ДООП Играть могут все 2025-2026год

Оглавление
Раздел 1.Комплекс основных характеристик программы………………………………….. …..3
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………………… ...3
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………………… …4
1.3. Содержание программы……………………………………………………………………… .5
1.3.1.Учебный (тематический) план…………………………………………………………………. .5
1.3.2.Содержание учебного (тематического) плана…………………………………………….…....7
1.4.Планируемые результаты………………………………………………………………………… .9
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий…………………….………..10
2.1.Условия реализации программы…………………………………………………………..……. 10
2.1.1.Материально-техническое обеспечение……………………………………………………… .11
2.1.2.Информационное обеспечение………………………………………………………….…… .11
2.1.3.Кадровое обеспечение…………………………………………………………………….…… 11
2.2.Формы аттестации……………………………………………………………………….………....11
2.3.Оценочные материалы…………………………………………………………………….…….....11
2.4.Методические материалы…………………………………………………………………..……..12
Раздел 3.Список литературы……………………………………………………………..………….13
Приложение
Приложение 1. Календарный учебный график (1-5 класс)…………….……….………………..…14
Приложение 1. Календарный учебный график (6-9класс)…………….……….………………..….19

2

1.1.Пояснительная записка
Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из
актуальных проблем педагогики и психологии. Основной идеей программы является тот факт,
что развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого
эффективного средства воспитания как художественное творчество, особое место в котором
занимает театр.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа
кружка по театральной деятельности для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( с
умеренной степенью умственной отсталости) «Играть могут все» художественной
направленности, разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
1. Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
3. Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;
4. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации"
(вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)")
5. .Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических
рекомендаций»
6. СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
7. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
8. Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных
общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации,
профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации «О направлении методических рекомендаций» от 20
марта 2016 года № ВК-641/09).
9. Уставом и локальными актами МАОУ ДО НМО «ДЮЦПВ».
10. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс
осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры,
развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые
переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует
формированию нравственных качеств у воспитанников объединения. Программа способствует
подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп
нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. В
игре, в процессе исполнения той или иной роли ребенок, работая над образом персонажа,
старается перенять черты его характера, поведения в различных ситуациях. Систематически
возникающие в процессе подражания положительные и отрицательные эмоции становятся
регулятором дальнейшего поведения самого ребенка. Возникают посылы для творческого
решения, попытки импровизации. Полученные знания позволят обучающимся преодолеть
психологическую инертность, развить их творческую активность, способность сравнивать,
анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. В программе
систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано
использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального
воплощения.

3

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных,
эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности
возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать
общечеловеческие ценности, гордиться достижениями культуры и искусства, способной к
творческому труду, сочинительству, фантазированию. Программа ориентирована на
всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности.
Отличительной особенностью программы является тот факт, что театр своей
многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку
раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями,
умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и играя.
Реализация это программы способна эффективно повлиять на воспитательнообразовательный процесс. Сплочение детского коллектива, расширение культурного диапазона
обучающихся, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение
и творчество на театральных занятиях.
Адресат программы. Программа адресована для работы с детьми с ОВЗ и детьми –
инвалидами: обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Посещать занятия кружка могут обучающиеся 7-16 лет.
Количественная наполняемость в группе:
Минимальное количество обучающихся в группе
8
Максимальное количество обучающихся в группе
12
Объем и сроки освоения программы:
Объем программы – 72 часа (2 группы 144 часа) (программа реализуется с 19.09.2025 г).
Программа «Играть могут все» разработана на 1 год обучения.
На теоретическую часть отводится не более 30 % времени. Основное время отводится на
практическую работу.
Форма обучения очная.
Особенности организации образовательного процесса.
В соответствии
со
схожими
индивидуальными
психофизическими и поведенческими
особенностями обучающиеся комплектуются в группы. Возраст ребенка при комплектации
группы не учитывается, учитывается выраженность недоразвития интеллекта и уровень развития
самостоятельной деятельности ребенка. Состав группы постоянный. На занятиях происходит
постоянная
смена
видов
деятельности (театральные игры, постановка этюдов,
репетиционные занятия, информационные занятия, творческие мастерские. В рамках новых тем
предусматривается возвращение к ранее изученному материалу, для более успешного его
осмысления и результативного освоения
формируемых навыков. На каждом занятии
стимулируется коммуникация обучающегося, его самостоятельная творческая активность,
отрабатываются навыки культурного общения.
Основным принципом программы является принцип индивидуального подхода к
ребенку, учет его возрастных, физических, эмоциональных особенностей, учет его интересов.
Программа
построена
на
принципах
доступности,
включенности,
наглядности,
последовательности.
Организационные формы обучения: коллективные, групповые, индивидуальные .
Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв
между учебными занятиями - 10 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю по два часа в
каждой группе, в соответствии с расписанием.
1 группа (1 раз в неделю (2 часа)) - 72 часа
2 группа (1 раз в неделю (2 часа)) - 72 часа
Всего: 144 часа.
Виды занятий: В процессе освоения программы используются комбинированные,
теоретические, практические виды занятий, а так же мастер - классы, тренинги и открытые
занятия.
4

Формой
подведения итогов считать: участие в школьных мероприятиях,
инсценировках, постановках сказок и пьес для свободного просмотра.
Изучение данного курса позволит обучающимся получить общее представление о
театре, овладеть азами актерского мастерства, получить опыт зрительской культуры, опыт
выступать в роли режиссера, декоратора, художника-оформителя, актера.
1.2.Цель и задачи программы
Цель: содействие социализации и самореализации обучающихся, развитию творческого
потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( умеренной степенью умственной
отсталости) через вовлечение их в театральную деятельность.
Задачи:
Обучающие
 познакомить с особым видом искусства – театром; с различными видами театров; с
особенностями театрального процесса;
 познакомить с жанрами театрального искусства;
 познакомить с назначением театрального костюма, грима, реквизита, декораций и т.д.;
 научить сценической речи и сценическому движению;
 научить основам актерского мастерства;
 научить выступать с подготовленными ролями.
Развивающие:
 сформировать и развить интерес к занятиям, к театру как виду искусства;
 повышать познавательные интересы: внимание, память;
 развивать творческую и сценическую фантазию, технику и культуру речи;
 развивать чувство ритма, пластичность и выразительность движения;
 развивать художественный вкус;
 сформировать навыки самостоятельной творческой деятельности.
Воспитательные:
развить умения грамотно воспринимать спектакль;
 сформировать умения общаться с преподавателем и другими участниками коллектива;
 сформировать культуры поведения на репетициях и во время спектакля;
 привить трудолюбие, самоотдачу, самоорганизацию.
Коррекционные:
 социализация и раскрытие личностных потенциалов обучающегося
с
умственными отклонениями (с умеренной степенью умственной отсталостью),
 удовлетворение его потребностей в творческом самовыражении в процессе
театральной деятельности.

1.3.Содержание программы.
Занятия театрального коллектива включают наряду с работой над пьесой проведение бесед
об искусстве, совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение выставок. В
беседах о театре руководитель в доступной
форме знакомит ребят с особенностями
реалистического театрального искусства, его видам:) и жанрами; с творчеством ряда ведущих
деятелей русского и зарубежного театра; раскрывает общественно-воспитательную роль театра.
Практическое знакомство со сценическим действием начинаться с игр-упражнений,
импровизаций, этюдов. Процесс этюдной работы, как и подготовки спектакля, оказывает
влияние на формирование духовного облика ребенка. Во всех случаях проводится обсуждение
этюдов, воспитывается у кружковцев интерес к работе друг друга, самокритичность,

5

формирование критерий оценки качества работы. Формы проведения занятий: коллективные,
групповые, индивидуальные .
1.3.1 Учебный (тематический) план
N
Раздел / Тема
п/п
1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Количество часов
Всего Теория
Практика
Раздел 1. Театрально-игровая деятельность
1
0,5
0,5

Вводное занятие.
Давайте знакомится.
Виды театрального искусства.
Раскрыть понятие кукольный театр,
драматический театр, музыкальный
театр, теневой театр.
Виды театрального искусства.
Раскрыть понятие кукольный театр,
драматический театр, музыкальный
театр, теневой театр.
Беседа о культуре поведения в театре.
Правила поведения в театре,
знакомство с видами деятельности
людей театральных профессий.
История развития театра. Виды
театров.
Викторина «Знакомы вы с театром?»
Беседа о культуре поведения в театре.
Правила поведения в театре,
знакомство с видами деятельности
людей театральных профессий.
История развития театра. Виды
театров.
Викторина «Знакомы вы с театром?»
«Путешествие в закулисье».
Ориентирование в пространстве,
умение размещаться на сценической
площадке.
«Путешествие в закулисье».
Ориентирование в пространстве,
умение размещаться на сценической
площадке.
Театральный тренинг: построение
партнерского диалога на заданную
тему; развитие способности напрягать
и расслаблять отдельные группы
мыщц. Зрительное и слуховое
внимание, память.
Музыкальный вкус, творческое
воображение, способности
интерпретировать. Музыкальная играугадайка.
Игры и упражнения в ритмике. Игра
на музыкальных инструментах (ложки,

1

0,5

0,5

1

0,5

0,5

Форма контроля
Беседа, игра,
инструктаж.
Беседа, наблюдение;
выполнение
творческих заданий.
Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение в
театральные зрители».
Участие в исполнении
этюдов

1

1

1

1

Участие в исполнении
этюдов

1

1

Участие в исполнении
этюдов

1

1

Участие в исполнении
этюдов

1

1

Участие в исполнении
этюдов

1

1

Участие в исполнении
этюдов

1

1

Участие в исполнении
этюдов

6

11

погремушки)
Правильная дикция и артикуляция.
Упражнения со скороговорками.

1

1

20

11
11
Раздел 2. «Основы актёрского мастерства»
Правильная дикция и артикуляция. 1
1
Упражнения со скороговорками.
Знакомство с элементами актерского 1
1
мастерства.
Элемент
актерского
мастерства - внимание. Игры и
упражнения.
Знакомство с элементами актерского 1
1
мастерства.
Элемент
актерского
мастерства - внимание. Игры и
упражнения.
Раскрыть понятие этюд. Этюд- 1
1
упражнение с содержанием.
Раскрыть понятие этюд. Этюд- 1
1
упражнение с содержанием.
Раскрыть понятие этюд. Этюд- 1
1
упражнение с содержанием.
6
6
Раздел 3. Художественно-речевая деятельность.
Чтение в лицах стихов А. Барто, 1
1
И.Токмаковой, Э.Успенского
Чтение в лицах стихов А. Барто, 1
1
И.Токмаковой, Э.Успенского
Инсценирование
сказок 1
1
К.И.Чуковского

21

Инсценирование
К.И.Чуковского

12

13

14

15
16
17

18
19

22.

25

26

27

Участие в исполнении
этюдов
Участие в исполнении
этюдов
Участие в исполнении
этюдов
Участие в исполнении
этюдов
Участие в исполнении
этюдов
Участие в исполнении
этюдов
Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений
Выполнение
упражнений

сказок 1

1

Выполнение
упражнений

1

1

Выполнение
упражнений

5

5

1

1

Театральная игра .
1
Презентация
сказки
«
Зайкина
избушка»
Театральная игра .
1
Презентация
сказки
«
Зайкина
избушка»
Развиваем
1
экологическую зоркость знания.

1

Способы
предупреждения 1
телевидения,
Интернета,
радио,
рекламы, из которых можно узнать об

1

Ритмопластика

Раздел 4. Репетиционные работы
Ритмопластика
23
24

Участие в исполнении
этюдов

1

1

7

Выполнение
упражнений
Участие в
репетиционных
работах
Участие в
репетиционных
работах
Участие в
репетиционных
работах
Беседа

экологической опасности.
Народная мудрость об экологической
безопасности.

1

1

Беседа

28

Безопасность общения с природой для 1
человека.

1

Беседа

29

Глобальные проблемы экологии.

1

1

Беседа

Что такое экологическая катастрофа?

1

1

Беседа

Примеры экологических катастроф.

1

1

Беседа

Влияние экономики на экологию.

1

1

Беседа

Игра-викторина « Я Эколог»
Актерская грамота.

1
6

2

1
3

Художественное чтение

5

2

2

Беседа
Тренинги на
внимание.
Упражнения на
овладение и
пользование
словесными
воздействиями этюды.
Упражнения на
тренировку силы
голоса, диапазона
голоса.

Работа над пьесой

7

2

4

Работа над одной ролью (одним 11
отрывком)
всех
студийцев.
Коллективные показы одного и того
же отрывка в разных составах.
Определение различий в характере
действия.

2

8

Участие в подготовке досуговых 5
мероприятий внутри учреждения.
Выявление
ошибок
Оформление
газеты «В мире театра».
Выразительное чтение по ролям. 3
Определение сквозного действия роли.
Репетиции. Показ спектакля.
Подведение итогов за прошедший год. 1
Планы на будущий год.

1

3

Практические работы.

3

Практические работы.

1

Практические работы.

30
31
32
33
34

3540

4145

4652

5363

6468
6971
72

8

Выразительное чтение
по ролям.
Определение
сквозного действия
роли.
Репетиции. Показ
спектакля.
Репетиционные
упражнения.

Всего
Итого

72 ч.
Участия в конкурсах
144 часа
2
группы

1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана
Раздел 1. Театрально-игровая деятельность. 11ч.
1.1. Вводное занятие. Давайте знакомится.
1.2. Виды театрального искусства. Раскрыть понятие кукольный театр, драматический театр,
музыкальный театр, теневой театр.
1.3 Виды театрального искусства. Раскрыть понятие кукольный театр, драматический театр,
музыкальный театр, теневой театр.
1.4. Беседа о культуре поведения в театре. Правила поведения в театре, знакомство с видами
деятельности людей театральных профессий. История развития театра. Виды театров.
Викторина «Знакомы вы с театром?»
1.5. Беседа о культуре поведения в театре. Правила поведения в театре, знакомство с видами
деятельности людей театральных профессий. История развития театра. Виды театров.
Викторина «Знакомы вы с театром?»
1.6. «Путешествие в закулисье». Ориентирование в пространстве, умение размещаться на
сценической площадке.
1.7. «Путешествие в закулисье». Ориентирование в пространстве, умение размещаться на
сценической площадке.
1.8. Театральный тренинг: построение партнерского диалога на заданную тему; развитие
способности напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. Зрительное и слуховое
внимание, память.
1.9. Музыкальный вкус, творческое воображение, способности интерпретировать. Музыкальная
игра-угадайка.
1.10 Игры и упражнения в ритмике. Игра на музыкальных инструментах (ложки, погремушки)
1.11 Правильная дикция и артикуляция. Упражнения со скороговорками.
Раздел 2. Раздел 2. «Основы актёрского мастерства» 6 ч.
2.1. Правильная дикция и артикуляция. Упражнения со скороговорками
2.2. Знакомство с элементами актерского мастерства. Элемент актерского мастерства - внимание.
Игры и упражнения.
2.3. Знакомство с элементами актерского мастерства. Элемент актерского мастерства - внимание.
Игры и упражнения.
2.4 Раскрыть понятие этюд. Этюд-упражнение с содержанием.
2.5 Раскрыть понятие этюд. Этюд-упражнение с содержанием.
2.5 Раскрыть понятие этюд. Этюд-упражнение с содержанием.
Раздел 3. Художественно-речевая деятельность. 5 ч.
3.1. Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского.
3.2. Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского.
3.3. Инсценирование сказок К.И.Чуковского.
3.4. Инсценирование сказок К.И.Чуковского.
3.5. Ритмопластика.
Раздел 4. Репетиционные работы 50 ч.
4.1. Ритмопластика
4.2. Театральная игра .
9

Презентация сказки « Зайкина избушка»
4.3. Театральная игра .
Презентация сказки « Зайкина избушка»
4.4. Развиваем экологическую зоркость знания.
4.5. Способы предупреждения телевидения, Интернета, радио, рекламы, из которых можно
узнать об экологической опасности.
4.6. Народная мудрость об экологической безопасности.
4.7. Безопасность общения с природой для человека.
4.8 Глобальные проблемы экологии.
4.9. Что такое экологическая катастрофа?
4.10 Примеры экологических катастроф.
4.11. Влияние экономики на экологию.
4.12 Игра- викторина « Я Эколог»
4.13 Актерская грамота.
4.14. Художественное чтение.
4.15. Работа над пьесой.
4.16. Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Коллективные показы одного и
того же отрывка в разных составах. Определение различий в характере действия.
4.17. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок
Оформление газеты «В мире театра».
4.18. Выразительное чтение по ролям. Определение сквозного действия роли. Репетиции. Показ
спектакля.
4.19 Подведение итогов за прошедший год. Планы на будущий год.

10

1.4.Планируемые результаты


Предметные результаты:
К концу обучения обучающийся:
Знает:

чем отличается театр от других видов искусств

какие виды театров существуют

Знание основных жанров театрального искусства

Театральную терминологию

Принципы построения этюда
Имеет понятия:

об элементарных технических средствах сцены

об оформлении сцены

о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
Умеет:

направлять свою фантазию по заданному руслу

образно мыслить

концентрировать внимание

ощущать себя в сценическом пространстве
Приобретает навыки:

общения с партнером

элементарного актёрского мастерства

образного восприятия окружающего мира

адекватного и образного реагирования на внешние раздражители

коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса
"взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к
окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Метапредметные результаты
Регулятивные
•
умение организовать свое рабочее место под руководством педагога;
умение последовательно выполнять действия;
•
использовать речь для регуляции своего действия;
•
умение самостоятельно оценивать выполненную работу.
Познавательные
•
знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер);
•
чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое
взаимодействие с другими персонажами;
•
иметь представление о театре, о театральной культуре;
•
иметь представление об устройстве театра.
Коммуникативные
•
умение вступать в диалог;
•
участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников,
учет разных мнений и умение выразить свое;
•
умение договариваться и находить общее решение;
•
формулировать свои затруднения.
Личностные
•
умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;
•
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
11

•
уважительное отношение к чужому мнению.
Предполагаемая результативность программы ориентируется на
социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни.

приобретение

Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Год
обучения(уровень)

1 год обучения

Дата
Начала
занятий

Дата
Окончания
занятий

19.09.2025 г

25.05.2026г

Количес
тво
учебны
х недель
36

Количество
учебных
дней
72

Количество
учебных
часов
2 часа в
неделю

Режим
занятий

в двух
группах 1
раз в
нед. по
2 часа

Выходные дни с 31 декабря 2025 г по 11 января 2026 г

2.1. Условия реализации программы
Для реализации программы «Играть могут все» помещение должно быть светлым и
соответствовать требованиям санитарных норм и правил. До начала занятий и после их
окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по нескольким
разделам: музыкально-творческие занятия, художественно-речевые упражнения, актерские
тренинги, репетиции, выступления.
Принципы, определяющие построение программы:
1. Принцип гуманизма – веры в возможности ребенка, субъективного позитивного подхода к
перспективам его развития.
2. Принцип системности – рассмотрение ребенка как целостного качественно-своеобразного,
динамично развивающегося субъекта.
3. Принцип практической направленности – учета реальных возможностей ребенка в
практических ситуациях.
4. Принцип увлеченности и творчества – развитие творческих способностей детей, при этом
творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности.
5. Принцип культуросообразности – ориентация на потребности общества и обучающейся
личности.






2.1.1. Материально-техническое обеспечение
кабинет для проведения занятий;
столы, стулья;
театральный реквизит (маски, декорации, сценические костюмы для выступлений);
кукольный театр;
проектор, мультимедийная доска.

2.1.2. Информационное обеспечение
Использование источников сети Интернет для работы.

12

2.1.3.Кадровое обеспечение
Занятия по программе ведёт один педагог дополнительного образования. Образование: средне –
специальное.
2.2. Формы аттестации
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
- вводный (проводится перед началом работы, предназначен для закрепления знаний,
умений и навыков по пройденным темам).
- текущий (проводится в ходе учебного занятия, позволяет закрепить знания по изученной
теме).
- рубежный (проводится после завершения изучения каждого раздела программы).
- итоговый (проводится после завершения всей учебной программы).
Для закрепления полученных знаний, умений и навыков предусмотрен показ театральных
постановок на общешкольных мероприятиях, после которого проводится коллективный анализ
ученических работ, в ходе которого отмечаются наиболее удачные сценические решения,
оригинальные подходы к исполнению номеров, разбираются типичные ошибки.
2.3. Оценочные материалы
Отслеживание результатов театрально-игровой деятельности проводится по следующим
направлениям.
1. Участие в театрально-игровой деятельности (умение представить ситуацию,
перевоплотиться в персонажа)
2. Выполнение упражнений занятий из раздела «Художественно-речевая деятельность»
(знание и правильное произношение скороговорок и чистоговорок на разные звуки)
3. Участие в репетиционной работе и выступлениях
4. Составление иллюстраций к пьесам и сказкам
5. Участие в актерских тренингах
6. Совместное составление пьес по мотивам произведений или авторских сказок, историй,
их драматизация с использованием кукольного театра
7. Совместное создание декораций и реквизита.
Этюдный тренаж (мастерство актера)
1.Дикция (потешки, скороговорки и чистоговорки).
2.Жесты (этюды на выразительность жеста).
3.Мимика (этюды на выражение основных эмоций, на сопоставление различных эмоций,
на воспроизведение отдельных черт характера).
4.Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Игры-драматизации
1.Желание участвовать в играх – драматизациях.
2.Умение общаться с партнером.
3.Умение импровизировать при создании образа.
Этюды с куклами
1.Желание играть с куклой.
2.Навыки управления ею.
3.Умение импровизировать с куклой.
Кукольные спектакли
1.Желание участвовать в спектакле с верховыми куклами.
2.Навыки взаимодействия с партнером при управлении с куклой.
3.Умение создать образ с помощью кукол.
Игры – спектакли с элементами кукольного театра
13

1.Желание участвовать в игре – спектакле.
2.Навыки общения с партнером.
3.Умение создавать образ персонажа, используя различные средства выразительности
(слово, жесты, мимика, движение, управление куклами)
2.4. Методические материалы
Методы обучения
В процессе организации образовательного процесса используются следующие методы
работы:
По способу организации занятий:
- словесный (устное изложение, беседа, анализ и т.д.)
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение)
педагогом, работа по образцу и др.);
- практический(упражнения воспроизводящие и творческие).
По уровню деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую
информацию);
- репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности);
- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся);
По форме организации деятельности обучающихся:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
-коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия
между всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой (организация работы по малым группам);
- коллективно-групповой (выполнение заданий малыми группами, последующая
презентация результатов выполнения заданий и их обобщение);
- индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблемы);
Методы личностно-ориентированного подхода: (диалога, игровые, рефлексивные,
педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации успеха), что способствует
развитию индивидуальности обучающегося, проявлению его субъектных качеств.
Метод проекта как условие для развития у детей познавательного интереса и
самостоятельности в выборе способов и средств достижения цел
Раздел 3. Список литературы.
Литература, используемая для составления программы
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском развитии. – М.: Просвещение, 1991.
– 90 с.
2. Горбачев И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003.
3. Игры, конкурсы, развлечения. – Волгоград, 2001.
4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.И. Театрализованные игры в школе. – М., 2001.
5. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции. – М., 2003.
6. Чурилова Э.Т. Методика организации театральной деятельности дошкольников и
младших школьников. – М., 2001.
7. Станиславский К. С. Художественные записи. - М.: Искусство, 1939. – 165 с.
8. Сценическая речь / Уч. пособие для средних театральных и культурных просветительских
учебных заведений. – М.: Просвещение, 1976. –
14

336 с.
9. Пьесы Олеси Емельяновой.
Список литературы для обучающихся
Александрова Т. Домовенок Кузька. – Самовар, 2014, 128 с.
Драгунский В.Ю. Денискины рассказы. – М., 2009. – 110 с.
Зверева Н., Иконникова С. Сторителлинг. Как стать популярным и легко заводить друзей.
– 160 с.
4. Зверева Н., Иконникова С. Навыки будущего. Твоя презентация. Как добиться успеха. – с.
160
5. Зверева Н., Иконникова С.Тайм-менеджмент. Как всё успеть? – с. 160
6. Успенский Э.Н. Истории про чебурашку и крокодила Гену. – М.: АСТ, 2017 – 75 с.
7. Харрис Джоэль. Братец Лис и братец Кролик. – М.: Акварель, 2020 – с. 96
1.
2.
3.

15

Приложение 1
Календарно - учебный график - 1-5 класс

1

Меся
ц
сентябр
ь

N

Форма
занятия

Колво
часов
1

Тема

Место проведения

Форма
контроля

3

Теорети
ческое

Вводное занятие.
Давайте
знакомится.

МБОУ НГО
СОШ№10

Беседа, игра,
инструктаж.

4

Практич
еское

1

Виды
театрального
искусства.
Раскрыть понятие
кукольный театр,
драматический
театр,
музыкальный
театр, теневой
театр.
Актерская
грамота.

МБОУ НГО
СОШ№10

Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение
в театральные
зрители».
Игры «Мы
идем в театр»,
«Одно и то же
по-разному»,
викторины и
др

5

Практич
еское

2

Виды
театрального
искусства.
Раскрыть понятие
кукольный театр,
драматический
театр,
музыкальный
театр, теневой
театр.

МБОУ НГО
СОШ№10

1

Практич
еское

1

Беседа о культуре
поведения в
театре. Правила
поведения в
театре,
знакомство с
видами
деятельности
людей
театральных
профессий.
История развития
театра. Виды
театров.
Викторина
«Знакомы вы с
театром?»

МБОУ НГО
СОШ№10

Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение
в театральные
зрители».
Игры «Мы
идем в театр»,
«Одно и то же
по-разному»,
викторины и
др
Беседа,
наблюдение;
выполнение
творческих
заданий.

Сентябрь

2

неделя

октябрь

3

Октябрь

4

16

2

Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

1

Практич
еское

3

Октябрь

5

Октябрь

6

Ноябрь

7

Беседа о культуре
поведения в
театре. Правила
поведения в
театре,
знакомство с
видами
деятельности
людей
театральных
профессий.
История развития
театра. Виды
театров.
Викторина
«Знакомы вы с
театром?»
«Путешествие в
закулисье».
Ориентирование в
пространстве,
умение
размещаться на
сценической
площадке.
«Путешествие в
закулисье».
Ориентирование в
пространстве,
умение
размещаться на
сценической
площадке.
Участие в
подготовке
досуговых
мероприятий
внутри
учреждения.
Выявление
ошибок
Оформление
газеты «В мире
театра».

17

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

2

Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

4

Практич
еское

6

1

Теорети
ческое
Практич
еское

1

2

Практич
еское

6

Ноябрь

8

Ноябрь

9

Ноябрь

10

Декабрь

11

Декабрь

12

Театральный
тренинг:
построение
партнерского
диалога на
заданную тему;
развитие
способности
напрягать и
расслаблять
отдельные группы
мыщц.
Зрительное и
слуховое
внимание, память.
Музыкальный
вкус, творческое
воображение,
способности
интерпретировать
. Музыкальная
игра-угадайка.
Игры и
упражнения в
ритмике. Игра на
музыкальных
инструментах
(ложки,
погремушки)
Работа над пьесой

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

Правильная
дикция и
артикуляция.
Упражнения со
скороговорками.
Правильная
дикция и
артикуляция.
Упражнения со
скороговорками.
Художественное
чтение

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

18

3

Практич
еское

4

4

Практич
еское

1

1

Практич
еское

1

2

Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

4

Практич
еское

1

1

Практич
еское

1

Декабрь

13

Декабрь

14

Январь

15

Январь

16

Январь

17

19

Февраль

Январь

18

Знакомство с
элементами
актерского
мастерства.
Элемент
актерского
мастерства внимание. Игры и
упражнения.
Участие в
подготовке
досуговых
мероприятий
внутри
учреждения.
Выявление
ошибок
Оформление
газеты «В мире
театра».
Знакомство с
элементами
актерского
мастерства.
Элемент
актерского
мастерства внимание. Игры и
упражнения.
Раскрыть понятие
этюд. Этюдупражнение с
содержанием.
Раскрыть понятие
этюд. Этюдупражнение с
содержанием.
Раскрыть понятие
этюд. Этюдупражнение с
содержанием.
Чтение в лицах
стихов А. Барто,
И.Токмаковой,
Э.Успенского
Чтение в лицах
стихов А. Барто,
И.Токмаковой,
Э.Успенского

19

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

МБОУ НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

МБОУ НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

Февраль

21

2

Практич
еское

1

Инсценирование
сказок
К.И.Чуковского

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

Февраль

20

3

Практич
еское

1

Инсценирование
сказок
К.И.Чуковского

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

4

Практич
еское

7

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

1

Практич
еское

6

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

2

Практич
еское

1

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

3

Практич
еское

1

МБОУ НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

4

Практич
еское

1

Ритмопластика.
Работа над одной
ролью (одним
отрывком) всех
студийцев.
Коллективные
показы одного и
того же отрывка в
разных составах.
Определение
различий в
характере
действия.
Ритмопластика
Работа над одной
ролью (одним
отрывком) всех
студийцев.
Коллективные
показы одного и
того же отрывка в
разных составах.
Определение
различий в
характере
действия.
Театральная игра .
Презентация
сказки « Зайкина
избушка»
Театральная игра .
Презентация
сказки « Зайкина
избушка»
Развиваем
экологическую
знания.
зоркость

МБОУ НГО
СОШ№10

Беседа

Февраль

22

Март

23

Март

24

Март

25

Март

26

20

5

Практич
еское

1

Способы
МБОУ НГО
предупреждения
СОШ№10
телевидения,
Интернета, радио,
рекламы,
из
которых
можно
узнать
об
экологической
опасности.

Беседа

28

1

Практич
еское

1

Народная
МБОУ НГО
мудрость
об СОШ№10
экологической
безопасности.

Беседа

29

2

Практич
еское

4

Безопасность
МБОУ НГО
общения
с СОШ№10
природой
для
человека.
Выразительное
чтение по ролям.
Определение
сквозного
действия
роли.
Репетиции. Показ
спектакля.

Беседа

3

Практич
еское

1

Глобальные
проблемы
экологии.

МБОУ НГО
СОШ№10

Беседа

4

Практич
еское

1

Что
такое МБОУ НГО
экологическая
СОШ№10
катастрофа?

Беседа

5

Практич
еское

1

Примеры
экологический
катастроф.

МБОУ НГО
СОШ№10

Беседа

1

Практич
еское

1

Влияние
экономики
экологию.

МБОУ НГО
на СОШ№10

Беседа

2

Практич
еское

7

Игра- викторина « МБОУ НГО
Я Эколог»
СОШ№10
Актерская
грамота.

Беседа

32

33

Апрель
Апрель

31

Апрель

30

Апрель

Апрель

Март

27

Май

34

21

3

Практич
еское

1

4

Практич
еское

1

Май

35

Май

36

Выразительное
чтение по ролям.
Определение
сквозного
действия
роли.
Репетиции. Показ
спектакля.
Подведение
итогов
за
прошедший год.
Планы
на
будущий год.

72 ч

22

МБОУ НГО
СОШ№10

МБОУ НГО
СОШ№10

Беседа

Приложение 2
Календарно - учебный график 6-9 класс

1

Меся
ц
сентябр
ь

N

Форма
занятия

Колво
часов
1

Тема

3

Теорети
ческое

4

Место
проведения
МБОУ
НГО
СОШ№10

Форма
контроля

Практич
еское

1

Виды театрального
искусства. Раскрыть
понятие кукольный театр,
драматический театр,
музыкальный театр,
теневой театр.
Актерская грамота.

МБОУ
НГО
СОШ№10

2

Виды театрального
искусства. Раскрыть
понятие кукольный театр,
драматический театр,
музыкальный театр,
теневой театр.

МБОУ
НГО
СОШ№10

1

Беседа о культуре
поведения в театре.
Правила поведения в
театре, знакомство с
видами деятельности
людей театральных
профессий. История
развития театра. Виды
театров.
Викторина «Знакомы вы с
театром?»

МБОУ
НГО
СОШ№10

Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение
в театральные
зрители».
Игры «Мы
идем в театр»,
«Одно и то же
по-разному»,
викторины и
др
Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение
в театральные
зрители».
Игры «Мы
идем в театр»,
«Одно и то же
по-разному»,
викторины и
др
Беседа,
наблюдение;
выполнение
творческих
заданий.

5

Практич
еское

1

Практич
еское

Сентябрь

2

неделя

Сентябрь

3

Вводное занятие.
Давайте знакомится.

Октябрь

4

23

Беседа, игра,
инструктаж.

2

Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

1

Практич
еское

3

2

Практич
еское

1

3

Практич
еское

1

4

Практич
еское

6

Октябрь

5

Ноябрь

Октябрь

6

Ноябрь

8

Ноябрь

9

Ноябрь

10

Беседа о культуре
поведения в театре.
Правила поведения в
театре, знакомство с
видами деятельности
людей театральных
профессий. История
развития театра. Виды
театров.
Викторина «Знакомы вы с
театром?»
«Путешествие в
закулисье».
Ориентирование в
пространстве, умение
размещаться на
сценической площадке.
«Путешествие в
закулисье».
Ориентирование в
пространстве, умение
размещаться на
сценической площадке.
Участие в подготовке
досуговых мероприятий
внутри учреждения.
Выявление ошибок
Оформление газеты «В
мире театра».
Театральный тренинг:
построение партнерского
диалога на заданную тему;
развитие способности
напрягать и расслаблять
отдельные группы мыщц.
Зрительное и слуховое
внимание, память.
Музыкальный вкус,
творческое воображение,
способности
интерпретировать.
Музыкальная играугадайка.
Игры и упражнения в
ритмике. Игра на
музыкальных
инструментах (ложки,
погремушки)
Работа над пьесой

24

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

Декабрь

11

1

Правильная дикция и
артикуляция. Упражнения
со скороговорками.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении.

6

Правильная дикция и
артикуляция. Упражнения
со скороговорками.
Художественное чтение

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении.

3

Практич
еское

4

МБОУ
НГО
СОШ№10

Упражнения

4

Практич
еское

1

МБОУ
НГО
СОШ№10

Упражнения

1

Практич
еское

1

Знакомство с элементами
актерского мастерства.
Элемент актерского
мастерства - внимание.
Игры и упражнения.
Участие в подготовке
досуговых мероприятий
внутри учреждения.
Выявление ошибок
Оформление газеты «В
мире театра».
Знакомство с элементами
актерского мастерства.
Элемент актерского
мастерства - внимание.
Игры и упражнения.
Раскрыть понятие этюд.
Этюд-упражнение с
содержанием.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
исполнении
этюдов

2

Практич
еское

1

Раскрыть понятие этюд.
Этюд-упражнение с
содержанием.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

3

Практич
еское

1

Раскрыть понятие этюд.
Этюд-упражнение с
содержанием.

МБОУ
НГО
СОШ№10

Выполнение
упражнений

4

Практич
еское

1

Чтение в лицах стихов А.
Барто, И.Токмаковой,
Э.Успенского

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

1

Практич
еское

1

Чтение в лицах стихов А.
Барто, И.Токмаковой,
Э.Успенского

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

2

Практич
еское

1

Инсценирование
К.И.Чуковского

сказок МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

2
Декабрь

12

Теорети
ческое
Практич
еское
Практич
еское

1

Декабрь

13

Декабрь

14

Январь

15

Январь

16

Январь

17

20

Февраль

19

Февраль

Январь

18

25

Февраль

21

Практич
еское

1

Инсценирование
К.И.Чуковского

4

Практич
еское

7

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

1

Практич
еское

6

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

2

Практич
еское

1

Ритмопластика.
Работа над одной ролью
(одним отрывком) всех
студийцев. Коллективные
показы одного и того же
отрывка в разных
составах. Определение
различий в характере
действия.
Ритмопластика
Работа над одной ролью
(одним отрывком) всех
студийцев. Коллективные
показы одного и того же
отрывка в разных
составах. Определение
различий в характере
действия.
Театральная игра .
Презентация сказки «
Зайкина избушка»

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

3

Практич
еское

1

Театральная игра .
Презентация сказки «
Зайкина избушка»

МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

4

Практич
еское

1

Развиваем
экологическую знания.
зоркость

МБОУ
НГО
СОШ№10

Беседа.

5

Практич
еское

1

Способы предупреждения МБОУ
телевидения, Интернета, НГО
радио,
рекламы,
из СОШ№10
которых можно узнать об
экологической опасности.

Игра.

1

Практич
еское

1

Народная мудрость
экологической
безопасности.

Упражнение в
играх.

Февраль

22

3

Март

23

Март

24

Март

25

Март

26

28

Апрель

Март

27

26

сказок МБОУ
НГО
СОШ№10

об МБОУ
НГО
СОШ№10

Участие в
репетиционн
ых работах

2

Практич
еское

4

Безопасность общения с МБОУ
природой для человека. НГО
Выразительное чтение по СОШ№10
ролям.
Определение
сквозного действия роли.
Репетиции.
Показ
спектакля.

Упражнение в
играх.

3

Практич
еское

1

Глобальные
экологии.

Упражнение в
играх.

4

Практич
еское

1

Что такое экологическая МБОУ
катастрофа?
НГО
СОШ№10

Беседа.

5

Практич
еское

1

Примеры экологический МБОУ
катастроф.
НГО
СОШ№10

Беседа.

1

Практич
еское

1

Влияние экономики
экологию.

на МБОУ
НГО
СОШ№10

Упражнение в
играх.

2

Практич
еское

7

Игра- викторина «
Эколог»
Актерская грамота.

Я МБОУ
НГО
СОШ№10

3

Практич
еское

1

4

Практич
еское

1

Выразительное чтение по
ролям.
Определение
сквозного действия роли.
Репетиции.
Показ
спектакля.
Подведение
итогов за
прошедший год. Планы на
будущий год.

30

Апрель

Апрель

29

Апрель

31

Апрель

32

Май

33

проблемы МБОУ
НГО
СОШ№10

Май

34

Май

35

Май

36

72 ч

27

Беседа

Беседа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».