 1 Выполнение упражнений 1 1 Выполнение упражнений 5 5 Раздел 4. Репетиционные работы 1 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. 1 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. 1 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. 1 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. 1 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. 1 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. 1 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкамминиатюрам Дж. Родари. Репетиционные работы. 30 1 1 1 Работа над спектаклем по сказкамминиатюрам 7 Участие в репетиционных работах Участие в репетиционных работах Участие в репетиционных работах Участие в репетиционных работах Участие в репетиционных работах Участие в репетиционных работах Участие в репетиционных работах Участие в репетиционных работах Дж. Родари. Репетиционные работы. 31 1 1 Участие в репетиционных работах 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Участие в репетиционных работах Участие в репетиционных работах Участие в репетиционных работах Участие в репетиционных работах Участие в выступлении Работа над спектаклем по сказкамминиатюрам Дж. Родари. 32 33 34 35 36 Репетиционные работы. Работа над спектаклем дядюшки Римуса. Репетиционные работы. Работа над спектаклем дядюшки Римуса. Репетиционные работы. Работа над спектаклем дядюшки Римуса. Репетиционные работы. Работа над спектаклем дядюшки Римуса. Репетиционные работы. Подведение итогов. Мини концерт Всего Итого по сказкам по сказкам по сказкам по сказкам 36 Участия в конкурсах 36 час 3 груп пы 1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана Раздел 1. Театрально-игровая деятельность. 1.1. Вводное занятие. Давайте знакомится. Беседа, игра, инструктаж. 1.2. «Мы играем – мы мечтаем!» Беседа, игры, тестирование, «посвящение в театральные зрители». 1.3«Мы играем – мы мечтаем!» Беседа, игры, тестирование, «посвящение в театральные зрители». 1.4. Основы актёрского мастерства. Участие в исполнении этюдов. 1.5. Основы актёрского мастерства. Участие в исполнении этюдов. 1.6. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Участие в исполнении этюдов. 1.7. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. Участие в исполнении этюдов. 1.8. Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Участие в исполнении этюдов. 1.9. Инсценирование сказок Корнея Чуковского. Участие в исполнении этюдов. 1.10 Игры на развитие внимания и воображения. Участие в исполнении этюдов. 1.11Игры на развитие внимания и воображения. Участие в исполнении этюдов. 8 Раздел 2. Раздел 2. «Основы актёрского мастерства» 2.1. Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Участие в исполнении этюдов. 2.2. Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Участие в исполнении этюдов. 2.3. Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Участие в исполнении этюдов. 2.4 Театральный этюд. Участие в исполнении этюдов. 2.5 Театральный этюд. Участие в исполнении этюдов. 2.5 Театральный этюд. Участие в исполнении этюдов. Раздел 3. Художественно-речевая деятельность. 3.1. Художественно-речевая деятельность. Практика Артикуляционная гимнастика. Изучение скороговорок, потешек на правильное произношение гласных звуков. 3.2. Художественно-речевая деятельность. Практика Артикуляционная гимнастика. Упражнение на правильное произношение шипящих звуков. 3.3. Художественно-речевая деятельность. Практика Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков 3.4. Художественно-речевая деятельность. Практика Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков. Изучение и правильное произношение потешек, скороговорок 3.5. Художественно-речевая деятельность. Практика Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков. Изучение и правильное произношение потешек, скороговорок. Раздел 4. Репетиционные работы 4.1. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. Участие в репетиционных работах 4.2. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. Участие в репетиционных работах 4.3. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. Участие в репетиционных работах 4.4. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. Участие в репетиционных работах 4.5. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. Участие в репетиционных работах 4.6. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. Участие в репетиционных работах 4.7. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари. Участие в репетиционных работах 4.8 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари. Участие в репетиционных работах 4.9. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари. Участие в репетиционных работах 4.10 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. Участие в репетиционных работах 4.11. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. Участие в репетиционных работах 4.12. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. Участие в репетиционных работах 4.14. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. Участие в репетиционных работах 4.14 Репетиционные работы. Подведение итогов. Мини концерт 9 1.4.Планируемые результаты Предметные результаты: К концу обучения обучающийся: Знает: чем отличается театр от других видов искусств какие виды театров существуют Знание основных жанров театрального искусства Театральную терминологию Принципы построения этюда Имеет понятия: об элементарных технических средствах сцены об оформлении сцены о нормах поведения на сцене и в зрительном зале Умеет: направлять свою фантазию по заданному руслу образно мыслить концентрировать внимание ощущать себя в сценическом пространстве Приобретает навыки: общения с партнером элементарного актёрского мастерства образного восприятия окружающего мира адекватного и образного реагирования на внешние раздражители коллективного творчества А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом. Метапредметные результаты Регулятивные • умение организовать свое рабочее место под руководством педагога; умение последовательно выполнять действия; • использовать речь для регуляции своего действия; • умение самостоятельно оценивать выполненную работу. Познавательные • знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер); • чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; • иметь представление о театре, о театральной культуре; • иметь представление об устройстве театра. Коммуникативные • умение вступать в диалог; • участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое; • умение договариваться и находить общее решение; • формулировать свои затруднения. Личностные • умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них; • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки; 10 • уважительное отношение к чужому мнению. Предполагаемая результативность программы ориентируется на социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. приобретение Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий Календарный учебный график Год обучения(уровень) 1 год обучения Дата Начала занятий Дата Окончания занятий 16.09.2024 г 25.05.2025 г Количес тво учебны х недель 36 Количество учебных дней 108 Количество учебных часов 3 часа в неделю Режим занятий в трех группах 1 раз в нед. по 1 часу Выходные дни с 31 декабря 2024 г по 8 января 2025 г 2.1. Условия реализации программы Для реализации программы «Играть могут все» помещение должно быть светлым и соответствовать требованиям санитарных норм и правил. До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения. Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по нескольким разделам: музыкально-творческие занятия, художественно-речевые упражнения, актерские тренинги, репетиции, выступления. Принципы, определяющие построение программы: 1. Принцип гуманизма – веры в возможности ребенка, субъективного позитивного подхода к перспективам его развития. 2. Принцип системности – рассмотрение ребенка как целостного качественно-своеобразного, динамично развивающегося субъекта. 3. Принцип практической направленности – учета реальных возможностей ребенка в практических ситуациях. 4. Принцип увлеченности и творчества – развитие творческих способностей детей, при этом творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности. 5. Принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и обучающейся личности. 2.1.1. Материально-техническое обеспечение кабинет для проведения занятий; столы, стулья; театральный реквизит (маски, декорации, сценические костюмы для выступлений); кукольный театр; проектор, мультимедийная доска. 2.1.2. Информационное обеспечение Использование источников сети Интернет для работы. 11 2.1.3.Кадровое обеспечение Занятия по программе ведёт один педагог дополнительного образования. Образование: средне – специальное. 2.2. Формы аттестации Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля: - вводный (проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам). - текущий (проводится в ходе учебного занятия, позволяет закрепить знания по изученной теме). - рубежный (проводится после завершения изучения каждого раздела программы). - итоговый (проводится после завершения всей учебной программы). Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения, оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки. 2.3. Оценочные материалы Отслеживание результатов театрально-игровой деятельности проводится по следующим направлениям. 1. Участие в театрально-игровой деятельности (умение представить ситуацию, перевоплотиться в персонажа) 2. Выполнение упражнений занятий из раздела «Художественно-речевая деятельность» (знание и правильное произношение скороговорок и чистоговорок на разные звуки) 3. Участие в репетиционной работе и выступлениях 4. Составление иллюстраций к пьесам и сказкам 5. Участие в актерских тренингах 6. Совместное составление пьес по мотивам произведений или авторских сказок, историй, их драматизация с использованием кукольного театра 7. Совместное создание декораций и реквизита. Этюдный тренаж (мастерство актера) 1.Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки). 2.Жесты (этюды на выразительность жеста). 3.Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций, на воспроизведение отдельных черт характера). 4.Движения (этюды с музыкальным сопровождением). Игры-драматизации 1.Желание участвовать в играх – драматизациях. 2.Умение общаться с партнером. 3.Умение импровизировать при создании образа. Этюды с куклами 1.Желание играть с куклой. 2.Навыки управления ею. 3.Умение импровизировать с куклой. Кукольные спектакли 1.Желание участвовать в спектакле с верховыми куклами. 2.Навыки взаимодействия с партнером при управлении с куклой. 3.Умение создать образ с помощью кукол. Игры – спектакли с элементами кукольного театра 12 1.Желание участвовать в игре – спектакле. 2.Навыки общения с партнером. 3.Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности (слово, жесты, мимика, движение, управление куклами) 2.4. Методические материалы Методы обучения В процессе организации образовательного процесса используются следующие методы работы: По способу организации занятий: - словесный (устное изложение, беседа, анализ и т.д.) - наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.); - практический(упражнения воспроизводящие и творческие). По уровню деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию); - репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности); - частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом); - исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся); По форме организации деятельности обучающихся: - фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися; -коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми; -индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповой (организация работы по малым группам); - коллективно-групповой (выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение); - индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблемы); Методы личностно-ориентированного подхода: (диалога, игровые, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации успеха), что способствует развитию индивидуальности обучающегося, проявлению его субъектных качеств. Метод проекта как условие для развития у детей познавательного интереса и самостоятельности в выборе способов и средств достижения цел 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Раздел 3. Список литературы. Литература, используемая для составления программы Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – М.: Просвещение, 1991. – 90 с. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003. Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001. Станиславский К. С. Художественные записи. - М.: Искусство, 1939. – 165 с. Сценическая речь / Уч. пособие для средних театральных и культурных просветительских учебных заведений. – М.: Просвещение, 1976. – 336 с. Пьесы Олеси Емельяновой. 13 Список литературы для обучающихся Александрова Т. Домовенок Кузька. – Самовар, 2014, 128 с. Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М., 2009. – 110 с. Зверева Н., Иконникова С. Сторителлинг. Как стать популярным и легко заводить друзей. – 160 с. 4. Зверева Н., Иконникова С. Навыки будущего. Твоя презентация. Как добиться успеха. – с. 160 5. Зверева Н., Иконникова С.Тайм-менеджмент. Как всё успеть? – с. 160 6. Успенский Э.Н. Истории про чебурашку и крокодила Гену. – М.: АСТ, 2017 – 75 с. 7. Харрис Джоэль. Братец Лис и братец Кролик. – М.: Акварель, 2020 – с. 96 1. 2. 3. 14 Приложение 1 Календарно - учебный график - 1-4 класс 1 Меся ц сентябр ь N Форма занятия Колво часов 1 Тема Место проведения Форма контроля 2 Теорети ческое Вводное занятие. Давайте знакомится. МБОУ НГО СОШ№10 Беседа, игра, инструктаж. 3 Практич еское 1 «Мы играем – мы мечтаем!» МБОУ НГО СОШ№10 Практич еское 1 «Мы играем – мы мечтаем!» МБОУ НГО СОШ№10 Практич еское 1 Основы актёрского мастерства МБОУ НГО СОШ№10 Беседа, игры, тестирование, «посвящение в театральные зрители». Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же по-разному», викторины и др Беседа, игры, тестирование, «посвящение в театральные зрители». Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же по-разному», викторины и др Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий. Практич еское 1 Основы актёрского мастерства МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование . Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование . Инсценирование сказок Корнея Чуковского. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов Сентябрь 2 неделя 5 Октябрь 4 Октябрь октябрь 3 4 Практич еское Октябрь 6 Практич еское 8 Ноябрь Ноябрь 7 2 Практич еское 1 15 11 Ноябрь Ноябрь 10 Декабрь 9 Практич еское 1 Инсценирование сказок Корнея Чуковского. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 4 Практич еское 1 Игры на развитие внимания и воображения. МБОУ НГО СОШ№10 Выполнение упражнений 2 Теорети ческое Практич еское Практич еское 1 Игры на развитие внимания и воображения. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 1 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 4 Практич еское 1 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 1 Практич еское 1 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 2 Практич еское 1 Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Театральный этюд. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 3 Практич еское 1 Театральный этюд. МБОУ НГО СОШ№10 Выполнение упражнений 4 Практич еское 1 Театральный этюд. МБОУ НГО СОШ№10 Выполнение упражнений 3 Декабрь 12 3 Декабрь 13 Декабрь 14 Январь 15 Январь 16 Январь 17 16 1 Практич еское 1 2 Практич еское 1 3 Практич еское 1 4 Практич еское 1 Январь 18 Февраль 19 Февраль 20 Февраль 21 Художественноречевая деятельность. Артикуляционная гимнастика. Изучение скороговорок, потешек на правильное произношение гласных звуков. Художественноречевая деятельность. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на правильное произношение шипящих звуков. Художественноречевая деятельность. Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков Художественноречевая деятельность. Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков. Изучение и правильное произношение потешек, скороговорок 17 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах 5 Практич еское 1 2 Практич еское 1 3 Практич еское 1 4 Практич еское 1 1 Практич еское 1 2 Практич еское 1 3 Практич еское 1 Февраль 22 Март 23 Март 24 Март 25 Март 26 Март 27 28 Художественноречевая деятельность. Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков. Изучение и правильное произношение потешек, скороговорок Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. 18 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах 4 Практич еское 1 5 Практич еское 1 Практич еское Апрель Практич еское Апрель 33 Практич еское Апрель 34 Дж. Родари. Репетиционные работы. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах 1 Дж. Родари. Репетиционные работы. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в выступлении МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах Дж. Родари. Практич еское 32 Участие в репетиционных работах Работа над спектаклем по сказкамминиатюрам Апрель 31 МБОУ НГО СОШ№10 Работа над спектаклем по сказкамминиатюрам Апрель 30 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкамминиатюрам Апрель 29 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. 19 Практич еское Май 35 Практич еское Май 36 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам дядюшки Римуса. Репетиционные работы. Подведение итогов. Мини концерт 20 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционных работах Приложение 2 Календарно - учебный график - 5-6 класс 1 Меся ц сентябр ь N Форма занятия Колво часов 1 Тема Место проведения МБОУ НГО СОШ№10 Форма контроля 2 Теорети ческое 3 Практич еское 1 «Мы играем – мы мечтаем!» МБОУ НГО СОШ№10 1 «Мы играем – мы мечтаем!» МБОУ НГО СОШ№10 Практич еское 1 Основы актёрского мастерства МБОУ НГО СОШ№10 Практич еское 1 Основы актёрского мастерства МБОУ НГО СОШ№10 Беседа, игры, тестирование, «посвящение в театральные зрители». Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же по-разному», викторины и др Беседа, игры, тестирование, «посвящение в театральные зрители». Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же по-разному», викторины и др Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий. Участие в исполнении этюдов Практич еское Практич еское Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов Практич еское Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов Вводное занятие. Давайте знакомится. Сентябрь 2 неделя октябрь 3 Октябрь 6 Ноябрь 5 Октябрь Октябрь 4 4 21 Беседа, игра, инструктаж. Ноябрь 8 Практич еское 1 Инсценирование сказок Корнея Чуковского. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 3 Практич еское 1 Инсценирование сказок Корнея Чуковского. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 4 Практич еское 1 Игры на развитие внимания и воображения. МБОУ НГО СОШ№10 Выполнение упражнений 2 Теорети ческое Практич еское Практич еское 1 Игры на развитие внимания и воображения. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 1 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 4 Практич еское 1 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 1 Практич еское 1 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 2 Практич еское 1 Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Театральный этюд. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 3 Практич еское 1 Театральный этюд. МБОУ НГО СОШ№10 Выполнение упражнений 4 Практич еское 1 Театральный этюд. МБОУ НГО СОШ№10 Выполнение упражнений 1 Практич еское 1 Художественно-речевая МБОУ деятельность. НГО Артикуляционная СОШ№10 гимнастика. Изучение скороговорок, потешек на правильное произношение гласных звуков. Участие в репетиционн ых работах 13 14 Декабрь Декабрь 12 Декабрь 11 Декабрь 10 Ноябрь Ноябрь 9 2 Январь 15 3 Январь 16 Январь 17 Январь 18 22 2 Практич еское 1 Художественно-речевая деятельность. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на правильное произношение шипящих звуков. Художественно-речевая деятельность. Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков Художественно-речевая деятельность. Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков. Изучение и правильное произношение потешек, скороговорок Художественно-речевая деятельность. Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков. Изучение и правильное произношение потешек, скороговорок Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 3 Практич еское 1 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 4 Практич еское 1 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 5 Практич еское 1 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 2 Практич еское 1 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 3 Практич еское 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 4 Практич еское 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 1 Практич еское 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 2 Практич еское 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах Февраль 19 Февраль 20 Февраль 21 Февраль 22 Март 23 Март 24 Март 25 Март 26 Март 27 23 28 3 Практич еское 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 29 4 Практич еское 1 Репетиционные работы. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в выступлении Практич еское Репетиционные работы. МБОУ Работа над спектаклем по НГО сказкам дядюшки Римуса. СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах Практич еское Репетиционные работы. МБОУ Работа над спектаклем по НГО сказкам дядюшки Римуса. СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах Практич еское Репетиционные работы. МБОУ Работа над спектаклем по НГО сказкам дядюшки Римуса. СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах Практич еское Репетиционные работы. МБОУ Работа над спектаклем по НГО сказкам дядюшки Римуса. СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах Практич еское Репетиционные работы. Подведение итогов. Мини концерт Участие в репетиционн ых работах Апрель Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам 5 Практич еское 1 Практич еское Апрель 32 Апрель 33 Апрель 34 Май 36 Дж. Родари. Репетиционные работы. Дж. Родари. Май 35 1 Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Апрель 31 Дж. Родари. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Апрель 30 МБОУ НГО СОШ№10 Приложение 3 24 Календарно - учебный график - 7-9 класс 1 Меся ц сентябр ь N Форма занятия Колво часов 1 Тема Место проведения МБОУ НГО СОШ№10 Форма контроля 2 Теорети ческое 3 Практич еское 1 «Мы играем – мы мечтаем!» МБОУ НГО СОШ№10 1 «Мы играем – мы мечтаем!» МБОУ НГО СОШ№10 Практич еское 1 Основы актёрского мастерства МБОУ НГО СОШ№10 Практич еское 1 Основы актёрского мастерства МБОУ НГО СОШ№10 Беседа, игры, тестирование, «посвящение в театральные зрители». Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же по-разному», викторины и др Беседа, игры, тестирование, «посвящение в театральные зрители». Игры «Мы идем в театр», «Одно и то же по-разному», викторины и др Беседа, наблюдение; выполнение творческих заданий. Участие в исполнении этюдов Практич еское Практич еское Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов Практич еское Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов Инсценирование сказок Корнея Чуковского. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов Вводное занятие. Давайте знакомится. Сентябрь 2 неделя октябрь 3 8 Ноябрь Ноябрь 6 4 Октябрь 5 Октябрь Октябрь 4 2 Практич еское 1 25 Беседа, игра, инструктаж. 3 Практич еское 1 Инсценирование сказок Корнея Чуковского. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 4 Практич еское 1 Игры на развитие внимания и воображения. МБОУ НГО СОШ№10 Выполнение упражнений 2 Теорети ческое Практич еское Практич еское 1 Игры на развитие внимания и воображения. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 1 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 4 Практич еское 1 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 1 Практич еское 1 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 2 Практич еское 1 Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Работа над спектаклем по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Театральный этюд. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в исполнении этюдов 3 Практич еское 1 Театральный этюд. МБОУ НГО СОШ№10 Выполнение упражнений 4 Практич еское 1 Театральный этюд. МБОУ НГО СОШ№10 Выполнение упражнений 1 Практич еское 1 МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 2 Практич еское 1 Художественно-речевая деятельность. Артикуляционная гимнастика. Изучение скороговорок, потешек на правильное произношение гласных звуков. Художественно-речевая деятельность. Артикуляционная гимнастика. Упражнение на правильное произношение шипящих звуков. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 13 14 Декабрь Декабрь 12 Декабрь 11 Декабрь 10 Ноябрь Ноябрь 9 Январь 15 3 Январь 16 Январь 17 Январь 18 Февраль 19 26 Художественно-речевая деятельность. Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков Художественно-речевая деятельность. Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков. Изучение и правильное произношение потешек, скороговорок Художественно-речевая деятельность. Упражнение на правильное произношение звонких, глухих согласных звуков. Изучение и правильное произношение потешек, скороговорок Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах Практич еское 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Г.Х. Андерсена. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 1 Практич еское 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 2 Практич еское 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 28 3 Практич еское 1 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам Ш. Перро. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 29 4 Практич еское 1 Репетиционные работы. МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах 3 Практич еское 1 4 Практич еское 1 5 Практич еское 1 2 Практич еское 1 3 Практич еское 4 Февраль 20 Февраль 21 Февраль 22 Март 23 Март 24 Март 25 Март 26 Апрель Март 27 Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Дж. Родари. 27 5 Практич еское МБОУ НГО СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах МБОУ НГО СОШ№10 Участие в выступлении Практич еское Репетиционные работы. МБОУ Работа над спектаклем по НГО сказкам дядюшки Римуса. СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах Практич еское Репетиционные работы. МБОУ Работа над спектаклем по НГО сказкам дядюшки Римуса. СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах Практич еское Репетиционные работы. МБОУ Работа над спектаклем по НГО сказкам дядюшки Римуса. СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах Практич еское Репетиционные работы. МБОУ Работа над спектаклем по НГО сказкам дядюшки Римуса. СОШ№10 Участие в репетиционн ых работах Практич еское Репетиционные работы. Подведение итогов. Мини концерт Участие в репетиционн ых работах 1 Практич еское Апрель 32 Апрель 33 Апрель 34 Дж. Родари. Май 35 Май 36 1 Дж. Родари. Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Апрель 31 Репетиционные работы. Работа над спектаклем по сказкам-миниатюрам Апрель 30 28 МБОУ НГО СОШ№10