ДООП Скалолазание СОШ 10 2024-2025

1

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы……………………………………….3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………...….3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………..….4
1.3. Содержание программы..............................................................................................................5
1.3.1. Учебный план .........................................................................................................................5
1.3.2. Содержание учебного плана....................................................................................................6
1.4. Планируемые результаты.......................................................................................................... 13
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий....................................................13
2.1. Условия реализации программы………………………………….………………………... 13
2.1.1. Материально- техническое обеспечение……………………………………………...……13
2.1.2. Информационное обеспечение ………………………………………………………….….14
2.1.3.Кадровое обеспечение ……………………………………………….................................…14
2.2. Формы аттестации ………………………………………………………………………........ 14
2.3 Оценочные материалы………………………………………………………………………...15
2.4.Методические материалы……………………………………………………………………....16
Раздел 3.
Список литературы............................................................................................................................20
Приложение:
Приложение 1.Календарный учебный график ………………………………………………....21

2

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы.
1.1. Пояснительная записка.
Направленность
программы.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Скалолазание»
имеет
физкультурно-спортивную
направленность.
Разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273ФЗ;
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
- приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
- Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации"
(вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей)
- СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Уставом и локальными актами МАОУ ДО НГО «ДЮЦПВ».
Актуальность программы обусловлена резким развитием детско-юношеского
скалолазания в стране, связанном с необходимостью создания стройной системы подготовки
спортсменов в соответствии с современными требованиями спортивной тренировки. Суть
данной программы заключается в том, что она кроме скалолазания затрагивает темы по
альпинизму, ледолазанию, медицине и основам здорового образа жизни, а также расширяет
познания в области организации соревнований по скалолазанию и судейской подготовки.
Отличительные особенности общеразвивающей программы: данная программа
создана на основе программ по скалолазанию для спортивных школ и программ педагогов
дополнительного образования. Отличие программы состоит в том, что основная цель – не
спортивные результаты, а развитие и воспитание обучающихся и знакомство их с основами
скалолазания.
Адресат программы: Программа рассчитана для обучающихся (мальчиков и
девочек) в возрастной категории от 7-17 лет. Формируются как одновозрастные, так и
разновозрастные группы. Наполняемость группы 8-12 человек.
Зачисляются в группы все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний.
Зачисление происходит с письменного согласия родителей (законных представителей). При
поступлении необходимо иметь сертификат ПФДО.
Объем и срок освоения программы.
Объем программы – 144 часа
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Форма обучения: очная.
Режим занятий:
Учебная нагрузка рассчитывается в академических часах. Один академический час
равен 40 минутам. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут.
3

Общее количество часов в неделю – 4 часа.
занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Занятия проводятся в МБОУ НГО «СОШ №10» (п. Лобва, ул. Кузнецова д.9)
Уровень программы: базовый уровень.
Особенности организации образовательного процесса: форма реализации
образовательного процесса - традиционная модель реализации программы, представляющая
собой линейную последовательность освоения содержания программы в течение одного
года.
Органифзационные формы обучения: индивидуально – групповая, групповая.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, мастер-класс.
Формы подведения итогов реализации программы: тестирование,
опросы, анкетирование, зачет, участие в соревнованиях, контрольные упражнения,
нормативы, задания, зачеты.
1.2. Цель и задачи программы
Основная цель программы - развитие физических качеств и двигательных
способностей, создание условий развития активной личности воспитанников через занятия
спортивным скалолазанием, совершенствование этого вида спортивной деятельности,
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование национальнокультурных ценностей и традиций.
Программный материал объединен в целостную систему спортивной подготовки и
предполагает решение следующих задач:
1.
Обучающие:
- формирование у обучающихся
представления о
спортивном направлении
«скалолазание»;
- обучать правильному поведению в лесу и на скальных массивах;
2.
Развивающие:
- развитие физических качеств, необходимых при занятиях скалолазанием;
- развитие тактического мышления;
-формирование
умений и навыков, способствующих укреплению ОДА, сердечнососудистой и дыхательной систем организма;
- воспитание чувства товарищества и коллективизма.
3.
Воспитательне:
- сформировать установки на безопасный и здоровый образ жизни;
- воспитать смелость и целеустремленность, волю к победе.

4

1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план 1 год обучения
№
п/п
1
2
3
4

Наименование разделов, тем
1. Общая физическая подготовка
Основы скалолазания
Сила как физическое качество
человека
Быстрота как физическое качество
человека
Выносливость как физическое
качество человека

5

Гибкость как физическое качество
человека

6
7

Координационные способности.
Скоростно-силовые способности
Итого часов
2. Специальная физическая
подготовка
Лазание вверх по легким трассам на
выносливость
Лазание на скорость
Лазание на время
Лазание боулдеринга
Лазание траверса
Итого часов
3. Техника безопасности и
техника страховки
Виды страховки

1
2
3
4
5

1
2
3
4

1

Техника безопасности при лазании с
верхней и нижней страховкой
Техника безопасности при
свободном лазании.
Узлы для скалолазания
Итого часов
4. Техническая подготовка
Техника лазания

Итого часов

Всего

Количество часов
теория
практика

2

2

0

20

1

19

10

1

9

10

1

9

14

1

3

11
5
72

1
1
8

10
4
64

15

1

14

10
11
11
15
62

1
1
1
1
5

9
10
10
14
57

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2
8

1
4

1
4

2

1

1

2

1

1

144

18

126

Форма
контроля

Устный опрос
Практическое
задание

Устный опрос
Практическое
задание

Устный опрос
Практическое
задание

Устный опрос
Практическое
задание

5

1.3.2.Содержание учебного плана
Раздел 1. Общая физическая подготовка
Тема 1. Воспитание силы
1.1. Упражнения для мышц рук
Сгибание разгибание рук в висе на перекладине хватом руками сверху, выход руками в упор
из виса на перекладине, перекаты от одной руки к другой в висе на перекладине широким
хватом на согнутых руках, блоки в висе на руках с различными углами сгибания локтевых
суставов.
Круговое ОФП: планка, отжимание, «складочки», выпрыгивание (2 круга – по 30 секунд).
Практика
Сгибание и разгибание одной руки в висе на перекладине с опорой на ноги, когда вторая
рука держит лучезапястный сустав, сгибание двух рук в висе на перекладине с
выбрасыванием одной руки вверх в положении согнутых рук, сгибание разгибание рук в
висе на зацепах.
Круговое ОФП: планка, отжимание, «складочки», выпрыгивание (2 круга – по 30 секунд).
1.2. Упражнения для мышц ног
Практика
Приседания на одной ноге с опорой и без опоры, выходы на ногу на высокую опору с
руками и без рук, прыжки на стенку с зацепками с четким хватом руками за зацепки и
постановкой ног на зацепки.
Круговое ОФП: планка, отжимание, вис на турнике в блоке, «складочки», выпрыгивание (2
круг – по 30 секунд). Канат (1 подход).
1.3. Упражнения для мышц брюшного пресса
Практика
Подъем туловища на наклонной доске, подъем ног в висе на перекладине до угла 90
градусов («уголок»), подъем ног в висе на перекладине до касания ее кончиками пальцев
ног (ноги прямые).
Круговое ОФП: планка, «стульчик», подтягивание широким хватом, «лодочка»,
выпрыгивание (2 круга – по 30 секунд). Канат (1 подход).
1.4. Упражнения для мышц спины
Практика
Исходное положение: лежа на животе одновременное поднимание рук и ног, подъем
верхней части туловища из положения лежа. Исходное положение: лежа на спине, ноги
согнуты в коленях (90 градусов и зафиксированы в шведской стенке), руки у груди. Подъем
туловища к коленям, не отрывая до конца поясницу от скамьи.
Круговое ОФП: планка, «стульчик», вис на турнике в блоке 90 градусов, «складочки»,
выпрыгивание (3 круга – по 30 секунд).
1.5. Упражнения для мышц предплечья и кисти
Практика
Вис на пассивном хвате, сгибание/разгибание рук в висе на фингерборде, висы на
выносливость на фингерборде.
Круговое ОФП: планка, отжимание, вис на перекладине в пассивном хвате, «складочки»,
выпрыгивание (3 круга – по 30 секунд). Коллективное приседание (40 раз).

6

1.6. Воспитание скоростной силы
Практика
Лазание вверх на скорость по легким трассам; лазание боулдеринговых
трасс с
динамичными перехватами.
Круговое ОФП: планка, «стульчик», вис на турнике на прямых руках, «лодочка»,
выпрыгивание (3 круга – по 30 секунд). Канат (2 подхода).
Тема 2.Воспитание быстроты
2.1. Быстрота двигательной реакции

Теория
Методы воспитания быстроты двигательной реакции.
Практика
Упражнения на развитие двигательной реакции: прыжки в высоту и в длину, многоскоки на
двух и одной ноге, прыжки со скакалкой.
Круговое ОФП: планка, «стульчик», вис на турнике в блоке, «лодочка», выпрыгивание (3
круга – по 30 секунд).
2.2. Упражнения на развитие темпа продвижения
Практика
Упражнения на развитие темпа движения: прыжки на скакалке (3 повтора по 1 минуте).
Лазание объемов (по 4 раза на 2 трассах).
Круговое ОФП: планка, отжимание, вис на турнике в блоке, «складочки», выпрыгивание.
2.3. Упражнения на развитие скорости выполнения
Практика
Упражнения на развитие скорости: бег на короткие дистанции. Лазание объемов (по 4 раза
на 2 трассах).
Круговое ОФП: планка, отжимание, вис на турнике в блоке, «складочки», выпрыгивание.
Коллективное приседание (30 раз).
2.4. Быстрота одиночного движения
Теория
Методы воспитания быстроты одиночного движения.
Практика
Упражнения на развитие одиночного движения: лазание простых трасс по 5 раз с
утяжелителями, затем без утяжелителей.
Круговое ОФП: планка, «стульчик», вис на турнике в блоке, «лодочка», выпрыгивание (3
круга – по 30 секунд).
2.5. Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей
Практика
Упражнения на развитие скоростно-силовых способностей: динамические перехваты
одновременно двумя руками с продвижением вверх и вниз.
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание узким хватом, подъем ног в висе,
выпрыгивание (2 повтора). Коллективное приседание (50 раз).

7

Тема 3. Воспитание выносливости
3.1. Воспитание общей выносливости

Теория
Методы воспитания выносливости.
Практика
Бег в медленном темпе 40 минут.
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание широким хватом, подъем ног в висе,
выпрыгивание (2 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
3.2. Общеподготовительные упражнения для развития выносливости
Практика
Прыжки на скакалке в среднем темпе 3 подхода по 4 минут. Лазание 3 простых трасс по 5
минут.
Круговое ОФП: планка, отжимание, «стульчик», «складочки», выпрыгивание (3 повтора).
Коллективное приседание (50 раз).
3.3.Тренировка общей выносливости
Практика
Бег в среднем темпе 40 минут. Лазание 3 простых трасс по 5 минут.
Круговое ОФП: планка, отжимание от скамейки, «стульчик», «складочки», выпрыгивание (2
повтора). Коллективное приседание (50 раз).
3.4. Цикл упражнений для развития выносливости
Практика
Чередование среднего и быстрого темпа в прыжках на скакалке 6 подходов по 1 минуте.
Лазание 3 простых трасс по 7 раз.
Круговое ОФП: планка, отжимание, «стульчик», «складочки», выпрыгивание (2 повтора).
Коллективное приседание (50 раз).
3.5. Воспитание силовой выносливости
Практика
Лазание боулдеринговых трасс до 15 перехватов.
Круговое ОФП: планка, отжимание, «стульчик», «складочки», выпрыгивание (2 повтора).
Коллективное приседание (60 раз).
3.6. Лазание длинных боулдеринговых трасс
Практика
Лазание трасс с 20-ю и более перехватами.
Круговое ОФП: планка, отжимание, «стульчик», «складочки», выпрыгивание (2 повтора).
Коллективное приседание (60 раз).
3.7. Лазание на выносливость
Практика
Лазание в течение 10-15 минут.
Круговое ОФП: планка, отжимание, «складочки», подтягивание обратным хватом,
выпрыгивание (2 повтора). Коллективное приседание (70 раз).
3.8. Воспитание скоростно-силовой выносливости
Практика
Лазание боулдеринговых трасс с динамическими и статическими перехватами.
Круговое ОФП: планка, отжимание, «складочки», подтягивание обратным хватом,
выпрыгивание (3 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
8

3.9. Развитие статических перехватов
Практика
Упражнения для развития статических перехватов: из виса в блоке на руке, медленно
вытягивать вторую руку. Подтягивание – на двух руках сгибание предплечья, на одной руке
разгибание.
Круговое ОФП: планка, отжимание от скамейки, «складочки», подтягивание узким хватом,
выпрыгивание (3 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
3.10. Развитие динамических перехватов
Практика
Упражнения для развития динамических перехватов: упражнение «свеча» (выпрыгивая
пытаться вытолкнуть своё тело выше насколько возможно), хлопки по стене или зацепке.
Круговое ОФП: планка, отжимание от скамейки, «лодочки», подтягивание узким хватом,
выпрыгивание (3 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
3.11. Анаэробная тренировка на выносливость
Практика
Лазание легких трасс, затем тяжелых и предельных (по 3повтора). Лазание объемов (по 3
раза на трех трассах).
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание широким хватом, «складочки»,
выпрыгивание (2 повтора). Коллективное приседание (60 раз).
3.12. Аэробная тренировка на выносливость
Практика
Лазание 3 простых и 3 сложных трасс вверх-вниз (5 повторов).
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание широким хватом, «складочки»,
выпрыгивание (2 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
Тема 4. Воспитание гибкости
4.1. Многократное растягивание мышц
Теория
Методы воспитания гибкости.
Практика
Упражнения на растягивание мышц: разведение прямых рук в стороны с поворотом
туловища влево-вправо, наклоны туловища вправо-влево, пружинящие наклоны вперед
(ладонями доставать пол), «мельница». Лазание вверх-вниз (по 7 раз на пяти трассах).
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание обратным хватом, «складочки»,
выпрыгивание (3 повтора). Коллективное приседание (60 раз).
4.2. Упражнения на статическое растяжение
Практика
Упражнения с использованием статических упражнений на растяжку: «лягушка» или
«бабочка», растягивание приседаниями со шведской стенкой, шпагат и полушпагат на
шведской стенке. Лазание на время.
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание широким хватом, «складочки»,
выпрыгивание (3 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
4.3. Силовые упражнения для развития гибкости
Практика
Упражнения на развитие гибкости: шпагат продольный и поперечный, шпагат вдоль стены,
шпагат на шведской стене.
9

Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание широким
выпрыгивание (3 повтора). Коллективное приседание (60 раз).

хватом,

«лодочки»,

4.4. Напряжение мышц с последующим их расслаблением
Практика
Упражнения на растягивание: растягивание ног и спины (из положения сидя, лицом к стене
ноги разведены, тянуться руками к стене, руки в замок за спиной, выпрямить локти, грудь
вперед и поднять руки). Лазание на время по 5 минут на 4 трассах.
Круговое ОФП: планка, «стульчик», подтягивание узким хватом, «складочки»,
выпрыгивание (2 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
4.5. Пассивные упражнения на развитие гибкости
Практика
Пассивные упражнения на гибкость: скручивание (сесть на пол, согнуть правую ногу и
поместить ее пятку под левой ягодицей. Левую ногу поставить на пол, перенеся ее через
колено правой. Завести правую руку за левое колено и скрутиться влево).
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание широким хватом, «складочки»,
выпрыгивание (2 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
4.6. Активные упражнения на развитие гибкости
Практика
Активные упражнения на гибкость: махи прямой ногой слева-направо, махи прямой ногой
вперед-назад, вращения ногами, «мельница».
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание широким хватом, «складочки»,
выпрыгивание (3 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
Тема 5. Воспитание координации
5.1. Развитие координационных способностей

Теория
Методы развития координационных способностей.
Практика
Упражнения на развитие координации: прыжки на скакалке, подъем туловища («березка»),
прыжки через скамейку. Лазание объемов (по 5 раза на трех трассах).
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание широким хватом, «складочки»,
выпрыгивание (2 повтора). Коллективное приседание (50 раз)
5.2. Упражнения на равновесие на искусственном рельефе
Практика
Упражнения на развитие координационных способностей на скалодроме: удерживание на
зацепках с помощью двух ног и одной руки, смена рук по свистку. Лазание на время (6-5-43 минуты).
Круговое ОФП: планка, отжимание от скамейки, вис в блоке, «складочки», выпрыгивание (2
повтора). Коллективное приседание (50 раз).
5.3. Упражнения на шведской стенке
Практика
Упражнения на шведской стенке: лазание на шведской стенке перекрестными и
приставными движениями рук и ног. Баланс на одной ноге, перекидывание мяча, стоя на
одной ноге. Лазание объемов (по 4 раза на 4 трассах).
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание узким хватом, подъем ног в висе,
выпрыгивание (2 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
10

5.4. Упражнения на баланс и равновесие
Практика
Упражнения на равновесие: баланс на одной ноге, перекидывание мяча, стоя на одной ноге.
Лазание на время (5-4-3-4-5 минуты).
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание узким хватом, подъем ног в висе,
выпрыгивание (2 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
5.5. Лазание боулдеринговых трасс на равновесие
Практика
Упражнения на равновесие: ходьба по скамейке со сменой направления, выполнение
упражнений на одной ноге. Лазание трасс на равновесие.
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание узким хватом, «складочки»,
выпрыгивание (2 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
Раздел 2. Техническая подготовка
Тема 1. Техника лазания
1.1. Скрестные движения рук

Теория
Совершенствование приемов техники рук.
Практика
Отработка скрестных движений при прохождении траверса. Лазание легких трасс с верхней
страховкой вверх-вниз (4 трассы по 5 раз).
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание узким хватом, подъем ног в висе,
выпрыгивание (3 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
1.2. Смена рук
Практика
Отработка смены рук при лазании на легких трассах на время (по 4 минуты).
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание, «лодочка», выпрыгивание (3 повтора).
Коллективное приседание (50 раз). Канат (2 подхода)
1.3. Закрытый хват руками (замок)
Практика
Отработка закрытого хвата на трассах средней сложности (по 4 минуты).
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание узким хватом, подъем ног в висе,
выпрыгивание (3 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
1.4. Открытый хват руками
Практика
Отработка приема открытого хвата на трассах средней сложности (по 4 минуты).
Круговое ОФП: планка, «стульчик», подъем ног в висе, выпрыгивание (3 повтора).
Коллективное приседание (50 раз). Канат (2 подхода)
1.5. Использование подхвата
Практика
Отработка приема подхват на трассах средней сложности (по 4 минуты).
Круговое ОФП: планка, отжимание от скамейки, подъем ног в висе, выпрыгивание (3
повтора). Коллективное приседание (50 раз).
1.6. «Движение в откидку»
Практика
Изучение приема «движение в откидку» на трассах средней сложности (по 4 минуты).
11

Круговое ОФП: планка, отжимание от скамейки, подъем ног в висе, выпрыгивание (3
повтора). Коллективное приседание (50 раз). Канат (2 подхода).
1.7. Использование приема «разножка»
Теория
Совершенствование приемов техники ног.
Практика
Отработка приема «разножка» на трассах повышенной и средней сложности.
Круговое ОФП: планка, отжимание, вис в блоке, подъем ног в висе, выпрыгивание
(2 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
Промежуточная аттестация
Практика
Сдача контрольных нормативов по общей физической подготовке.
1.9. Отработка приема «лягушка»
Практика
Отработка приема «лягушка» на боулдеринговых трассах.
Круговое ОФП: планка, отжимание, вис
в блоке (лесенка), подъем
висе, выпрыгивание (2 повтора). Коллективное приседание (50 раз).

ног

в

1.10. «Движение в распор»
Практика
Изучение приема «движение в распор».
Круговое ОФП: планка, отжимание, вис
в блоке (лесенка), подъем
ног
в
висе, выпрыгивание (2 повтора). Коллективное приседание (50 раз). Канат (2
подхода)
1.11 Отработка приема «накат на ногу»
Практика
Отработка приема «накат на ногу» на трассах повышенной сложности.
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание узким хватом,
выпрыгивание (2 повтора). Коллективное приседание (50 раз).
1.12 Поддержка пяткой или носком
Практика
Использование приема поддержки пяткой или носком при прохождении трасс.
Круговое ОФП: планка, отжимание, подтягивание узким хватом,
выпрыгивание (3 повтора). Коллективное приседание (50 раз).

«лодочка»,

«лодочка»,

1.13. Статические перехваты
Практика
Упражнения для развития статических перехватов. Отработка статических перехватов на
траверсе.
Круговое ОФП: планка, отжимание, вис в блоке, «складочки», выпрыгивание (3 повтора).
Коллективное приседание (50 раз).
1.14. Использование статических перехватов при лазании трасс на трудность
Практика
Отработка статических перехватов на трассах повышенной сложности.
Круговое ОФП: планка, отжимание, вис в блоке, «складочки», выпрыгивание (3 повтора).

12

Коллективное приседание (50 раз).
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
По окончанию обучения обучащиеся будут знать (уметь):
- понятия: разминка, основная часть тренировки, заключительная часть тренировки;
- понятия: верхняя и нижняя страховка, точки страховки, динамическая и статическая
веревка;
- виды страхующих устройств, принципы работы со страхующими устройствами;
- тактику поведения спортсмена перед стартом в зависимости от стартового номера;
- достижения российских спортсменов на международных соревнованиях по
скалолазанию;
- упражнения для развития скоростных качеств, выносливости, силы, ловкости,
гибкости;
- упражнения подводящие, настроенные, специальные для развития техники, а также
тренажеры и технические устройства, используемые в овладении спортивной техникой
скалолазания.
- основные принципы психологической подготовки спортсмена перед стартом.
Овладеют умением:
- страховать друг друга при помощи специальных страхующих устройств;
- использовать различные упражнения во время заключительной части тренировки;
- выполнять нормативы по общей и специальной физической подготовке.
Метапредметные:
Разовьют познавательные способности через:
психические процессы, задействованные во время лазания:
восприятие
(целостность
и
структурность
образа),
- внимание (концентрация и устойчивость),
- память (зрительная и кинематическая),
- мышление (пространственное и креативное).
Разовьют конструктивные способности через овладение техникой скалолазания по
инструкции педагога (словесное описание и демонстрация действий), по памяти, по схемам.
Личностные:
Сформируют трудовые навыки (следить за порядком в спортивном комплексе).
Научатся приемам устной передачи знаний друзьям и родным.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий»
Календарный учебный график
Год
обучения

Дата
начала
занятий

1 год
обучения

13 сентября

Дата
окончани
язанятий

Количес
тво
учебных
недель

25 мая
2025 г.

36

Количес
Количество
тво
учебных часов
учебных
дней
72

144

Режим занятий

2 раза в неделю
по 2 часа

Календарный учебный график ( Приложение 1 к программе)
2.1.Условия реализации программы
2.1.1.Материально-техническое обеспечение
Для проведения теоретических занятий по программе «Скалолазание» необходим
13

учебный кабинет (требования к площади кабинета определены в СанПиН), оборудованный
мебелью – столами, стульями по количеству обучающихся в группе. Практические занятия
по программе «Скалолазание» проводятся в специально оборудованном зале.
Технические средства обучения (видеомагнитофон, фотоаппарат, видеокамера,
компьютер, проектор).
Снаряжение и спортивное оборудование для занятий, учебно-тренировочных сборов и
соревнований:
Групповое снаряжение на одну учебную группу:
1. Веревка диаметром 10 мм динамическая 2 шт. по 50 м, 5 шт. по 35 м
2. Веревка диаметром 10 мм статическая 2 шт. по 50 м, 8 шт. по 20 м
3. Карабин 16 шт
4. Оттяжка 40 шт
5. Страховочный зажим 8 шт
6. Карты спортивные 15 шт
Личное снаряжение на одного участника:
1. Фрикционное устройство 1 шт
2. Страховочная система 1 шт
3. Каска 1 шт
4. Карабин 2 шт
5. Компас 1 шт
6. Брезентовые рукавицы 1 шт
7. Пруссик 1 шт
8. Мешочек с магнезией 1 шт
2.1.2.Информационное обеспечение
Информация о реализуемой программе размещается на сайте учреждения. Оповещения
о наборе в группы проходит на сайте учреждения, через социальные сети, путём смсрассылок и размещением объявлений в учреждениях населённого пункта. Также ведётся
анонсирование результатов и достижений воспитанников на сайте учреждения и в СМИ.
Использование источников сети Интернет для работы.
2.1.3.Кадровое обеспечение:
Программ у реализует один педагог дополнительного образования. Образование:
среднее професиональное, педагогический стаж - 4 года.
2.2 Формы аттестации
Наблюдение на занятиях и выездах, анализ качества выполнения самостоятельных и
групповых заданий, результаты и анализ участия в соревнованиях.
Выполнение спортивных разрядов, самостоятельная работа по подготовке и
организации учебно-тренировочных сборов, анализ выполнения тестовых заданий.
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов
обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация
проводится в виде текущего контроля в середине учебного года. Она предусматривает 1 раз
в год зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении
контрольных упражнений.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года обучения и предполагает зачет
в форме тестирования уровня ОФП, СФП и ТТП. Итоговый контроль проводится с целью
определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для
совершенствования программы и методов обучения.

14

2.3 Оценочные материалы

Тема

Формы подведения итогов обучения по тематическим разделам
Приемы и
Дидактический
методы
Формы
материал,
Используемы
организации
подведения
техническое
формы занятий
учебноитогов
оснащение
воспитательн
обучения
занятий
ого процесса

Техника
безопасности
Первая
доврачебная
помощь
История
спортивного
скалолазания
Гигиена
тренировочных
занятий. Питание,
режим дня
Охрана природы
Спортивный
инвентарь
Упражнения для
развития
выносливости
Упражнения для
развития
ловкости
Упражнения для
развития
быстроты

Беседа

Словесные

Инструкции

Зачет

Словесные,
показ,
практические

Литература,
видеофильмы

Наблюдение,
зачет

Словесные,
показ

Литература,
видеофильмы

Пересказ

Лекция, беседа

Словесные

Раздаточный
материал,
литература

Беседа, тест

Лекция, беседа

Словесные

Беседа

Словесные

Лекция, беседа,
просмотр
видеофильмов,
практическая
работа
Лекция, беседа,
просмотр
видеофильмов

Игры, эстафеты
Игры, эстафеты
Игры, эстафеты

Словесные,
показ,
практические
Словесные,
показ,
практические
Словесные,
показ,
практические
Словесные,
показ,
практические

Раздаточный
материал
Спортивный
инвентарь

Сдача
нормативов

Спортивный
инвентарь

Сдача
нормативов

Спортивный
инвентарь

Сдача
нормативов

Спортивный
инвентарь

Сдача
нормативов

Работы в парах,
индивидуальные
задания

Основы техники
спортивного
скалолазания

Тренировка в
группе,
индивидуальные
задания

Словесные,
практические

Стенд, шведская
стенка

Специальные
приемы
спортивного
скалолазания

Выполнение
индивидуальных
заданий под
руководством
тренера

Словесные,
показ,
практические

Стенд,
кампусборд,
ногоход,
шведская стенка

Участие в
соревнованиях
Тренировки на

Соревнования,
выезды
Выезды, учебно-

Словесные,

Зачет

Спортивный
инвентарь

Упражнения для
развития силы

Практические

Тест

Календарь
соревнований
Туристическое

Прохождение
дистанций,
участие в
соревнования
х
Прохождение
дистанций с
выполнением
заданных
технических
приемов
Призовые
места
Зачет
15

естественном
рельефе

тренировочные
сборы

показ,
практические

снаряжение

Подъем ног в
висе на
перекладине

Наклон вперед
(см)

1
2
4
6
8

8
10
12
16
20

3
4
6
8
10

1
2
3
4
5

1
2
3
4
5

10.4
10.2
10.0
9.8
9.6

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

5.7
5.6
5.5
5.4
5.3
5.2
5.1
5.0
4.9
4.8

1000
1050
1100
1150
1200
1250
1300
1350
1400
1450

170
180
190
200
210
215
220
225
230
235

10
12
14
16
18
20
22
24
26
28

24
28
32
36
40
44
48
52
56
60

12
14
16
18
20
23
26
29
32
35

6
8
10
12
15
18
21
24
27
30

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

9.4
9.2
9.0
8.8
8.6
8.4
8.2
8.0
7.8
7.6

Прыжок в
длину (см)

Челночный бег
3х10(с)

Приседание на
одной ноге (раз)

120
130
140
150
160

Подтягивание
(раз)

650
750
850
900
950

Бег(м) 6мин.

6.6
6.4
6.2
6.0
5.8

Бег 30 метров
(с)

1
2
3
4
5

Баллы

Сгибание рук в
упоре лежа (раз)

Контрольные нормативы физической подготовки

Оценка уровня физической подготовки
Уровень \
возраст

8-9 лет

10-11 лет

12-13 лет

14-15 лет

16-17 лет

Низкий уровень

1-2

4-5

6-7

8-9

10-11

Средний уровень

3-4

6-7

8-9

10-11

12-13

Высокий уровень

5

8

10

12

15

2.4. Методические материалы
Методы обучения:
В процессе реализации программы используются следующие методы:
Специфические методы:
 Методы переменного упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей
нагрузкой – применяется при проведении практических занятий
 Круговой метод для совершенствования всех физических качеств – применяется при
проведении практических занятий
 Метод моделирования соревновательной деятельности – применяется при
проведении практических занятий
16

Общепедагогические методы
 Метод наглядного двигательного действия (показ двигательного действия) –
применяется при проведении практических занятий
 Опосредованные методы (демонстрация наглядных пособий, схемы,
фотовидеоматериал) – применяется при проведении теоретических, практических занятий
 Словесные методы (объяснение, беседа, постановка задачи, разбор, комментарии и
замечания, команды, указания) – применяется при проведении теоретических, практических
занятий.
Формы занятий:
Формы организации деятельности детей на занятии:
- групповые – при изучении теоретического материала;
- работа в парах – при изучении практического материала;
- индивидуально-групповые – при проведении практических занятий;
- индивидуальные – для более подготовленных обучающихся.
Формы проведения занятий:
- рассказ;
- беседа;
- практическое занятие;
- мастер-класс;
- соревнование;
- зачет.
Алгоритм занятия:
Общая физическая подготовка (ОФП)
Практические занятия.
Подготовительный этап занятия
Изучение комплексов разминочных упражнений, включающих в себя:
 Различные виды ходьбы (на пяточках, на носочках, на боковых поверхностях стопы, в
полуприседе и присиде; с ускорением, с замедлением; боком, спиной; с перестроением).
 Легкий бег с выполнением упражнений (приставной шаг, скрестный шаг,
захлестывание голени, бег с вращениями руками, подскоками).
 Выполнение общеразвивающих циклических упражнений невысокой интенсивности
(вращения, наклоны, махи).
 Подвижные игры.
 Гимнастические и танцевальные упражнения.
 Упражнения на растяжку.
 Дыхательные упражнения.
Основной этап занятия
 Общеразвивающие упражнения с предметами и без предмета (скакалка, гантели,
мешочки с песком и др.).
 Упражнения на координацию движений,
 Упражнения на развитие скоростных способностей.
 Упражнения на развитие гибкости (для снижения травматизма у детей, для успешного
освоения различных движений, для корректировки мышечного баланса, улучшение
осанки).
 Упражнения, направленные на укрепления мышечного корсета спины, гимнастические
и акробатические упражнения.
Подвижные игры (для развития внимания, быстроты реакции, ловкости).
17

Силовые упражнения (для формирования у детей выносливости, правильной осанки,
для развития физических качеств таких как, например, способность успешно выполнять
двигательные действия на соревнованиях, конкурсах, эстафетах).
 Восстановительные и релаксационные упражнения.
 Подвижные игры.
 Упражнения на формирование двигательных навыков.
 Дыхательные упражнения.
Заключительный этап занятия
 Упражнения с низкой интенсивностью.
 Гимнастические упражнения с элементами йоги.
 Дыхательная гимнастика.
 Упражнения на растяжку.
 Восстановительные и релаксационные упражнения.
Специальная физическая подготовка (СФП)
Практические занятия.
 Изучение и отработка комплексов специальной физической разминки, включающую в
себя упражнения, направленные на подготовку организма к СФП.
 Упражнения по скалолазанию в игровой форме «Облезь меня»
 Упражнения в лазании и перелазании.
 Упражнения на развитие цепкости:

висы на зацепках, планках, турнике;

упражнения с кистегрузом, на удержание отягощений;

упражнения с эспандером;

пальчиковые игры.
 Упражнение на перекладине.
 упражнения на развитие подъемной силы;
 упражнения, включающие в себя элементы подтягивания;
 на подъём и удержание ног под прямым углом в прямом или
согнутом положении.
 Упражнение на мышцы пресса.
 Упражнения с элементами скалолазания в игровой форме.
 Упражнение на развитие гибкости, равновесия, на развитие и расслабление мышц.
 Подвижные игры
Практические занятия.
 Подвижные игры.
 Подвижные игры с элементами скалолазания: «Нарисуй-ка», «Обруч», «Подарочек»,
«Облезь меня», «Найди конфетку», «Потанцуем», «Мешочник», «Рывок», «Выполни
задание», «Повторюшки», «Кто быстрее», «Догонялки», «Оденься», «Самый шустрый»,
«Самый быстрый», «Игры с веревкой», «Игры с завязанными глазами».
Выполнение контрольных нормативов
Сдача контрольных нормативов по ОФП


Дидактические материалы
1

инструкции

«Вводный и первичный инструктаж по ТБ»
«Организация страховки и обеспечение безопасности
скалолаза»
«Правила соревнований по боулдерингу»
«Техника безопасности при лазании с верхней и нижней
страховкой»
18

2

презентации

3

видеоуроки

4

фотографии

«Техника безопасности при свободном лазании»
«Специально снаряжение для занятий скалолазанием»
«Возникновение мышечной силы»
«Взрывная сила»
«Динамическая сила»
«Быстрота реакции»
«Скорость одиночного движения»
«Частота (темп) движения»
«Средства воспитания выносливости»
«Специальная выносливость»
«Общая выносливость»
«Силовая выносливость»
«Развитие общей гибкости»
«Воспитание специальной гибкости»
«Методы воспитания гибкости»
«Понятие ловкости»
«Значение координационных способностей при занятиях
скалолазанием»
«Значение скоростно-силовых способностей в скалолазание»
«Особенности воспитания скоростных способностей»
«Значение специальной физической подготовки»
«Понятие траверса в скалолазание и альпинизме»
«Виды зацепов»
«Гигиены одежды и обуви»
«Техники лазания траверса»
«Тренировка силовых качеств»
«Тренировка статической силы»
«Упражнения на развитие силовой выносливости»
«Методы развития общей выносливости»
«Упражнения на растягивание»
«Активные и пассивные упражнения на развитие гибкости»
«Методы воспитания координационных способностей»
«Средства и методы воспитания скоростно-силовых
способностей»
«Лазание на время»
«Лазание на трудность»
«Распределение силы при прохождении трассы»
«Максимально быстрое прохождение трасс»
«Понятие, правила и история боулдеринга»
«Понятие траверса в скалолазание и альпинизме»
«Самые известные траверсы»
«Отработка техники прохождения траверса»
«Верхняя страховка»
«Нижняя страховка»
«Вязание «восьмерки» тремя способами»
«Узлы для связывания двух веревок»
«Бухтовка и маркировка веревки»
«Техника работы рук»
«Техника работы ног»
«Лазание по мизерам»
«Гигиена тела при занятиях спортом»
Фотографии «Самые известные траверсы»
«Активные зацепы»
19

5

схемы

6

тесты

«Пассивные зацепы»
Схемы «Виды координационных способностей»
«Виды страховки»
«Вязание «восьмерки» тремя способами»
«Узлы для связывания двух веревок»
«Бухтовка и маркировка веревки»
«Письменный тест по теории скалолазания»
Раздел 3.Список литературы.

Литература, используемая при составлении программы:
1. Альпинизм / [И. И. Антонович, Б. Т. Романов, М. И. Романенко и др.]; Под общ.
ред. И. И. Антоновича. - Киев : Вища школа, 1981. - 343 с.
2. Банковский Ю.В. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта (альпинизм,
скалолазание, горный туризм). - М.: Вилад,2001.
3. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: ФиС,
2000 г.
4. Гуревич И.А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки. - Минск:
Вышэйшая школа, 1980. - 256 с.
5. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. -Минск: Высшая
школа, 2005.
6. Единая Всероссийская спортивная классификация. 2001-2005 гг. Часть 1. - М.: Советский
спорт, 2002. - 376 с.
7. Замятнин Л.М. Скалолазы: спорт и профессия. – Л.: Лениздат, 1982. – 118 с.
8. Колчанова В.П. Совершенствование подготовки начинающих скалолазов 9-12 лет.
Магистерская диссертация: АФК им. П.Ф. Лесгафта. - СанктПетербург, 2001.
9. Лебедихин А.В. Основы альпинизма и скалолазания. Учебное пособие. Екатеринбург:
ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. -130 с.
10. Лодгорбунских З.С.,Пиратинскип А.Е. Техника спортивного скалолазания. Екатеринбург,УГТУ-УПИ, 2000.
11. Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. - Екатеринбург: Изд-во
Уральского университета, 2001.
12. Мищенко B.C. Функциональные возможности спортсменов. - Киев: Здоровье, 2000.
13. Спортивное скалолазание: правила соревнований. Требования и методические указания /
Под ред. А.Е. Пиратинского. - М.: ФСР, 2002.
14. Федотенкова Т.П., Федотенков А.Г., Чистякова С.Г., Чистяков С.А. Юные скалолазы/
Авторская программа. - М.,2003.
Литература для обучающихся:
1.Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. - М.: ФиС,
2000 г.
2.Единая Всероссийская спортивная классификация. 2001-2005 гг. Часть 1.
- М.: Советский спорт, 2002. - 376 с.
3.Лебедихин А.В. Основы альпинизма и скалолазания. Учебное пособие. Екатеринбург: ГОУ
ВПО УГТУ-УПИ, 2004. -130 с.
4. Лодгорбунских З.С.,Пиратинскип А.Е. Техника спортивного скалолазания. Екатеринбург,УГТУ-УПИ, 2000.
5. Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте.
- Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001.
6. Мищенко B.C. Функциональные возможности спортсменов. - Киев: Здоровье, 2000.
7. Спортивное скалолазание: правила соревнований. Требования и методические указания /
Под ред. А.Е. Пиратинского. - М.: ФСР, 2002.
20

Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1

Месяц

Число

Форма занятий

13

Время проведения
занятий
13:30-15:00

Сентябрь

Место
проведения
СОШ 10

Форма
контроля
Опрос
Наблюдение

Сентябрь

18

13:30-15:00

Практическое

2

Вводное занятие (знакомство, техника
безопасности, график занятий)
Общая физическая подготовка
Специальная физическая подготовка

2

СОШ 10

Наблюдение

3

Сентябрь

20

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

4

Сентябрь

25

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

5

Сентябрь

27

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

6

Октябрь

2

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

7

Октябрь

4

13:30-15:00

Практическое

2

Техника безопасности и страховки

СОШ 10

Наблюдение

8

Октябрь

9

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

9

Октябрь

11

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

10

Октябрь

15

13:30-15:00

Практическое

2

Техника безопасности и страховки

СОШ 10

Наблюдение

11

Октябрь

16

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

12

Октябрь

18

13:30-15:00

Беседа, практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

13

Октябрь

23

13:30-15:00

Практическое

2

Техника безопасности и страховки

СОШ 10

Наблюдение

14

Октябрь

25

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

Беседа,
Практическое

Количество
часов
2

Тема занятия

15

Октябрь

30

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

16

Ноябрь

1

13:30-15:00

Практическое

2

Техника безопасности и страховки

СОШ 10

Наблюдение

17

Ноябрь

6

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

18

Ноябрь

8

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

19

Ноябрь

13

13:30-15:00

Практическое

2

Техника безопасности и страховки

СОШ 10

Наблюдение

20

Ноябрь

15

13:30-15:00

Практическое

2

Техническая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

21

Ноябрь

20

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

22

Ноябрь

22

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

23

Ноябрь

27

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

24

Ноябрь

29

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

25

Декабрь

4

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

26

Декабрь

6

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

27

Декабрь

11

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

28

Декабрь

13

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

29

Декабрь

18

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

30

Декабрь

20

13:30-15:00

Практическое

2

Техника безопасности и страховки

СОШ 10

Наблюдение

31

Декабрь

25

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

32

Декабрь

27

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

33

Январь

8

13:30-15:00

Практическое

2

Техника безопасности и страховки

СОШ 10

Наблюдение

34

Январь

10

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

35

Январь

15

13:30-15:00

Беседа, практическое

2

Техника безопасности и страховки

СОШ 10

Наблюдение

36

Январь

17

13:30-15:00

Практическое

2

Техника безопасности и страховки

СОШ 10

Наблюдение

37

Январь

22

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

38

Январь

24

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

39

Январь

29

13:30-15:00

Практическое

2

Техника безопасности и страховки

СОШ 10

Наблюдение

40

Январь

31

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

41

Февраль

5

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

42

Февраль

7

13:30-15:00

Практическое

2

Техника безопасности и страховки

СОШ 10

Наблюдение

43

Февраль

12

13:30-15:00

Практическое

2

Техническая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

44

Февраль

14

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

45

Февраль

19

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

46

Февраль

21

13:30-15:00

Практическое

2

Техника безопасности и страховки

СОШ 10

Наблюдение

47

Февраль

26

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

48

Февраль

28

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

49

Март

5

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

50

Март

7

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

51

Март

12

13:30-15:00

Практическое

2

Техника безопасности и страховки

СОШ 10

Наблюдение

52

Март

14

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

53

Март

19

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

54

Март

21

13:30-15:00

Практическое

2

Техническая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

55

Март

26

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

56

Март

28

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

57

Апрель

2

13:30-15:00

Практическое

2

Техническая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

58

Апрель

4

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

59

Апрель

8

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

60

Апрель

11

13:30-15:00

Практическое

2

Техническая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

61

Апрель

16

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

62

Апрель

18

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

63

Апрель

23

13:30-15:00

Практическое

2

Техническая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

64

Апрель

25

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

65

Апрель

30

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

66

Май

1

13:30-15:00

Практическое

2

Техническая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

67

Май

2

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

68

Май

7

13:30-15:00

Практическое

2

Специальная физическая подготовка

СОШ 10

Наблюдение

69

Май

9

13:30-15:00

Практическое

2

Техническая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

70

Май

14

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

71

Май

16

13:30-15:00

Практическое

2

Общая физическая подготовка.

СОШ 10

Наблюдение

72

Май

21

13:30-15:00

Практическое

2

Подведение итогов года

СОШ 10

Беседа


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».