111АДООП Бумагопластика СОШ 10

Управление образованием Новолялинского городского округа
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования Новолялинского городского округа
«Детско-юношеский центр патриотического воспитания
имени Героя Российской Федерации Туркина А.А.»

Рассмотрена на
заседании педагогического совета
«30» сентября 2024 г.
протокол № 2

УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ ДО НГО «ДЮЦПВ»
________________ Н.Н. Огородникова
приказ № 67-ОД от «16» сентября 2024 г.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа художественной направленности
«Бумагопластика» (СОШ №10)
возраст обучающихся: 7-12 лет
срок реализации:1год

Автор - составитель программы:
Шаповалова Юлия Рашитовна,
педагог дополнительного образования

п. Лобва

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………………….3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………... 3
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………….. 6
1.3. Содержание программы..................................................................................8
1.3.1. Учебный тематический план ………………………………………..…..8
1.3.2.Содержание учебного плана ......................................................................10
1.4. Планируемые результаты..............................................................................11
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий ………….…..12
2.1. Условия реализации программы………………………………….…..…... 12
2.1.1. Материально- техническое обеспечение…………………………….…12
2.1.2 Информационное обеспечение……………………………………….....12
2.1.3. Кадровое обеспечение…………………………………………………..13
2.2. Формы аттестации ………………………………………………………... 13
2.3. Оценочные материалы ……………………………………………….……13
2.4.Методические материалы……………………………………..………...…14
РАЗДЕЛ 3. Список литературы...........................................................................16
Приложение:
Приложение 1.Кадлендарный учебный график 1 группа ………………..….17
Приложение 2.Календарный учебный график 2группа ……………....……..23
Приложение 3: Инструкция при проведении занятий по бумагопластике….31

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программ.
1.1.Пояснительная записка
Настоящая
адаптированная
дополнительная
общеразвивающая
общеобразовательная
программа
художественной
направленности
«Бумагопластика» для детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее - программа) разработана на основе учебно - методической
литературы по направлению и содержанию программы, примерных
адаптивных общеразвивающих программ художественной направленности.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные
психологомедико-педагогической
комиссией
и
препятствующие получению образования без создания специальных
условий.
Адаптированная
образовательная
программа
программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений
развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Программа направлена на создание необходимых условий для
получения качественного образования лицами с ограниченными
возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития, социальной
адаптации, социального развития этих лиц, в том числе, посредством
организации инклюзивного образования, в целях реализации права каждого
человека на образование, закреплено ст.5 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Нормативно-правовая основа реализации программы
1.Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2022 г. № 678-р;
3. Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4.Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О
направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая
разноуровневые программы)")
5.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими
рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально3

психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей
с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с
учетом их особых образовательных потребностей)
6.СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
7.СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания»;
8.Уставом и локальными актами МАОУ ДО НГО «ДЮЦПВ».
Социализация детей в современных условиях - одна из главных задач,
которую решает учреждение дополнительного образования. В ходе решения
поставленной задачи осуществляется формирование личности, способной
действовать разносторонне, умеющей адаптироваться в существующей
реальности, то есть социально-компетентной. Проблема обучения,
воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее - ОВЗ) в настоящее время является очень актуальной, так как число
таких детей за последние годы резко возросло. Проблему социальной
интеграции детей с ОВЗ наряду с общеобразовательными учреждениями
должны решать и учреждения дополнительного образования. Для детей с
ОВЗ недостаток общения является большой проблемой, но наряду с этим,
такие дети имеют право на удовлетворение разносторонних социальных
потребностей, в том числе, творчестве.
Программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса в области декоративно-прикладного творчества, направлена на
психотерапевтическое воздействие, основанное на лечебном воздействии
искусства на психологическое состояние ребенка, преодоление негативизма
при общении и установление контакта с ребенком, развитие познавательных
навыков, а также способствует интеграции детей с ОВЗ в общество в
условиях открытой социальной среды.
Программа составлена с учетом психологических подходов,
программные требования основаны на дидактическом принципе
«последовательности и доступности» в обучении, усвоении учебного
материала. Таким образом, основой программы является постепенное
погружение в мир декоративно-прикладного творчества.
Занятия по программе «Бумагопластика» способствуют развитию
креативности, расширяют художественный кругозор, формируют творческое
отношение к окружающему миру, художественно-эстетический вкус. По
своему
содержанию
занятия
с
бумагой
должны
раскрывать
индивидуальность
ребенка,
развивать
интуицию.
Воспитывать
организованность и аккуратность при работе с бумагой, а так же умение
планировать творческий процесс. Программа направлена на гармоничное
развитие ребенка, его психомоторных, художественных и интеллектуальных
4

возможностей в процессе доступной для его возраста, физического состояния
деятельности.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы
заключается в ее направленности на занятия с детьми, имеющими
ограниченные возможности здоровья, нуждающимися в реабилитации и
социальной адаптации. Программа разработана с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при
необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию этих детей, направлена на получение
прогнозируемого положительного, позитивного результата в развитии
ребенка с ОВЗ в периоде становления и перехода на новую ступень
получения образования, взаимоотношений в новом социуме. Занятия
проводятся с использованием различных методов и средств обучения, чтобы
исключить потерю интереса у ребенка к занятиям, направлены на
разнообразие форм восприятия материала. Предполагается постепенный
переход от «простого» к «сложному», от простых заданий к более
трудоемким.
Программа предусматривает основные педагогические идеи обучения:
Идея гуманистического подхода основана на любви и бережном отношении к
ребенку, уважении его личности; формировании положительной мотивации
ребенка к окружающей среде, общению между педагогом, детьми и
родителями.
Идея
индивидуально-дифференцированного
подхода
основывается на знании особенностей психического и физического развития
ребенка. Идея психолого-педагогического сопровождения предусматривает
психологопедагогическое
сопровождение
детей,
отслеживание
и
корректировку эмоционального фона ребенка, ведение мониторинга успеха
каждого, помощь в индивидуальном развитии.
Новизна
программы
реализация
последних
требований
законодательства Российской Федерации по введению в деятельность
учреждений дополнительного образования нового направления разработки и
применения на практике адаптированной дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программы для детей с ОВЗ.
Отличительной особенностью адаптированной программы является то,
что по программе обучаются дети с ограниченными возможностями
здоровья, не специально отобранные, способные к различным видам
творчества дети, а те, у кого есть желание творить.
Преподаватель с учетом особенностей ребенка, обеспечивает, развивает
и прививает любовь и интерес к творчеству. Независимо от способностей и
особенных возможностей здоровья ребенка, его надо заинтересовать,
разбудить в нем желание что-то творить и создавать, вселить уверенность в
его возможности. Необходим индивидуальный подход к каждому. Кроме
того, в программу включены разнообразные виды работы с бумагой,
способствующие развитию мелкой моторики ребенка, координации
движений и концентрации внимания.
5

Адресат программы. Программа адресована для работы с детьми с ОВЗ
и детьми – инвалидами: обучающимися с
умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).При поступлении необходимо иметь
сертификат ПФДО.
Объем и сроки освоения программы. Программа рассчитана на один
год обучения для детей младшего и среднего школьного возраста и
реализуется на базе МБОУ НГО «СОШ№10», по адресу п. Лобва, ул.
Кузнецова, 9. Количество часов по программе 36 часов в год.
Форма обучения - очная.
Режим занятий. Учебная нагрузка рассчитывается в академических
часах. Один академический час равен 40 минутам. Перерыв между учебными
занятиями - 10 минут. Количество групп – две группы. Занятия проводятся
1 раз в неделю по 1 часу.
Особенности организации образовательного процесса: форма
реализации образовательного процесса - традиционная модель реализации
программы.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, мастер – класс.
Перечень форм подведения итогов реализации программы:
выставка, презентация готовых изделий, беседа.
Организационные формы обучения: индивидуально - групповая,
групповая. Группы формируются из обучающихся младшего и среднего
звена 7-12 лет. Количественный состав группы составляет 8 - 12 человек.
1.2. Цели и задачи
Цель программы: развитие творческих способностей ребенка с
ограниченными возможностями здоровья средствами бумажной пластики.
Задачи программы:
Развивающие.
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала ребенка как субъекта отношений с другими детьми,
взрослыми и окружающим миром;
- расширение развивающего пространства для социальной адаптации
ребенка с ОВЗ в обществе через его вовлечение в активную творческую
деятельность дополнительного образования;
- развитие общей ручной умелости, мелкой моторики рук;
- развитие речи и основных психических познавательных процессов
личности ребенка с ОВЗ (внимания, памяти, мышления);
- развитие художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству,
фантазии, изобретательности, пространственного воображения
Воспитательные.
- осуществление индивидуально ориентированной педагогической,
психологической, социальной помощи ребенку с ОВЗ, а так же семье в
которой он воспитывается;
6

- воспитание и культивирование в ребенке доброжелательности,
эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, развитие
духовно- нравственного потенциала;
- воспитание внимания, аккуратности, целеустремленности;
- формирование общей культуры ребенка с ОВЗ.
Обучающие.
- формирование у ребенка с ОВЗ новых знаний и представлений об
окружающем мире;
- организация индивидуального маршрута обучения ребёнка,
ориентированного на его интересы и возможности;
- развитие творческих форм обучения и взаимодействия со
сверстниками;
- реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья
средствами декоративно-прикладного творчества;
- обучение навыкам и приемам работы с различными материалами;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный
процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей;
- формирование навыков бумажной пластики;
- формирование потребности самовыражения;
- обучение умению осваивать новый материал в общекультурных
областях;
Коррекционные:
- коррекция двигательной, речевой активности, нарушения моторики,
пространственной ориентации;
- коррекция и развитие мыслительных операций (сравнения, обобщения,
ориентации в пространстве, последовательности действий);
- компенсация и развитие индивидуальных пробелов в знаниях, умениях,
навыках;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным
и индивидуальным особенностям детей;
- помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их
личностных характеристик, формировании адекватного представления о
социальных ограничениях и возможностях их преодоления;
- помощь детям и родителям в преодолении стереотипов мышления о
непреодолимости ограничений, накладываемых инвалидностью;
- оказание психологической помощи детям, их родителям в развитии
навыков общения для психологической ориентации детей с ОВЗ на выход из
пассивного социального состояния.






Методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
объяснительно –иллюстративный;
метод проблемного изложения;
частично- поисковый.
7

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и
групповые и коллективные формы работы.
1.3.Содержание программы
1.3.1 Учебный тематический план
№ Наименование раздел темы

Кол-во часов
всего

1.

2.

3.

теория

практика

Торцевание:
техники 7

1

6

Опрос по
ТБ.
Анализ.
Обсуждени
е.
Проверка
знания
технологич
еской
последоват
ельности
изготовлен
ия изделия.
Применени
е на
практике

Оригами:
техники 6

1

5

Анализ.
Проверка
знаний
технологиче
ской
последовате
льности.
Применение
на практике.

1

3

Анализ.
Проверка
знаний
технологиче
ской
последовате
льности.
Применение
на практике

Знакомство.
Правила
безопасности.
Теория: Ознакомление обучающихся с
содержанием предстоящей работы.
Выбор рисунка. Подготовкаповерхности
к торцеванию. Выбор и подготовка
(нарезка) бумаги.
Перенесение
изображения
на
поверхность.
Выполнение
работы
в
технике
торцевания на плоскости (приклеивание
торцовок вертикально и очень плотно
друг к другу на всей поверхности)

Знакомство.
безопасности.

Правила

Форма
контроля

Знакомство с видами линий. Введение
понятий
"прямая",
"ломаная",
"горизонтальная", "вертикальная" и
"наклонная" линии. Определение линий
на рисунках. Обозначение линий на
схемах: осевая, невидимая. Работа в
рабочей тетради. Изготовление модели.
Изготовление игрушек по замыслам
обучающихся
с
использованием
изученных форм .Беседа, выставка
изготовленных работ.
Квилинг:
Знакомство.
Правила
техники 4
безопасности.
Знакомство
с
инструментами
и
приспособлениями.
Техника
безопасности. Организация рабочего
места.
Базовые основы квиллинга.
Основные
элементы
квиллинга:
8

плотный ролл,ажурныедетали,листья и
т. д. Изготовление роллов – капля, круг,
овал, треугольник, глаз, ромб и т. д.
Техника работы шилом, гребнем.
Комбинирование
деталей,
изготовленных
разными
инструментами.
Составление
композиции из ролл.

обсуждение.

Аппликация:
4.

Знакомство.
безопасности.

Правила

техники 5

1

4

Анализ.
Проверка
знаний
технологиче
ской
последовате
льности.
Применение
на практике.

1

4

Анализ.
Обсуждение.
Проверка
знания
технологиче
ской
последовате
льности
изготовлени
я
изделия.
Применение
на практике

1

8

Анализ.
Обсуждение.
Проверка
знания
технологиче
ской
последовате
льности
изготовлени
я
изделия.
Применение
на практике

Просмотр образца, знакомство с
этапами выполнения работы. Правила
работы с ножницами и клеем. Термины,
понятия:
отрывная
аппликация.
Практическая часть. Использование
шаблонов и трафаретов на занятиях.
Основы
цветоведения
в
бумагопластике.
Айрис фолдинг:
5.
Знакомство.
безопасности.

Правила

техники 5

Создание сюжетно - тематических
композиций на заданную тему,
выполненных с использованием
художественной
техники
айрисфолдинг в сочетании с другими
художественными техниками.

6.

Киригами:
Знакомство.
Правила
техники 9
безопасности. Создание композиции
фоторамки с элементами.

Итого

36 (2
6
группы
72
9

30

часа)

1.3.2. Содержание учебного плана (первой второй группы)
№
п/п
1.
1.1.

1.2.
2.

3.

Тема
Торцевание (7 ч.)
Теория: Выбор сюжета. Способы перенесения изображения (приклеивание готового
изображения на картон (или другую поверхность), копирование при помощи
копировальной бумаги, использование готовых лекал). Увеличение и уменьшение
изображения. Декоративное оформление изделий. Использование различных
несложных техник работы с бумагой, картоном и другими поделочными
материалами.
Практика: ознакомится со способами формирования торцовок. Способы крепления
торцовок к поверхностям.
Оригами (6 ч.)
Теория: Оригами. Беседа о возникновении, распространении и значении оригами.
История бумаги. Знакомство с различными видами бумаги, определение качества
бумаги, ее свойств. Изготовление модели. Знакомство с видами линий. Введение
понятий "прямая", "ломаная", "горизонтальная", "вертикальная" и "наклонная"
линии. Определение линий на рисунках. Обозначение линий на схемах: осевая,
невидимая. Работа в рабочей тетради. Изготовление модели.
Практика: Изготовление моделей с использованием основных базовых форм,
объединенных с простейшими схемами. Самостоятельная работа: составление
композиции «Цветы». Выполнение творческих заданий по группам.
Квилинг (4 ч.)
Теория. Вводное занятие.
Познакомить с техникой безопасности работы с инструментами. Познакомить детей
с новым видом обработки бумаги - квиллингом. Показать готовые работы,
необходимое оборудование. Познакомить с элементами (формами) квиллинга.

4.

Практика:
Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”.
Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры
различного применения форм.
Аппликация (5 ч.)
Теория. Различные виды аппликаций: плоскостная, обрывная, объемная. Этапы
выполнения различных видов аппликации. Материалы и инструменты. Основные
приемы работы с бумагой. Техника безопасности при работе с инструментами и
клеем. Использование шаблонов и трафаретов на занятиях.
Практика: Практическим путем познакомить со свойствами бумаги. Познакомить с
техникой аппликация. Изготовление моделей с использованием основных базовых
форм, объединенных с простейшими схемами. Самостоятельная работа: составление
композиции.

5.

Айрис фолдинг( 5 ч.)
Теория: Вводное занятие. Знакомство с техникой Айрис-Фолдинг. Теория: Показ
10

6.

приёмов и последовательности выполнения работы.
Практика :Просмотр презентации. Выполнение работы в технике Айрис Фолдинг.
Киригами (9 ч.)
Теория.
Выбор эскиза, подбор ниток, подбор ткани.
Аппликация:
Вырезание фигуры по контуру из какого- либо материала: прикрепляем их к основе
Игольница в стиле пэчворк:
Выбор эскиза, сшивание лоскутной мозайки, набивание игольницы синтепоном.

1.4 Планируемые результаты:
Личностные УУД
- оценивать результаты своего творчества и работы обучающихся, давать им
конкретные оценки;
- эмоционально «проживать» ситуацию успеха, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать и сопереживать.
Регулятивные УУД:
- определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью
преподавателя;
- уметь организовывать свою деятельность (подготовить своё рабочее место,
рационально размещать инструменты и материалы);
- учиться высказывать свое предложение (версию) на основе работы с
иллюстрациями, с окончательным видом изделия;
- учиться работать по предложенному плану.
Познавательные УУД:
- развитие ММР (мелкая моторика рук) путем наблюдения через
манипуляции предметами;
- ориентироваться в выбранных материалах и инструментах;
- умение использовать наглядные модели (эскизы, схемы. планы)
отражающие пространственное расположение предметов или отношений
между предметами или их частями путем наблюдения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- слушать и понимать речь других;
- находить теоретический материал по предложенной теме;
- эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества;
- уважительно относиться к позиции других.
Предметные УУД:
- использовать различные приемы и техники работы с бумагой, научатся
пользоваться специальными инструментами;
- контролировать качество работы;
- знать и соблюдать технику безопасности при работе с разными
инструментами;
- оформлять готовое изделие;
11

- пошагово владеть технологиями квиллинга,
декупажа.

оригами, аппликации,

Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий.
2.1. Условия реализации программы
Год
обучения
(уровень)
1
годобуче
ния
1 группа
1
годобуче
ния
2 группа

Дата
начала
занятий
16
сентября
2024г.
16
сентября
2024г.

Дата
Количество
окончания учебных
занятий
недель
25 мая
36
2025 г.
25 мая
2025 г.

36

Количество Количество
Режим
учебных
учебныхчас занятий
дней
ов
36
36
1разв
нед. 1
час.
36

36

1разв
нед. 1
час.

2.1.1.Материально-техническое обеспечение
Для
реализации программы
«Бумагопластика»
помещение
соответствует санитарно-гигиенические требования для проведения занятий
по технологии , кружкам и охране труда:
- в помещении равномерное освещение и отсутствие прямых и
отраженных бликов,
- на рабочее место свет падает слева, сверху
- помещение сухое, хорошо проветриваемое (форточки),
- в кабинете имеются стандартные рабочие столы и стулья, отвечающие
эргономическим требованиям,
- в наличии шкафы для хранения инструментов и приспособлений,
материалов, наглядных пособий и работ обучающихся
1.Художественные материалы: Бумага белая, цветная, гофрированная
бумага и картон, калька, цветные карандаши, клей ПВА, клей – карандаш,
фломастеры, нитки, природный материал, фольга, пуговицы, бисер, стразы,
шелковые ленты, цветные салфетки.
2.Инструменты для работ: Ножницы, иглы, линейка, шаблоны, ластик.
3.Технические средства: ПК, мульти – медийный проектор, магнитофон,
фотоаппарат.
4.Наглядные пособия: – стенды (Правила техники безопасности;
Коллекция бумаги и др.); – демонстрационные работы и образцы; –
иллюстрационный материал к тематическим праздникам
5.Методические разработки, пособия по изготовлению различных
работ.– схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схема
сочетания цветов, геометрические фигуры);
Инструменты: линейки; ножницы, клей, кисти, пинцет.
Материалы: бумага,картон,полоски для квилинга,трафареты.
12

2.1.2. Информационное обеспечение:
включает в себя ряд
презентаций, изображений на электронном носителе для демонстрации
творческих изделий, этапов изготовления изделий. Интернет-ресурсы.
2.1.3. Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог дополнительного образования.
Образование: средне – профессиональное.
2.2. Формы аттестации
Согласно учебному плану предусмотрены входящая диагностика,
текущий и итоговый контроль. В начале учебного года проводится входящая
диагностика, в ходе которой выясняется первоначальный уровень знаний и
умений с целью адаптации образовательной программы к полученным
данным. С целью фиксации уровня получаемых детьми знаний и
умений проводится текущий контроль.
Итоговый контроль проводится в конце изучения программы для
оценки результатов освоения программы. Диагностика проводится в форме
выставок, выполнения практических заданий, тестирования, наблюдения,
устного опроса. По желанию обучающегося текущий и итоговый контроль
может проходить в форме защиты мини-проекта.
Кроме отслеживания предметных результатов, в программе
предусмотрено проведение диагностики личностных и метапредметных
результатов в форме тестирования и наблюдения. Тестирование проводится в
рамках входящей и итоговой диагностики. Наблюдение проводится 4 раза в
год: в сентябре, в конце октября, в январе и мае.
Формы
отслеживания
и
фиксации
образовательных
результатов: Фотоматериалы, отзывы детей и родителей, грамоты, дипломы,
творческая работа, проектная работа, карты наблюдений, материалы
диагностики (карты наблюдений, бланки тестирования, планы опросов,
критерии для оценивания практических, творческих и проектных работ).
Формы
предъявления
и
демонстрации
образовательных
результатов: выставка, конкурс, готовая практическая работа, творческая
работа, защита проектной работы, заполненный материал диагностики (бланк
тестирования, карта наблюдения).
2.3. Оценочные материалы
Контроль приобретенных знаний и навыков обучающихся является
составной частью процесса обучения. Контроль - это сравнение достигнутых
результатов с запланированными целями обучения. Контроль позволяет
преподавателю не только оценить уровень освоения учащимися изучаемого
материала, но и эффективность собственной работы.
На занятиях осуществляется индивидуальный подход к каждому
ребенку. Результативность обучения может оцениваться только строго
индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых
образовательных потребностей каждого ребенка.
13

Формы контроля:
Текущий контроль - осуществляется в течение занятия и может быть
выражен в форме качественной безоценочной системы: «Молодец»,
«Хорошо», «Отлично», либо количеством звездочек за текущую работу.
Оценочные суждения преподавателя позволяют обозначить этапы
индивидуального творческого развития каждого учащегося и эмоционально
стимулировать дальнейшее обучение. Форма контроля зависит от сложности
тем и степени обучения, учитывает индивидуальные особенности детей с
ОВЗ.
Промежуточный контроль - итоги по окончанию занятия, проводится в
форме просмотра учебных и творческих работ с целью определения степени
усвоения учебного материала.
Итоговый контроль - итоги за период, просмотр творческих работ с
целью определения дальнейшего направления работы над программой,
оценки результативности работы, т. е. участие детей в традиционных
мероприятиях Учреждения, в выставках и конкурсах различного уровня.
Работы учащихся оцениваются в соответствии с требованиями к
заданиям (при текущем, промежуточном и итоговом контроле).
2.4.Методические материалы
Обучение
по
адаптированной
общеразвивающей
программе
"Бумагопластика" построено на основе совместной творческой деятельности
обучающегося и преподавателя. Роль педагога на занятиях заключается,
прежде всего, в активизации мыслительной и творческой деятельности
обучающегося и в руководстве их практической деятельностью, но не с
точки зрения выдачи заданий, а с точки зрения выработки совместного плана
действий и обсуждения возможного хода работы.
Исходя из этих
положений, и была разработана методика преподавания некоторых разделов.
Учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья
(потеря интереса к работе при неудачах, быстрое «забывание» ребенком не
воплощенной в дело мысли и т.д.), представляется, что практическая часть
урока всегда должна заканчиваться выполненным заданием или изделием
(объектом труда).
Данная программа в каждом разделе содержит теоретическую и
практическую части.
Теоретическая часть осуществляется через применение объяснительноиллюстративных методов обучения (рассказ; беседа; работа с литературой;
демонстрация опыта и др.). Основное назначение методов - организация
усвоения информации ребёнком путём сообщения ему учебного материала и
обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративные
методы - одни из наиболее экономных способов передачи ребёнку
обобщенного и систематизированного опыта человечества.
Практическая часть включает в себя следующие методы обучения:
Репродуктивные (практические упражнения и задания; алгоритмы).
14

Основное назначение методов - формирование навыков и умений
использования и применения полученных знаний. Суть методов состоит в
повторении (многократном) способа деятельности по заданию. Частичнопоисковые или эвристические (эвристическая беседа; черный ящик;
случайный поиск, организующий понятия; контрольные вопросы и др.).
Основное назначение методов - постепенная подготовка ребёнка к
самостоятельной постановке и решению проблем. Креативный (творческий)
(творческое задание). Основное назначение методов - овладение ребёнком
методами познания, развитие и формирование у него черт творческой
личности, обеспечение условий мотивации самостоятельной деятельности,
формирование осознанных, оперативно и гибко используемых знаний.
Сущность методов - организация поисковой творческой деятельности
ребёнка по решению новых для него проблем.
Таким образом, комплексное использование методов обучения
повышает надёжность усвоения информации, делает учебный процесс более
эффективным. Специфика занятий по программе на первое место выдвигает
практическую деятельность, т.к. принцип построения заключается в
движении знаний от центра к периферии - от простого к сложному. При
таком движении сохраняется индивидуальный подход к каждому ребенку с
учетом его физических, психологических и возрастных особенностей. При
выполнении заданий, изготовлении изделий немаловажную роль играет
подборка образцов по темам, просмотр большого количества наглядного
материала (методички, иллюстрации, фотографии), знакомство с работами
мастеров.
Все это расширяет кругозор, стремление к большему и
интеллектуальному развитию детей. Наиболее эффективной педагогической
технологией в обучении детей младшего возраста является игровой метод.
Сложные темы и понятия успешно усваиваются в игре, тем самым идет
лучшее восприятие, запоминание и применение их в дальнейшей творческой
работе.

15

Раздел 3. Список литературы.
1. Афонькин, С.Ю., Афонькина, Е.Ю. Оригами. Бумажный зоопарк/С.Ю.
Афонькин, Е.Ю. Афонькина// - С-Пб., Литера, 2003. - 36 с.
2. Соколова, С.Н. Театр оригами/С.Н. Соколова// - М., Эксмо, 2003. - 187 с.
3. Васина, Н.И. Бумажная симфония/Н.И. Васина// - М., Айрис Пресс, 2009. 130 с.
4. Воронова, О.Н. Декупаж/О.Н. Воронова//- М., Эксмо, 2010. - 210 с.
5. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент/Д. Дженкинс// - Тверь.,
Контэнт, 2010. - 112 с.
6. Зайцева, А.А. Бумажное кружево/А.А. Зайцева// - М., Эксмо, 2010. - 154 с.
7. Зайцева, А.А. Поделки с тиснением по бумаге/А.А. Зайцева// - М., Эксмо,
2010. - 198 с.
Литература для родителей и детей:
1. Вакса, О.Ф. Детские праздники в семейном кругу/О.Ф. Вакса// - Ярославль:
Академия развития, 2003. - 125 с.
2. Галанова, Т.В. Оригами из ткани: энциклопедия, техника, приемы,
изделия/Т.В. Галанова// - М., АСТ-ПРЕСС СКД, 2008. - 256 с.
3. Рик Бич Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия. - М.: Эксмо,
2004. - 485 с.
4. Соколова, С.Н. Сказка оригами/С.Н. Соколова// - С-Пб., Эксмо, 2004. -254
с.

16

Приложение 1.

сентябрь

1

Время
проведения
занятия

1

Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. Планы и задачи творческого
объединения. Правила поведения на
занятиях

25

10-50-11-30

Лекция с
элементами
беседы

1

Торцевание. Овечка в технике торцевания.

1

Дерево класса в технике торцевания.
«Ладошковый макет»

1

«Осенний букет» в технике торцевания.

Место
проведения
СОШ №10
Учебный
кабинет

Форма контроля
Опрос по ТБ
Анализ обсуждение

Проверка
знания
технологической
последовательности

Практика

9
октябрь

Тема занятия

Лекция с
элементами
беседы

2

4

Кол-во
часов

10-50-11-30

10-50-11-30

октябрь

3

Форма
занятия

18

сентябрь

2

Число

№
п/п

Месяц

Календарный учебный график (1группа)

10-50-11-30

Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика

17

Проверка знания
технологической
последовательности

Проверка
знания
технологической
последовательности

16

10-50-11-30

октябрь

5

23

10-50-11-30

октябрь

6

30

10-50-11-30

октябрь

7

6

10-50-11-30

ноябрь

8

13

10-50-11-30

20

10-50-11-30

ноябрь

9

ноябрь

10

Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы

1

Обьемная аппликация. Коллективное панно.

Проверка
знания
технологической
последовательности

1

Пусть всегда будет солнце. Коллективное
панно

Проверка
знания
технологической
последовательности

1

Создание объемных композиций из бумаги.

Проверка знания
технологической
последовательности

1

Вводное занятие. Техника безопасности.
Организация рабочего места.

Опрос по ТБ
Анализ обсуждение

1

Декоративное оригами. Складывание
модели.
«Оригами звезда»

Проверка знания
технологической
последовательности

1

Мастер оригами. Подвижное оригами.
Складывание модели»Кольцоантистесс»

Проверка знания
технологической
последовательности

Практика
18

27

10-50-11-30

ноябрь

11

4

10-50-11-30

декабрь

12

11

10-50-11-30

декабрь

13

18

10-50-11-30

декабрь

14

25

10-50-11-30

15

10-50-11-30

декабрь

15

январь

16

Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы

1

Подвижное оригами. Складывание модели.
Динозаврик, открывающий рот».

Проверка знания
технологической
последовательности

1

Мастер оригами. Подвижное оригами.сбор
частей оригами , пружинкаи.

Проверка знания
технологической
последовательности

1

Модульное оригами. Складывание изделия.
«Сова»,» кот».

Проверка знания
технологической
последовательности

1

Вводное занятие квилинг. Техника
безопасности.организация рабочего места.

Опрос по ТБ
Анализ обсуждение

1

Объемные элементы в квилинге. Создание,
крепление ,формирование.

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Обьемные элементы в квилинге. Создание,
крепление, формирование.

Анализ. Обсуждение

Практика
19

22

10-50-11-30

январь

17

29

10-50-11-30

январь

18

5

10-50-11-30

февраль

19

12

10-50-11-30

февраль

20

19

10-50-11-30

26

10-50-11-30

февраль

21

февраль

22

Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы

1

«Снежный квилинг».

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Аппликация обрывная «цветок».

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Аппликация-мозайка

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Аппликация ленточная

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Аппликация обрывная «птицы».

Анализ. Обсуждение

1

Аппликция в техникеплетения.

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

Практика
20

5

10-50-11-30

март

23

12

10-50-11-30

март

24

19

10-50-11-30

март

25

26

10-50-11-30

март

26

2

10-50-11-30

9

10-50-11-30

апрель

27

апрель

28

Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы

1

Вводное занятие .Айрис фолдинг( клиновый
лист)

Опрос по ТБ
Анализ обсуждение

1

Айрис фолдинг (цветок)

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Айрис фолдинг(медвежонок)

Анализ. Обсуждение

1

Айрис фолдинг(котенок)

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Вводное занятие. Техника безопасности при
работе с концелярским ножом.

Опрос по ТБ
Анализ обсуждение

1

Киригамиокрытка

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

Практика
21

16

10-50-11-30

апрель

29

23

10-50-11-30

апрель

30

30

10-50-11-30

апрель

31

1

10-50-11-30

май

32

8

10-50-11-30

15

10-50-11-30

май

33

май

34

Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы

1

Киригами « бабочка»

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Киригами «дерево»

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Киригами « торт»

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Киригами сложные схемы «замок»

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Киригами сложные схемы «цветы»

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Пусть всегда будет солнце. Коллективное
панно

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

Практика
22

22

10-50-11-30

май

35

36

29

10-50-11-30

Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Организованна
я выставка
Итого

36

1

Пусть всегда будет солнце. Коллективное
панно

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Выставка готовых изделий

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления
изделия

1

Выставка готовых изделий

36
Приложение 2.

1

сентябрь

Число

№
п/п

Месяц

Календарный учебный график (2 группа)

19

Время
проведения
занятия
10-50-11-30

Кол-во
часов

Форма занятия
Лекция с
элементами
беседы

1

Тема занятия
Вводное занятие. Инструктаж по технике
безопасности. Планы и задачи творческого
объединения. Правила поведения на
занятиях

23

Место
проведения
СОШ №12
Учебный
кабинет

Форма контроля
Опрос по ТБ
Анализ обсуждение

26

10-50-11-30

сентябрь

2

10

10-50-11-30

17

10-50-11-30

октябрь

4

24

10-50-11-30

октябрь

5

31
октябрь

6

1

Торцевание. Овечка в технике торцевания.

Проверка
знания
технологической
последовательности

1

Дерево класса в технике торцевания.
«Ладошковый макет»

1

«Осенний букет» в технике торцевания.

Проверка
знания
технологической
последовательности

1

Обьемная аппликация. Коллективное панно.

Проверка
знания
технологической
последовательности

1

Пусть всегда будет солнце. Коллективное
панно

Проверка
знания
технологической
последовательности

Практика

октябрь

3

Лекция с
элементами
беседы

10-50-11-30

Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика

24

Проверка знания
технологической
последовательности

7

10-50-11-30

ноябрь

7

14

10-50-11-30

ноябрь

8

21

10-50-11-30

ноябрь

9

28

10-50-11-30

ноябрь

10

5

10-50-11-30

12

10-50-11-30

декабрь

11

декабрь

12

Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы

1

Создание объемных композиций из бумаги.

Проверка знания
технологической
последовательности

1

Вводное занятие. Техника безопасности.
Организация рабочего места.

Опрос по ТБ
Анализ обсуждение

1

Декоративное оригами. Складывание
модели.
«Оригами звезда»

Проверка знания
технологической
последовательности

1

Мастер оригами. Подвижное оригами.
Складывание модели»Кольцоантистесс»

Проверка знания
технологической
последовательности

1

Подвижное оригами. Складывание модели.
Динозаврик, открывающий рот».

Проверка знания
технологической
последовательности

1

Мастер оригами. Подвижное оригами.сбор
частей оригами , пружинкаи.

Проверка знания
технологической
последовательности

Практика
25

19

10-50-11-30

декабрь

13

26

10-50-11-30

декабрь

14

9

10-50-11-30

16

10-50-11-30

январь

16

23
январь

17

Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы

1

Модульное оригами. Складывание изделия.
«Сова»,» кот».

Проверка знания
технологической
последовательности

1

Вводное занятие квилинг. Техника
безопасности.организация рабочего места.

Опрос по ТБ
Анализ обсуждение

1

Объемные элементы в квилинге. Создание,
крепление ,формирование.

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Обьемные элементы в квилинге. Создание,
крепление, формирование.

Анализ. Обсуждение

1

«Снежный квилинг».

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

Прак Лекция с
элементами
беседы

январь

15

Лекция с
элементами
беседы

10-50-11-30

Практика тика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика

26

30

10-50-11-30

январь

18

6

10-50-11-30

февраль

19

13

10-50-11-30

февраль

20

20

10-50-11-30

февраль

21

27

10-50-11-30

6

10-50-11-30

февраль

22

март

23

Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы

1

Аппликация обрывная «цветок».

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Аппликация-мозайка

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Аппликация ленточная

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Аппликация обрывная «птицы».

Анализ. Обсуждение

1

Аппликция в техникеплетения.

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Вводное занятие .Айрис фолдинг( клиновый
лист)

Опрос по ТБ
Анализ обсуждение

Практика
27

13

10-50-11-30

март

24

20

10-50-11-30

март

25

27

10-50-11-30

март

26

3

10-50-11-30

апрель

27

10

10-50-11-30

17

10-50-11-30

апрель

28

Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы

1

Айрис фолдинг (цветок)

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Айрис фолдинг(медвежонок)

Анализ. Обсуждение

1

Айрис фолдинг(котенок)

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Вводное занятие. Техника безопасности при
работе с концелярским ножом.

Опрос по ТБ
Анализ обсуждение

1

Киригамиокрытка

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Киригами « бабочка»

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

Практика

апрель

29

Лекция с
элементами
беседы

28

24

10-50-11-30

апрель

30

1

10-50-11-30

май

31

8

10-50-11-30

май

32

15

10-50-11-30

май

33

34

22

10-50-11-30

Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы

1

Киригами «дерево»

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Киригами « торт»

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Киригами сложные схемы «замок»

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Киригами сложные схемы «цветы»

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Пусть всегда будет солнце. Коллективное
панно

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

май

Практи Лекция с
элементами
беседы
Практика ка

29

29

10-50-11-30

май

35

36

36

10-50-11-30

10-50-11-30

Лекция с
элементами
беседы
Практика
Лекция с
элементами
беседы
Практика
Организованная
выставка
Итого

1

Пусть всегда будет солнце. Коллективное
панно

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления изделия

1

Выставка готовых изделий

Проверка знания
технологической
последовательности
изготовления
изделия

1

Выставка готовых изделий

36

30

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ИНСТРУКЦИЯ
при проведении занятий по бумагопластике.
1. Общие требования безопасности
1.1. К занятиям бумагопластикой допускаются обучающиеся с 6 лет.
1.2. При проведении занятий по бумагопластике соблюдать правила поведения,
расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.
1.3. При проведении занятий по бумагопластике возможно воздействие на
учащихся следующих опасных факторов:
· травмы при работе с острыми, режущими предметами (ножницами, ножом,
шилом);
· травмы при работе с клеем ПВА, конторским;
· травмы при нарушений инструкций по охране труда.
1.4. В кабинете должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и
перевязочных средств, для оказания доврачебной помощи при травмах.
1.5. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан
немедленно сообщить педагогу, который сообщает об этом администрации
учреждения. При неисправности инструмента прекратить занятия и сообщить об
этом педагогу.
1.6. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать порядок и правила личной
гигиены.
1.7. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране
труда, привлекаются к ответственности, затем со всеми учащимися проводится
внеплановый инструктаж по охране труда.
2. Требования безопасности перед началом занятий
2.1. При необходимости надеть фартук или нарукавники.
2.2. Подготовить рабочее место, необходимые материалы, инструменты.
2.3. Прослушать инструктаж по технике безопасности при выполнении работы.
2.4. При слабом зрении надеть очки.
3. Требования безопасности во время работы:
а) ножницами
· - работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Не работать
ножницами с ослабленным креплением;
· - работать самостоятельно на своем рабочем месте;
· - следить за движением лезвий во время работы;
· - ножницы класть кольцами к себе;
· - подавать ножницы кольцами вперед;
· - не оставлять ножницы открытыми, хранить ножницы в чехле, лезвиями вниз;
· - не делать резких движений во время работы;
· - соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину, не играть ножницами, не
подносить их к лицу. Использовать ножницы только по назначению.
б) канцелярским ножом
· работать канцелярским ножом на рабочей доске;
31

· выдвигать небольшую часть лезвия;
· выполняя разрезы, крепко держать нож одной рукой, а второй рукой материал с
которым работаешь;
· когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие необходимо убрать внутрь.
в) шилом
· работать шилом только на подкладной доске;
· делая прокол, вращать ручку шила вправо и влево;
· соблюдать осторожность, во избежание травмы рук держащих картон или другой
материал;
· по окончании работы убрать шило в коробку. Хранить инструмент в безопасном
месте.
г) клеем
· при работе клеем использовать кисточку;
· брать необходимое количество клея, для выполнения работы на определенном
этапе;
· излишки клея убрать салфеткой или мягкой тканью;
· после работы кисточку и руки вымыть с мылом.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. При плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.
4.2. При возникновении пожара в помещении немедленно прекратить занятия,
эвакуировать учащихся, сообщить о пожаре администрации учреждения и в
ближайшую пожарную часть (или 112) и приступить к тушению очага возгорания с
помощью первичных средств пожаротушения.
4.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему,
сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить
пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
5. Требования безопасности по окончании занятий
5.1. Убрать используемый инструмент и материалы в определенное место.
5.2. Убрать со стола и с пола обрезки материала.
5.3. Проверить безопасность рабочего места.
5.4. Вымыть лицо и руки с мылом.

32


Наверх

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».