АДООП ИГРАТЬ МОГУТ ВСЕ. СОШ 10 2023-2024. (3)

Оглавление
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы…………………………………..…...3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………….3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………………………………….5
1.3. Содержание программы…………………………………………………………………………5
1.3.1.Учебный (тематический) план…………………………………………………………………....6
1.3.2.Содержание учебного (тематического) плана…………………………………………….…….8
1.4.Планируемые результаты…………………………………………………………………………..9
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий…………………….………..10
2.1.Условия реализации программы…………………………………………………………..………10
2.1.1.Материально-техническое обеспечение………………………………………………………..11
2.1.2.Информационное обеспечение………………………………………………………….……….11
2.1.3.Кадровое обеспечение…………………………………………………………………….……...11
2.2.Формы аттестации……………………………………………………………………….…………11
2.3.Оценочные материалы…………………………………………………………………….……….12
2.4.Методические материалы…………………………………………………………………..…...…12
Раздел 3.Список литературы……………………………………………………………..……….....14
Приложение
Приложение 1. Календарный учебный график (1-4 класс)…………….……….………………..…15
Приложение 1. Календарный учебный график (5-6 класс)…………….……….………………..…20
Приложение 1. Календарный учебный график (7-8 класс)…………….……….………………..…24

2

1.1. Пояснительная записка
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из
актуальных проблем педагогики и психологии. Основной идеей программы является тот факт,
что развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого
эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором
занимает театр.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа
кружка по театральной деятельности для обучающихся с интеллектуальными нарушениями( с
умеренной степенью умственной отсталости) «Играть могут все» разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами:
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
3. Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
4. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации"
(вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")
5. .Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций»
6. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
8. Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социально-психологической
реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых
образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской
Федерации «О направлении методических рекомендаций» от 20 марта 2016 года № ВК641/09).
9. Уставом и локальными актами МАОУ ДО НГО «ДЮЦПВ».
10. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс
осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры,
развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует
формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует
подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп
нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. В
игре, в процессе исполнения той или иной роли ребенок ,работая над образом персонажа,
старается перенять черты его характера, поведения в различных ситуациях. Систематически
возникающие в процессе подражания положительные и отрицательные эмоции становятся
регулятором дальнейшего поведения самого ребенка. Возникают посылы для творческого
решения, попытки импровизации. Полученные знания позволят обучающимся преодолеть
психологическую инертность, развить их творческую активность, способность сравнивать,
анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. В программе
систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано

3

использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального
воплощения.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных,
эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности
возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать
общечеловеческие ценности, гордиться достижениями культуры и искусства, способной к
творческому труду, сочинительству, фантазированию. Программа ориентирована на
всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Отличительной особенностью программы является тот факт, что театр своей
многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку
раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями,
умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Реализация это программы способна эффективно повлиять на воспитательнообразовательный процесс. Сплочение детского коллектива, расширение культурного диапазона
обучающихся, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение
и творчество на театральных занятиях.
Адресат программы. Программа адресована для работы с детьми с ОВЗ и детьми –
инвалидами: обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)..
Посещать занятия кружка могут обучающиеся 8-14 лет.
Количественная наполняемость в группе:
Минимальное количество обучающихся в группе
6
Максимальное количество обучающихся в группе
8
Объем и сроки освоения программы:
Объем программы – 31 час (программа реализуется с 09.10.2023 г).
Программа «Играть могут все» разработана на 1 год обучения.
На теоретическую часть отводится не более 30 % времени. Основное время отводится на
практическую работу.
Форма обучения очная.
Особенности организации образовательного процесса.
В соответствии
со
схожими
индивидуальными
психофизическими и
поведенческими особенностями обучающиеся комплектуются в группы. Возраст ребенка
при комплектации группы не учитывается, учитывается выраженность недоразвития
интеллекта и уровень развития самостоятельной деятельности ребенка. Состав группы
постоянный. На занятиях происходит постоянная смена видов деятельности (
театральные игры, постановка этюдов, репетиционные занятия, информационные занятия,
творческие мастерские. В рамках новых тем предусматривается возвращение к ранее
изученному материалу, для более успешного его осмысления и результативного освоения
формируемых навыков. На каждом занятии стимулируется коммуникация обучающегося,
его самостоятельная творческая активность, отрабатываются навыки культурного
общения.
Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к
ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных
особенностей, учет его
интересов. Программа построена на принципах доступности, включенности, наглядности,
последовательности.
Организационные формы обучения: коллективные, групповые, индивидуальные .
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв
между учебными занятиями - 10 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю по одному часу
в каждой группе, в соответствии с расписанием.
1 группа (1 раз в неделю, вторник) - 31 час.
2 группа (1 раз в неделю, среда) - 31 час.
3 группа (1 раз в неделю, пятница) – 31 час.
4

Всего: 3 группы 93 часа
Виды занятий: В процессе освоения программы используются комбинированные,
теоретические, практические виды занятий, а так же мастер - классы, тренинги и открытые
занятия.
Формой подведения итогов считать: участие в школьных мероприятиях, инсценировках,
постановках сказок и пьес для свободного просмотра.
Изучение данного курса позволит обучающимся получить общее представление о
театре, овладеть азами актерского мастерства, получить опыт зрительской культуры, опыт
выступать в роли режиссера, декоратора, художника-оформителя, актера.
1.2.Цель и задачи программы
Цель: содействие социализации и самореализации обучающихся, развитию творческого
потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( умеренной степенью умственной
отсталости) через вовлечение их в театральную деятельность.
Задачи:
Обучающие
 познакомить с особым видом искусства – театром; с различными видами театров; с
особенностями театрального процесса;
 познакомить с жанрами театрального искусства;
 познакомить с назначением театрального костюма, грима, реквизита, декораций и т.д.;
 научить сценической речи и сценическому движению;
 научить основам актерского мастерства;
 научить выступать с подготовленными ролями.
Развивающие:
 сформировать и развить интерес к занятиям, к театру как виду искусства;
 повышать познавательные интересы: внимание, память;
 развивать творческую и сценическую фантазию, технику и культуру речи;
 развивать чувство ритма, пластичность и выразительность движения;
 развивать художественный вкус;
 сформировать навыки самостоятельной творческой деятельности.
Воспитательные:
развить умения грамотно воспринимать спектакль;
 сформировать умения общаться с преподавателем и другими участниками коллектива;
 сформировать культуры поведения на репетициях и во время спектакля;
 привить трудолюбие, самоотдачу, самоорганизацию.
Коррекционные:
 социализация и раскрытие личностных потенциалов обучающегося с
умственными отклонениями (с умеренной степенью умственной отсталостью),
 удовлетворение его потребностей в творческом самовыражении в процессе
театральной деятельности.
1.3.Содержание программы.
Занятия театрального коллектива включают наряду с работой над пьесой проведение бесед
об искусстве, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок. В
беседах о театре руководитель в доступной
форме знакомит ребят с особенностями
реалистического театрального искусства, его видам:) и жанрами; с творчеством ряда ведущих
деятелей русского и зарубежного театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра.
Практическое знакомство со сценическим действием начинаться с игр-упражнений,
5

импровизаций, этюдов. Процесс этюдной работы, как и подготовки спектакля, оказывает
влияние на формирование духовного облика ребенка. Во всех случаях проводится обсуждение
этюдов, воспитывается у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность,
формирование критерий оценки качества работы. Формы проведения занятий: коллективные,
групповые, индивидуальные .
1.3.1 Учебный (тематический) план
N
п/п
1

Раздел / Тема
Вводное занятие.
Давайте знакомится.
Азбука театра

Количество часов
Всего Теория
Практика
Раздел 1. Театрально-игровая деятельность
1
0,5
0,5
0,5

0,5

Азбука театра.

1

0,5

0,5

Ритмопластика. Сценическое
движение
Театрально-игровая деятельность.
Отрывки из произведений «Крокодил
и Гена и Чебурашка» (жизнь
Чебурашки)
Театрально-игровая деятельность.
Куклы-марионетки. Отрывки из
произведений «Братец Кролик, братец
Лис»
Театрально-игровая деятельность.
Отрывки из произведений «Братец
Кролик, братец Лис»
Театрально-игровая деятельность.
Отрывки из произведений «Братец
Кролик, братец Лис»
Театрально-игровая деятельность.
Отрывки из произведений «Братец
Кролик, братец Лис»

1

1

1

1

Участие в исполнении
этюдов

1

1

Участие в исполнении
этюдов

1

1

Участие в исполнении
этюдов

1

1

Участие в исполнении
этюдов

1

1

Участие в исполнении
этюдов

3

5

6

7

8

9

10

11

12

Беседа, игра,
инструктаж.
Беседа, наблюдение;
выполнение
творческих заданий.
Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение в
театральные зрители».

1

2

4

Форма контроля

9
1,5
7,5
Раздел 2. Тренинги
Тренинги. Путешествие в ледниковый 1
1
период
(на
снятие
мышечных
зажимов)
Тренинги. Мир приключений – в 1
1
гостях в джунглях (на снятие
мышечных зажимов)
Тренинги. Мир приключений – в 1
1
гостях на корабле (на снятие
мышечных зажимов)
3
3
Раздел 3. Художественно-речевая деятельность.
6

Участие в тренинге
Участие в тренинге
Участие в исполнении
этюдов

13

14

15

16

17.

18

Художественно-речевая деятельность.
Артикуляционная
гимнастика.
Изучение скороговорок, потешек на
правильное произношение гласных
звуков.
Художественно-речевая деятельность.
Артикуляционная
гимнастика.
Упражнение
на
правильное
произношение шипящих звуков.
Художественно-речевая деятельность.
Упражнение
на
правильное
произношение
звонких,
глухих
согласных звуков
Художественно-речевая деятельность.
Упражнение
на
правильное
произношение
звонких,
глухих
согласных
звуков.
Изучение
и
правильное произношение потешек,
скороговорок
Художественно-речевая деятельность.
Упражнение
на
правильное
произношение
звонких,
глухих
согласных
звуков.
Изучение
и
правильное произношение потешек,
скороговорок

1

1

Выполнение
упражнений

1

1

Выполнение
упражнений

1

1

Выполнение
упражнений

1

1

Выполнение
упражнений

1

1

Выполнение
упражнений

5
5
Раздел 4. Репетиционные работы
Репетиционные работы. Знакомство с 1
1
пьесой «Пират Антошка»
1

20

Репетиционные работы. Знакомство с 1
пьесой
«Пират
Антошка».
Распределение ролей.
Репетиционные работы. Чтение пьесы 1
«Пират Антошка» по ролям
Репетиционные работы. Чтение пьесы 1
«Пират Антошка» по ролям

1

21

Репетиционные работы. Изучение
пластических элементов пьесы «Пират
Антошка»
Репетиционные работы. Изучение
пластических элементов пьесы «Пират
Антошка».
Репетиционные работы. Изучение
музыкальных элементов пьесы «Пират
Антошка»
Репетиционные работы. Изучение
музыкальных элементов пьесы «Пират
Антошка»
Репетиционные работы. Действие 1.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

19

22

23

24

25
26

1

7

Участие в
репетиционных
работах
Участие в
репетиционных
работах
Участие в
репетиционных
работах
Участие в
репетиционных
работах
Участие в
репетиционных
работах
Участие в
репетиционных
работах
Участие в
репетиционных
работах
Участие в
репетиционных
работах
Участие в

Репетиционные работы. Действие 2.

1

1

Репетиционные работы. Действие 3.

1

1

Репетиционные работы. Закрепление 1
пластических
и
музыкальных
элементов пьесы.
Репетиционные работы. Генеральная 1
репетиция

1

Выступление
Антошка»

1

27

28

29

30
31

всего
Итого

с

пьесой

1

«Пират 1
14
0
31
Участия в конкурсах
31
час
3
груп
пы

репетиционных
работах
Участие в
репетиционных
работах
Участие в
репетиционных
работах
Участие в
репетиционных
работах
Участие в
репетиционных
работах
Участие в
выступлении

14

1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Театрально-игровая деятельность.(9 ч.)
1.1.Азбука театра.
Практика. Беседа, игры, тестирование, «посвящение в театральные зрители»
1.2.Ритмопластика. Сценическое движение.
Практика. Беседа, наблюдение; выполнение творческих задания.
1.3. Театрально-игровая деятельность
Практика. Театрально-игровая деятельность. Отрывки из произведений «Крокодил и Гена и
Чебурашка» (о дружбе героев)
1.4. Театрально-игровая деятельность. Практика. Отрывки из произведений «Крокодил Гена и
Чебурашка» (о проделках старухи Шапокляк)
1.5.Театрально-игровая деятельность. Практика. Отрывки из произведений «Крокодил и Гена и
Чебурашка» (жизнь Чебурашки)
1.6. Театрально-игровая деятельность. Куклы-марионетки. Отрывки из произведений «Братец
Кролик, братец Лис
1.7. Театрально-игровая деятельность. Отрывки из произведений «Братец Кролик, братец Лис»
1.8. Театрально-игровая деятельность. Практика. Отрывки из произведений «Братец Кролик,
братец Лис»
1.9. Театрально-игровая деятельность. Практика Отрывки из произведений «Братец Кролик,
братец Лис».
Раздел 2. Тренинги (3 ч)
2.1. Тренинги. Практика Путешествие в ледниковый период (на снятие мышечных зажимов).

8

2.2. Тренинги. Практика Мир приключений – в гостях в джунглях (на снятие мышечных
зажимов).
2.3. Тренинги. Практика Мир приключений – в гостях на корабле (на снятие мышечных зажимов)
Раздел 3. Художественно-речевая деятельность. (5 ч)
3.1. Художественно-речевая деятельность. Практика Артикуляционная гимнастика. Изучение
скороговорок, потешек на правильное произношение гласных звуков.
3.2. Художественно-речевая деятельность. Практика Артикуляционная гимнастика. Упражнение
на правильное произношение шипящих звуков.
3.3. Художественно-речевая деятельность. Практика Упражнение на правильное произношение
звонких, глухих согласных звуков
3.4. Художественно-речевая деятельность. Практика Упражнение на правильное произношение
звонких, глухих согласных звуков. Изучение и правильное произношение потешек, скороговорок
3.5. Художественно-речевая деятельность. Практика Упражнение на правильное произношение
звонких, глухих согласных звуков. Изучение и правильное произношение потешек,
скороговорок.
Раздел 4. Репетиционные работы (14 ч)
4.1. Репетиционные работы. Практика Знакомство с пьесой «Пират Антошка»
4.2. Репетиционные работы. Практика Знакомство с пьесой «Пират Антошка». Распределение
ролей.
4.3. Репетиционные работы. Практика Чтение пьесы «Пират Антошка» по ролям
4.4. Репетиционные работы. Практика Чтение пьесы «Пират Антошка» по ролям
4.5. Репетиционные работы. Практика Изучение пластических элементов пьесы «Пират
Антошка»
4.6. Репетиционные работы. Практика Изучение пластических элементов пьесы «Пират
Антошка».
4.7. Репетиционные работы. Практика Изучение музыкальных элементов пьесы «Пират
Антошка»
4.8 Репетиционные работы. Практика. Изучение музыкальных элементов пьесы «Пират Антошка
4.9. Репетиционные работы. Практика Действие 1.
4.10 Репетиционные работы. Практика Действие 2.
4.11. Репетиционные работы. Практика Действие 3.
4.12. Репетиционные работы. Практика Закрепление пластических и музыкальных элементов
пьесы.
4.14. Репетиционные работы. Практика Генеральная репетиция
4.14 Выступление с пьесой. Практика «Пират Антошка»
1.4.Планируемые результаты


Предметные результаты:
К концу обучения обучающийся:
Знает:

чем отличается театр от других видов искусств

какие виды театров существуют

Знание основных жанров театрального искусства

Театральную терминологию

Принципы построения этюда
Имеет понятия:

об элементарных технических средствах сцены

об оформлении сцены

о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
9

Умеет:

направлять свою фантазию по заданному руслу

образно мыслить

концентрировать внимание

ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:

общения с партнером

элементарного актёрского мастерства

образного восприятия окружающего мира

адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса
"взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к
окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Метапредметные результаты
Регулятивные
•
умение организовать свое рабочее место под руководством педагога;
умение последовательно выполнять действия;
•
использовать речь для регуляции своего действия;
•
умение самостоятельно оценивать выполненную работу.
Познавательные
•
знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер);
•
чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое
взаимодействие с другими персонажами;
•
иметь представление о театре, о театральной культуре;
•
иметь представление об устройстве театра.
Коммуникативные
•
умение вступать в диалог;
•
участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников,
учет разных мнений и умение выразить свое;
•
умение договариваться и находить общее решение;
•
формулировать свои затруднения.
Личностные
•
умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;
•
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
•
уважительное отношение к чужому мнению.
Предполагаемая результативность программы ориентируется на приобретение
социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения(уровень)

Дата
Начала
занятий

Дата
Окончания
занятий

Количе
ство
учебны
х
недель

10

Количеств
оучебных
дней

Количество
учебных
часов

Режим
заняти
й

1 год обучения

09.10.2023 г

25.05.2024 г

31

93

3 часа в
неделю

в трех
группах 1
раз в
нед. по
1 часу

Выходные дни с 31 декабря 2023 г по 8 января 2024 г

2.1. Условия реализации программы
Для реализации программы «Играть могут все» помещение должно быть светлым и
соответствовать требованиям санитарных норм и правил. До начала занятий и после их
окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по нескольким
разделам: музыкально-творческие занятия, художественно-речевые упражнения, актерские
тренинги, репетиции, выступления.
Принципы, определяющие построение программы:
1. Принцип гуманизма – веры в возможности ребенка, субъективного позитивного подхода к
перспективам его развития.
2. Принцип системности – рассмотрение ребенка как целостного качественно-своеобразного,
динамично развивающегося субъекта.
3. Принцип практической направленности – учета реальных возможностей ребенка в
практических ситуациях.
4. Принцип увлеченности и творчества – развитие творческих способностей детей, при этом
творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности.
5. Принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и обучающейся
личности.






2.1.1. Материально-техническое обеспечение
кабинет для проведения занятий;
столы, стулья;
театральный реквизит (маски, декорации, сценические костюмы для выступлений);
кукольный театр;
проектор, мультимедийная доска.

2.1.2. Информационное обеспечение
Использование источников сети Интернет для работы.
2.1.3.Кадровое обеспечение
Занятия по программе ведёт один педагог дополнительного образования. Образование: средне –
специальное.
2.2. Формы аттестации
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный (проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний,
умений и навыков по пройденным темам).
- текущий (проводится в ходе учебного занятия, позволяет закрепить знания по изученной
теме).
- рубежный (проводится после завершения изучения каждого раздела программы).
- итоговый (проводится после завершения всей учебной программы).
11

Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных
постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ
ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения,
оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.
2.3. Оценочные материалы
Отслеживание результатов театрально-игровой деятельности проводится по следующим
направлениям.
1. Участие в театрально-игровой деятельности (умение представить ситуацию,
перевоплотиться в персонажа)
2. Выполнение упражнений занятий из раздела «Художественно-речевая деятельность»
(знание и правильное произношение скороговорок и чистоговорок на разные звуки)
3. Участие в репетиционной работе и выступлениях
4. Составление иллюстраций к пьесам и сказкам
5. Участие в актерских тренингах
6. Совместное составление пьес по мотивам произведений или авторских сказок, историй,
их драматизация с использованием кукольного театра
7. Совместное создание декораций и реквизита.
Этюдный тренаж (мастерство актера)
1.Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки).
2.Жесты (этюды на выразительность жеста).
3.Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций,
на воспроизведение отдельных черт характера).
4.Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Игры-драматизации
1.Желание участвовать в играх – драматизациях.
2.Умение общаться с партнером.
3.Умение импровизировать при создании образа.
Этюды с куклами
1.Желание играть с куклой.
2.Навыки управления ею.
3.Умение импровизировать с куклой.
Кукольные спектакли
1.Желание участвовать в спектакле с верховыми куклами.
2.Навыки взаимодействия с партнером при управлении с куклой.
3.Умение создать образ с помощью кукол.
Игры – спектакли с элементами кукольного театра
1.Желание участвовать в игре – спектакле.
2.Навыки общения с партнером.
3.Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности
(слово, жесты, мимика, движение, управление куклами)
2.4. Методические материалы
Методы обучения
В процессе организации образовательного процесса используются следующие методы
работы:
По способу организации занятий:
- словесный (устное изложение, беседа, анализ и т.д.)

12

- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение)
педагогом, работа по образцу и др.);
- практический(упражнения воспроизводящие и творческие).
По уровню деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую
информацию);
- репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности);
- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся);
По форме организации деятельности обучающихся:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
-коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия
между всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой (организация работы по малым группам);
- коллективно-групповой (выполнение заданий малыми группами, последующая
презентация результатов выполнения заданий и их обобщение);
- индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблемы);
Методы личностно-ориентированного подхода: (диалога, игровые, рефлексивные,
педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации успеха), что способствует
развитию индивидуальности обучающегося, проявлению его субъектных качеств.
Метод проекта как условие для развития у детей познавательного интереса и
самостоятельности в выборе способов и средств достижения цел

13

Раздел 3. Список литературы.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.

Литература, используемая для составления программы
Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – М.: Просвещение, 1991.
– 90 с.
Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и
младших школьников. – М., 2001.
Станиславский К. С. Художественные записи. - М.: Искусство, 1939. – 165 с.
Сценическая речь / Уч. пособие для средних театральных и культурных просветительских
учебных заведений. – М.: Просвещение, 1976. –
336 с.
Пьесы Олеси Емельяновой.
Список литературы для обучающихся

Александрова Т. Домовенок Кузька. – Самовар, 2014, 128 с.
Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М., 2009. – 110 с.
Зверева Н., Иконникова С. Сторителлинг. Как стать популярным и легко заводить друзей.
– 160 с.
4. Зверева Н., Иконникова С. Навыки будущего. Твоя презентация. Как добиться успеха. – с.
160
5. Зверева Н., Иконникова С.Тайм-менеджмент. Как всё успеть? – с. 160
6. Успенский Э.Н. Истории про чебурашку и крокодила Гену. – М.: АСТ, 2017 – 75 с.
7. Харрис Джоэль. Братец Лис и братец Кролик. – М.: Акварель, 2020 – с. 96
1.
2.
3.

14

Приложение 1
Календарно - учебный график - 1-4 класс

1

Меся
ц
октябрь

N

Форма
занятия

Колво
часов
1

Тема

Место проведения

Форма
контроля

2

Теорети
ческое

Вводное занятие.
Давайте
знакомится.

МБОУ НГО
СОШ№10

Беседа, игра,
инструктаж.

3

Практич
еское

1

Азбука театра.

МБОУ НГО
СОШ№10

Практич
еское

1

Азбука театра.

МБОУ НГО
СОШ№10

Практич
еское

1

Ритмопластика.
Сценическое
движение.

МБОУ НГО
СОШ№10

Практич
еское

1

Театральноигровая
деятельность.
Отрывки из
произведений
«Крокодил Гена и
Чебурашка» (о
проделках
старухи
Шапокляк)

МБОУ НГО
СОШ№10

Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение
в театральные
зрители».
Игры «Мы
идем в театр»,
«Одно и то же
по-разному»,
викторины и
др
Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение
в театральные
зрители».
Игры «Мы
идем в театр»,
«Одно и то же
по-разному»,
викторины и
др
Беседа,
наблюдение;
выполнение
творческих
заданий.
Участие в
исполнении
этюдов

октябрь

2

неделя

октябрь

3

ноябрь

4

4

ноябрь

5

15

Практич
еское

ноябрь

6

ноябрь

Практич
еское

2

Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

4

Практич
еское

1

декабрь

8

декабрь

9

декабрь

10

Театральноигровая
деятельность.
Отрывки из
произведений
«Крокодил и Гена
и Чебурашка»
(жизнь
Чебурашки)
Театральноигровая
деятельность.
Отрывки из
произведений
«Крокодил и Гена
и Чебурашка»
(жизнь
Чебурашки)
Виды театров.
Кукольный театр.
Перчаточные
куклы.
Театральноигровая
деятельность.
Отрывки из
произведений
«Крокодил и Гена
и Чебурашка» (о
дружбе героев)
Виды театров.
Кукольный театр.
Перчаточные
куклы.
Театральноигровая
деятельность.
Отрывки из
произведений
«Крокодил и Гена
и Чебурашка» (о
дружбе героев)
Художественноречевая
деятельность.
Артикуляционная
гимнастика.
Упражнение на
правильное
произношение
шипящих звуков.

16

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

2

Теорети
ческое
Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

4

Практич
еское

1

1

Практич
еское

1

2

Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

январь

11

январь

12

январь

13

февраль

14

февральь

15

февраль

16

Театральноигровая
деятельность.
Куклымарионетки.
Отрывки из
произведений
«Братец Кролик,
братец Лис»
Театральноигровая
деятельность.
Отрывки из
произведений
«Братец Кролик,
братец Лис»
Театральноигровая
деятельность.
Отрывки из
произведений
«Братец Кролик,
братец Лис»
Театральноигровая
деятельность.
Отрывки из
произведений
«Братец Кролик,
братец Лис»
Тренинги. Мир
приключений – в
гостях на корабле
(на снятие
мышечных
зажимов)
Художественноречевая
деятельность.
Упражнение на
правильное
произношение
звонких, глухих
согласных звуков

17

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

4

Практич
еское

1

1

Практич
еское

1

2

Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

4

Практич
еское

1

5

Практич
еское

1

2

Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

февраль

17

март

18

март

19

март

20

март

21

Март

22

Апрель

23

Апрель

24

Художественноречевая
деятельность.
Упражнение на
правильное
произношение
звонких, глухих
согласных звуков.
Изучение и
правильное
произношение
потешек,
скороговорок
Репетиционные
работы.
Знакомство с
пьесой «Пират
Антошка»
Репетиционные
работы.
Знакомство с
пьесой «Пират
Антошка».
Распределение
ролей.
Репетиционные
работы. Чтение
пьесы «Пират
Антошка» по
ролям
Репетиционные
работы. Чтение
пьесы «Пират
Антошка» по
ролям
Репетиционные
работы. Изучение
пластических
элементов пьесы
«Пират Антошка»
Репетиционные
работы. Изучение
пластических
элементов пьесы
«Пират
Антошка».
Репетиционные
работы. Изучение
музыкальных
элементов пьесы
«Пират Антошка»

18

МБОУ НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

4

Практич
еское

1

Репетиционные
работы. Изучение
музыкальных
элементов пьесы
«Пират Антошка»
Репетиционные
работы. Действие
1.

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

1

Практич
еское

1

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

2

Практич
еское

1

Репетиционные
работы. Действие
2.

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

3

Практич
еское

1

Репетиционные
работы. Действие
3.

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

4

Практич
еское

1

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

5

Практич
еское

1

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

Практич
еское

1

Репетиционные
работы.
Закрепление
пластических и
музыкальных
элементов пьесы.
Репетиционные
работы.
Генеральная
репетиция
Выступление с
пьесой «Пират
Антошка»

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
выступлении

26

Апрель

апрель

25

май

27

май

28

Май

29

Май

30

Май

31

19

Приложение 2
Календарно - учебный график - 5-6 класс

1

Меся
ц
октябрь

N

Форма
занятия

Колво
часов
1

Тема

Место
проведения
МБОУ
НГО
СОШ№10

Форма
контроля

2

Теорети
ческое

3

Практич
еское

1

Азбука театра.

МБОУ
НГО
СОШ№10

1

Азбука театра.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Практич
еское

1

Ритмопластика.
Сценическое движение.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Практич
еское

1

Театрально-игровая
деятельность. Отрывки из
произведений «Крокодил
Гена и Чебурашка» (о
проделках старухи
Шапокляк)
Театрально-игровая
деятельность. Отрывки из
произведений «Крокодил
и Гена и Чебурашка»
(жизнь Чебурашки)

МБОУ
НГО
СОШ№10

Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение
в театральные
зрители».
Игры «Мы
идем в театр»,
«Одно и то же
по-разному»,
викторины и
др
Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение
в театральные
зрители».
Игры «Мы
идем в театр»,
«Одно и то же
по-разному»,
викторины и
др
Беседа,
наблюдение;
выполнение
творческих
заданий.
Участие в
исполнении
этюдов

Практич
еское

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

Вводное занятие.
Давайте знакомится.

октябрь

2

неделя

октябрь

3

ноябрь

4

4
ноябрь

5

Практич
еское
ноябрь

6

20

Беседа, игра,
инструктаж.

ноябрь

Практич
еское

2

Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

4

Практич
еское

1

2

Теорети
ческое
Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

4

Практич
еское

1

1

Практич
еское

1

2

Практич
еское

1

декабрь

8

декабрь

9

декабрь

10

январь

11

январь

12

15

февраль
ь

14

февраль

январь

13

Театрально-игровая
деятельность. Отрывки из
произведений «Крокодил
и Гена и Чебурашка»
(жизнь Чебурашки)
Виды театров. Кукольный
театр. Перчаточные
куклы. Театральноигровая деятельность.
Отрывки из произведений
«Крокодил и Гена и
Чебурашка» (о дружбе
героев)
Виды театров. Кукольный
театр. Перчаточные
куклы. Театральноигровая деятельность.
Отрывки из произведений
«Крокодил и Гена и
Чебурашка» (о дружбе
героев)
Художественно-речевая
деятельность.
Артикуляционная
гимнастика. Упражнение
на правильное
произношение шипящих
звуков.
Театрально-игровая
деятельность. Куклымарионетки. Отрывки из
произведений «Братец
Кролик, братец Лис»
Театрально-игровая
деятельность. Отрывки из
произведений «Братец
Кролик, братец Лис»
Театрально-игровая
деятельность. Отрывки из
произведений «Братец
Кролик, братец Лис»
Театрально-игровая
деятельность. Отрывки из
произведений «Братец
Кролик, братец Лис»
Тренинги. Мир
приключений – в гостях
на корабле (на снятие
мышечных зажимов)

21

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

3

Практич
еское

1

Художественно-речевая
деятельность. Упражнение
на правильное
произношение звонких,
глухих согласных звуков
Художественно-речевая
деятельность. Упражнение
на правильное
произношение звонких,
глухих согласных звуков.
Изучение и правильное
произношение потешек,
скороговорок
Репетиционные работы.
Знакомство с пьесой
«Пират Антошка»

МБОУ
НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

4

Практич
еское

1

МБОУ
НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

1

Практич
еское

1

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

2

Практич
еское

1

Репетиционные работы.
Знакомство с пьесой
«Пират Антошка».
Распределение ролей.
Репетиционные работы.
Чтение пьесы «Пират
Антошка» по ролям

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

3

Практич
еское

1

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

4

Практич
еское

1

Репетиционные работы.
Чтение пьесы «Пират
Антошка» по ролям

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

5

Практич
еское

1

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

2

Практич
еское

1

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

3

Практич
еское

1

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

4

Практич
еское

1

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

1

Практич
еское

1

Репетиционные работы.
Изучение пластических
элементов пьесы «Пират
Антошка»
Репетиционные работы.
Изучение пластических
элементов пьесы «Пират
Антошка».
Репетиционные работы.
Изучение музыкальных
элементов пьесы «Пират
Антошка»
Репетиционные работы.
Изучение музыкальных
элементов пьесы «Пират
Антошка»
Репетиционные работы.
Действие 1.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

февраль

16

февраль

17

март

18

март

19

март

20

март

21

Март

22

24

Апрель

Апрель

23

26

Апрель

апрель

25

22

2

Практич
еское

1

Репетиционные работы.
Действие 2.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

3

Практич
еское

1

Репетиционные работы.
Действие 3.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

4

Практич
еское

1

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

5

Практич
еское

1

Репетиционные работы.
Закрепление пластических
и музыкальных элементов
пьесы.
Репетиционные работы.
Генеральная репетиция

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

Практич
еское

1

Выступление с пьесой
«Пират Антошка»

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
выступлении

май

27

май

28

Май

29

Май

30

Май

31

Приложение 3
Календарно - учебный график - 7-9 класс

1

Меся
ц
октябрь

N

Форма
занятия

2

Теорети
ческое

3

Практич
еское

Колво
часов
1

Тема

1

Азбука театра.

Вводное занятие.
Давайте знакомится.

октябрь

2

неделя

23

Место
проведения
МБОУ
НГО
СОШ№10

Форма
контроля

МБОУ
НГО
СОШ№10

Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение
в театральные
зрители».
Игры «Мы
идем в театр»,
«Одно и то же
по-разному»,
викторины и
др

Беседа, игра,
инструктаж.

Практич
еское

1

Азбука театра.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Практич
еское

1

Ритмопластика.
Сценическое движение.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Практич
еское

1

Театрально-игровая
деятельность. Отрывки из
произведений «Крокодил
Гена и Чебурашка» (о
проделках старухи
Шапокляк)
Театрально-игровая
деятельность. Отрывки из
произведений «Крокодил
и Гена и Чебурашка»
(жизнь Чебурашки)
Театрально-игровая
деятельность. Отрывки из
произведений «Крокодил
и Гена и Чебурашка»
(жизнь Чебурашки)
Виды театров. Кукольный
театр. Перчаточные
куклы. Театральноигровая деятельность.
Отрывки из произведений
«Крокодил и Гена и
Чебурашка» (о дружбе
героев)
Виды театров. Кукольный
театр. Перчаточные
куклы. Театральноигровая деятельность.
Отрывки из произведений
«Крокодил и Гена и
Чебурашка» (о дружбе
героев)

МБОУ
НГО
СОШ№10

Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение
в театральные
зрители».
Игры «Мы
идем в театр»,
«Одно и то же
по-разному»,
викторины и
др
Беседа,
наблюдение;
выполнение
творческих
заданий.
Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

октябрь

3

ноябрь

4

4
ноябрь

5

Практич
еское
ноябрь

6

ноябрь

Практич
еское

2

Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

декабрь

8

декабрь

9

24

4

Практич
еское

1

2

Теорети
ческое
Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

4

Практич
еское

1

1

Практич
еское

1

2

Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

4

Практич
еское

1

1

Практич
еское

1

2

Практич
еское

1

декабрь

10

январь

11

январь

12

15

февраль
ь

14

февраль

январь

13

февраль

16

февраль

17

март

18

март

19

Художественно-речевая
деятельность.
Артикуляционная
гимнастика. Упражнение
на правильное
произношение шипящих
звуков.
Театрально-игровая
деятельность. Куклымарионетки. Отрывки из
произведений «Братец
Кролик, братец Лис»
Театрально-игровая
деятельность. Отрывки из
произведений «Братец
Кролик, братец Лис»
Театрально-игровая
деятельность. Отрывки из
произведений «Братец
Кролик, братец Лис»
Театрально-игровая
деятельность. Отрывки из
произведений «Братец
Кролик, братец Лис»
Тренинги. Мир
приключений – в гостях
на корабле (на снятие
мышечных зажимов)
Художественно-речевая
деятельность. Упражнение
на правильное
произношение звонких,
глухих согласных звуков
Художественно-речевая
деятельность. Упражнение
на правильное
произношение звонких,
глухих согласных звуков.
Изучение и правильное
произношение потешек,
скороговорок
Репетиционные работы.
Знакомство с пьесой
«Пират Антошка»

МБОУ
НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ
НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

МБОУ
НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

Репетиционные работы.
Знакомство с пьесой
«Пират Антошка».
Распределение ролей.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

25

3

Практич
еское

1

Репетиционные работы.
Чтение пьесы «Пират
Антошка» по ролям

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

4

Практич
еское

1

Репетиционные работы.
Чтение пьесы «Пират
Антошка» по ролям

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

5

Практич
еское

1

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

2

Практич
еское

1

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

3

Практич
еское

1

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

4

Практич
еское

1

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

1

Практич
еское

1

Репетиционные работы.
Изучение пластических
элементов пьесы «Пират
Антошка»
Репетиционные работы.
Изучение пластических
элементов пьесы «Пират
Антошка».
Репетиционные работы.
Изучение музыкальных
элементов пьесы «Пират
Антошка»
Репетиционные работы.
Изучение музыкальных
элементов пьесы «Пират
Антошка»
Репетиционные работы.
Действие 1.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

2

Практич
еское

1

Репетиционные работы.
Действие 2.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

3

Практич
еское

1

Репетиционные работы.
Действие 3.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

4

Практич
еское

1

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

5

Практич
еское

1

Репетиционные работы.
Закрепление пластических
и музыкальных элементов
пьесы.
Репетиционные работы.
Генеральная репетиция

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

Практич
еское

1

Выступление с пьесой
«Пират Антошка»

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
выступлении

март

20

март

21

Март

22

24

Апрель

Апрель

23

26

Апрель

апрель

25

май

27

май

28

Май

29

Май

30

Май

31

26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».