ДООП РОБОТАРИУМ ДЮЦПВ 2025-26

Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы………………....................3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………..…..…….…..3
1.2. Цель и задачи программы……………………………………………….................6
1.3. Содержание программы......................................................................................7
1.3.1. Учебный (тематический) план. 1 группа……………..………………................7
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана 1 группа………………………....8
1.3.3. Учебный (тематический) план 2 группа……………..……………….................9
1.3.4. Содержание учебного (тематического) плана 2 группа…………………………9
1.4. Планируемые результаты........................................................................................11
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий................................12
2.1. Условия реализации программы…………….…..………......................…….......12
2.1.1. Материально- техническое обеспечение……………………………….…........12
2.1.2 Информационное обеспечение ………………….……………………...............13
2.1.3.Кадровое обеспечение ..………………………………...........................….......13
2.2. Формы аттестации ……………………………………………........................ ….13
2.3. Оценочные материалы…………………………………...…………………..........14
2.4. Методические материалы………………………………………………………….15
Раздел 3. Список литературы...................................................................................16
Приложение
Приложение 1: Календарный учебный график 1 группа ……..................................17
Приложение 2: Календарный учебный график 2 группа ……..................................20

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Направленность программы. Программа «Роботариум» технической
направленности.
Основное назначение программы "Роботариум" состоит в выполнении
социального заказа современного общества, направленного на подготовку
подрастающего поколения к полноценной работе в условиях глобальной
информатизации всех сторон общественной жизни.
- Разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N
678-р об утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей
до 2030 года».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
- Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652 н «Об
утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
федерации от 28.09.2020 №28.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению
безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Приказ от 03.09.2019 года N 467 об утверждении «Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 21
апреля 2023 года).
Уставом и локальными актами МАОУ ДО НМО «ДЮЦПВ».

3

Уровень сложности программы. Программа «Роботариум» базового уровня, так
как предполагает использование и реализацию материала, которое допускает освоение
специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивает трансляцию общей
и целостной картины, в рамках содержательно-тематического направления программы.
Актуальность программы обусловлена тем, что отечественные наука и техника
нуждаются в специалистах, которые смогут поднять техническое оснащение различных
видов производства на уровень, соответствующий современным мировым стандартам, и
сократить отставание от передовых стран в технической области, в том числе и в
роботостроении. Кроме того, актуальность данной программы возрастает в условиях
интенсивного развития Дальневосточного региона в области промышленности,
потребности региона в технических кадрах.
Исследования ученых доказали, что только в детстве могут быть заложены
основы творческой личности, сформирован особый склад ума - конструкторский.
Эффективным путем развития устойчивого интереса детей и подростков к науке и
технике являются занятия по программе ««Роботариум»».
Программа
««Роботариум»»
предназначена
для
обучения
основам
проектирования, конструирования и программирования роботов.
Образовательный робототехнический набор LEGO Education помогает
стимулировать интерес младших школьников к естественным наукам и инженерному
искусству. В основе обучения лежит формирование универсальных учебных действий, а
также способов деятельности, уровень усвоения которых предопределяет успешность
последующего обучения ребёнка. Это одна из приоритетных задач начального
образования. Изучая простые механизмы, учащиеся учатся работать руками (развитие
мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление,
фантазию, изучают принципы работы многих механизмов.
Образовательный робототехнический набор LEGO Education обеспечивает
решение для практического, «мыслительного» обучения, которое побуждает учащихся
задавать вопросы и предоставляет инструменты для решения задач из обычной жизни.
Учащиеся задают вопросы и решают задачи. Этот материал не дает учащимся всего
того, что им нужно знать. Вместо этого они задаются вопросом о том, что знают, и
изучают еще не освоенные моменты. В процессе работы с данным оборудованием
учащиеся овладевают ключевыми коммуникативными, учебнопознавательными,
ценностно-смысловыми, личностного самосовершенствования компетенциями и
информационно-коммуникационными технологиями.
Новые принципы решения актуальных задач человечества с помощью роботов,
усвоенные в школьном возрасте, ко времени окончания вуза и начала работы по
специальности отзовутся в принципиально новом подходе к реальным задачам.
Занимаясь с учащимися робототехникой, мы подготовим специалистов нового склада,
способных к совершению инновационного прорыва в современной науке и технике.
Новизна
Работа с образовательными конструкторами LEGO Education позволяет
школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить
необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается

4

множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, –
что является вполне естественным.
Адресат программы: данная программа рассчитана на обучающихся 2-4 классов.
В объединение принимаются как мальчики, так и девочки 8-11 лет, проявившие интерес
к изучению робототехники, специальных способностей в данной предметной области не
требуется. Зачисление происходит с письменного согласия родителей (законных
представителей). Количественная наполняемость группы 8-12 человек. При
поступлении необходимо иметь сертификат ПФДО.
Объем и срок освоения программы.
Объем программы - 216 часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения
Формы обучения очная.
Занятия проходят в индивидуально – групповая форме обучения. Группы
формируются из обучающихся разного возраста.
Режим занятий: Учебная нагрузка рассчитывается в академических часах.
Продолжительность одного академического часа равна 40 минутам. Перерыв между
учебными занятиями 10 мин. Общее количество часов в неделю – 6 часов. Занятия
проводятся в двух группах три раза в неделю по два часа.
Первая группа – 1 раз в неделю 2 часа - 72 часа в год.
Вторая группа - 2 раза в неделю по 2 часа - 144 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса. Программа
представляет собой традиционную модель линейной последовательности освоения в
течение одного года.
Организационные формы обучения: занятия проходят в индивидуально групповой форме обучения. Группы формируются из обучающихся одного возраста
Методы обучения
Целесообразными методами, используемыми в процессе реализации программы
«Роботариум», являются:
Теоретический блок:
• устное изложения материала (рассказ, лекция, объяснение и др.);
• беседа;
• показ (демонстрация, экскурсия, наблюдение, презентация и др.);
• упражнения (устные, письменные, тестовые);
• самоподготовка.
Практический блок:
• индивидуальные и групповые задания (для отработки специфических
навыков, при подготовке к фестивалям, конкурсам, выставкам и др.);
• конкурсы (внутри детского объединения, городские, районные, областные и
др. уровней);
• мастер-классы (выездные, семейные, массовые и др.).
В процессе реализации программы на занятиях приоритетно используются
методы: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа. Ведущим методом
является проектирование. Использование этого метода позволяет учащимся создавать
оригинальные по форме и содержанию модели и конструкции. Теоретические и
5

практические занятия проводятся с привлечением дидактических материалов. У детей
воспитываются умения и навыки самостоятельного принятия решений. Изучение
данного курса тесно связано с физикой, математикой, черчением, информатикой.
Типы и формы организации занятий:
Групповые и парные формы работы. Парная форма работы предполагает работу
детей в игре. Это объединяет детей, учит их взаимодействовать друг с другом,
развивать общение, навык сотрудничества. Пары могут быть сформированы по
желанию детей или по желанию педагога.
Групповая форма работы позволяет работать с небольшим количеством
обучающихся, и объединять их в группы по каким-либо признакам. Например, по
уровню развития, по возрасту, по половому признаку и др. Так же группы могут
образовываться по желанию или случайному выбору. Это улучшает эффективность
работы, образовательного процесса, а также делает его разнообразным и повышает
интерес. Таким образом, можно разрешить конфликт между ребятами или улучшить
взаимоотношения. Работая группами можно закреплять практические навыки работы с
роботизированными моделями. Например, каждая группа детей получает свое задание и
выполняет его совместными усилиями.
Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества - это
индивидуальный подход к каждому ребенку.
1.2.Цель и задачи программы
1.) саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира
через его собственную творческую предметную деятельность;
2.) введение школьников в сложную среду конструирования с использованием
информационных технологий;
3.) организация занятости школьников во внеурочное время.
Задачи работы кружка
1.)
Формирование
мотивации
успеха
и
достижений,
творческой
самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;
2.) Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки
предметно-преобразовательных действий;
3.) Формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на
основе различных информационных технологий (графических текст, рисунок, схема;
информационно-коммуникативных);
4.) Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание,
планирование (умение составлять план действий и применять его для решения
практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при
различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
5.) Развитие умения излагать мысли в четкой логической последовательности,
отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить
ответы на вопросы путем логических рассуждений.
6

6.) Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе
организации совместной продуктивной деятельности (умения работать над проектом в
команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного
общения и коллективного творчества)
7.) Развитие индивидуальных способностей ребенка;
Формы
занятий: групповые, индивидуальные, парные, коллективные,
самостоятельные, индивидуально-обособленные.
Режим занятий – 3 раза в неделю по 2 часа (216 часов)
Формы подведения итогов по программе: беседа, практическое занятие,
тестирование, защита проекта.
1.3.Содержание программы
1.3.1.Учебный (тематический) план (1 группа)

Количество часов

№
п/п

Название раздела, темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Вводное занятие
Ветряная мельница
Парусник
Простейший вездеход
Подъемный кран
Моторизированный вездеход
Мотоцикл
Робот №1
Робот №2
Подъемный ковш
Простейшая машина
Ударный механизм
Маятник
Маятник-противовес
Моноколесо
Поисковый автомобиль
Заключительное занятие
ИТОГО:

Всего

Теория

Практика

4
4
4
4
4
4
4
5
5
4
4
4
5
5
4
4
4
72

3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
20

1
3
3
3
3
3
3
4
4
3
3
3
4
4
3
3
2
52

7

1.3.2.Содержание учебного плана
Начальный курс по обучению легоконструированию максимально прост и
доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении легоконструирования
имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема
отработки учебных заданий.
Особенность программы в том, что данная программа позволяет лучше познать
современный окружающий мир, развивать образное и техническое мышление.
Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать.
Ребенок увлеченно работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает
желание творить, учиться. Занятия с конструктором - это первые шаги детей в
самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей.
Легоконструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием,
а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников,
развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и
навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор,
позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности
дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в
школе.
Вводное занятие. Знакомство с ЛЕГО-конструктором. Познакомить с ЛЕГОконструктором.
Ветряная мельница. Научить создавать сложную постройку, работать вместе, не
мешая друг другу.
Парусник. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Простейший вездеход. Рассказать о принципе работы вездеходного транспорта.
Научить строить вездеход простейшего типа.
Подъемный кран. Рассказать о профессии крановщика. Научить строить
подъемный кран с ковшом.
Моторизированный вездеход. Закреплять
полученные принципы работы
вездеходного транспорта. Научить строить вездеход моторизованного типа.
Мотоцикл. Рассказать о типах мотоциклов и принципов их конструкции. Научить
строить мотоцикл из конструктора. Развивать творческую инициативу и
самостоятельность.
Робот №1. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Робот №2. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Подъемный ковш. Закреплять полученные знания о профессии машиниста
подъемного крана. Научить строить подъемный ковш по схеме.
Простейшая машина. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные
навыки.
Ударный механизм. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные
8

навыки.
Маятник. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные навыки.
Маятник-противовес. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные
навыки.
Моноколесо. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные навыки.
Поисковый автомобиль. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные
навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Заключительное занятие. Итоговая выставка моделей из конструктора Лего на
свободную тему.
1.3.3.Учебный (тематический) план 2 группы
Количество часов

№
п/п

Название раздела, темы

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Вводное занятие
Ветряная мельница
Парусник
Простейший вездеход
Подъемный кран
Моторизированный вездеход
Мотоцикл
Робот №1
Робот №2
Подъемный ковш
Простейшая машина
Ударный механизм
Маятник
Маятник-противовес
Моноколесо
Поисковый автомобиль
Заключительное занятие
ИТОГО:

Всего

Теория

Практика

6
8
8
9
9
8
9
8
8
9
9
9
8
9
8
9
10
144

3
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
20

3
7
7
8
8
7
8
7
7
8
8
8
7
8
7
8
8
124

1.3.4.Содержание учебного плана
Начальный курс по обучению легоконструированию

максимально прост и

доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении легоконструирования
9

имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема
отработки учебных заданий.
Особенность программы в том, что данная программа позволяет лучше познать
современный окружающий мир, развивать образное и техническое мышление.
Конструктор помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать.
Ребенок увлеченно работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает
желание творить, учиться. Занятия с конструктором - это первые шаги детей в
самостоятельной творческой деятельности по созданию моделей.
Легоконструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием,
а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников,
развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и
навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор,
позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности
дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в
школе.
Вводное занятие. Знакомство с ЛЕГО-конструктором. Познакомить с ЛЕГОконструктором.
Ветряная мельница. Научить создавать сложную постройку, работать вместе, не
мешая друг другу.
Парусник. Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
Простейший вездеход. Рассказать о принципе работы вездеходного транспорта.
Научить строить вездеход простейшего типа.
Подъемный кран. Рассказать о профессии крановщика. Научить строить
подъемный кран с ковшом.
Моторизированный вездеход. Закреплять

полученные принципы работы

вездеходного транспорта. Научить строить вездеход моторизованного типа.
Мотоцикл. Рассказать о типах мотоциклов и принципов их конструкции. Научить
строить

мотоцикл

из

конструктора.

Развивать

самостоятельность.
10

творческую

инициативу

и

Робот №1. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Робот №2. Закреплять полученные навыки. Учить заранее, обдумывать содержание
будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую
инициативу и самостоятельность.
Подъемный ковш. Закреплять полученные знания о профессии машиниста
подъемного крана. Научить строить подъемный ковш по схеме.
Простейшая машина. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные
навыки.
Ударный механизм. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные
навыки.
Маятник. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные навыки.
Маятник-противовес. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные
навыки.
Моноколесо. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные навыки.
Поисковый автомобиль. Конструирование по замыслу. Закреплять полученные
навыки. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему,
давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
Заключительное занятие. Итоговая выставка моделей из конструктора Лего на
свободную тему.
1.4.Планируемые результаты
Метапредметные:
•
умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
•
умение составлять план действия на занятии с помощью педагога и
самостоятельно;
•
умение мобильно перестраивать свою работу в соответствии с полученными
данными.
Личностные:
•
формирование
ответственности;

учебной

мотивации,
11

осознанность

учения

и

личной

формирование эмоционального отношения к учебной деятельности и общее
представление о моральных нормах поведения;
•
умение слушать и понимать других;
•
умение согласованно работать в группах и коллективе;
•
умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою
точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы
путем логических рассуждений.
•

Предметные:
•
умение решать робототехнические задачи различного уровня сложности;
•
определять, различать и называть детали конструктора;
•
конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по чертежу, по
заданной схеме и самостоятельно строить схему;
Умение писать алгоритмы, составлять блок-схемы.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий

Год
обучен
ия
(уровен
ь)
1 группа

2.1.Условия реализации программы
Календарный учебный график
Дата
Количест Количест Количест
во
во
окончан
во
учебных учебных учебных
ия
недель
часов
занятий
дней

Дата
начал
а
заняти
й
19
36
25
сентяб
мая
ря
19
36
2 группа
25
сентяб
мая
ря
итого по программе 216 часов в год

Режим
занятий

36

72 часа в 1 раз в неделю
год по 2 час

72

72 часа в 2 раза в неделю
год по 2 часа

2.1.1. Материально – техническое обеспечение
Для реализации программы «Роботариум» помещение должно быть светлым,
соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. До начала занятий и после их
окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещения.
- учебная аудитория, оснащённая
столами, стульями,
- учебной доской, оргтехникой (проектор) для ведения аудиторных учебных
занятий;
- Комплект (АВРОРА Robotics «Олимп») - 10 шт
- базовые наборы конструктора LEGO MINDSTORMS Education EV3 (45544) 6
комплектов;
- ресурсные
наборы
LEGOMINDSTORMS Education EV3 (45560)
–
6комплектов;
- наборы «Физика-техника» Education (для младших обучающихся) – 6
12

комплектов;
- наборы конструктора «Знаток» – 4 набора;
- 3D принтер – 1 шт.;
- мультиметр – 4 шт.;
- ноутбук, программное обеспечение для программирования роботов;
- столы (полигон).
Компьютерный класс – на момент программирования робототехнических средств,
программирования контроллеров конструкторов, настройки самих конструкторов,
отладки программ, проверка совместной работоспособности программного продукта и
модулей.
2.1.2.Информационное обеспечение
• операционные системы: семейства Windows;
русифицированное программное обеспечение с интегрированным языком
программирования скрейч для программирования моделей из образовательного
робототехнического набора конструктора Lego Education (9686).
•
графический редактор Microsoft Paint (для создания иллюстраций моделей);
•
клавиатурный тренажер (для навыков набора текста);
•
интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор,
текстовый процессор Microsoft Word, растровый графический редактор, программу
разработки презентаций Microsoft Рower Point (полный пакет офисных приложений
Microsoft Office) (для выполнения и защиты проектов)
•
инструкции по сборке (для помощи учащимся);
•
книга для педагога (для построения занятий);
•
экранные видео лекции, видео ролики (для лучшего восприятия учебного
материала).
•

2.1.3. Кадровое обеспечение.
Программу реализует один педагог дополнительного образования.
2.2.Формы аттестации.
Для эффективного отслеживания образовательных и воспитательных результатов
обучающихся в рамках программы разработан и ведется мониторинг результатов.
Мониторинг предполагает формирование следующих документов: входные и
промежуточные анкеты, тесты (на выявление интереса к виду деятельности, развитие
личностных качеств); «Карты результативности образовательных результатов», «Карты
творческой активности обучающихся (Приложение 1), протокол итоговой аттестации,
рейтинг участия в культурных и конкурсных мероприятиях.
Активная жизненная позиция детей оценивается по результатам их участия в
мероприятиях коллектива, в целях поддержания традиций и имиджа учреждения.
Педагог наблюдает за работоспособностью и активностью восприятия информации
обучающимися.
Критерии эффективности обучения воспитанников детского объединения:
- точность и системность усвоенных знаний;
- уровень творческого применения знаний, умений и навыков;
13

- нравственная, трудовая, эстетическая воспитанность обучающихся.
Основными формами проведения аттестационных занятий в детском творческом
объединении можно считать:
- открытое занятие, творческий зачет, мастер-класс, выставка, ярмарка;
- индивидуальный, авторский, коллективный, творческий проекты;
- участие в конкурсах, фестивалях, других творческих мероприятиях разного
уровня.
2.3. Оценочный материал
Входящий контроль осуществляется в начале обучения с помощью
собеседования, тестирования и наблюдения за процессом сборки модели по
следующим показателям:
• Умение работать с инструкцией, схемами, технической документацией;
• Проработка алгоритмов действия;
• Качество сборки;
• Новизна и оригинальность технического решения рисунка или эскиза;
• Техническая сложность (сложные геометрические конструкции, движущиеся
механизмы, различные соединения деталей и т.д.)
Показатели оцениваются по десятибалльной шкале. Результаты тестирования
фиксируются, высчитывается средний балл группы. Полученные данные
оформляются в таблице.
Тест предметных умений
№п/
Ф.И.
п учащегося

показатели
Умение Проработ Качество Новизна и Техническ
работать с
ка
сборки оригиналь
ая
инструкцие алгоритм
ность сложность
й
ов
действия
н

у

с
у

в

н

у

у

С
у

в

н

у

у

с
у

в

у

н
у

с
у

в

у

н
у

с

у

Общий
балл

в
у

1.

Критерии оценивания:
ВУ (8-10 баллов) - высокий уровень (модель полностью отвечает заданию)
СУ (5-7 баллов) - средний уровень (модель имеет несколько недостатков)
НУ (1-4 баллов) - низкий уровень (узлы модели не соответствует заданию и не
отвечает технологическим требованиям)
Промежуточный контроль проводится в середине обучения и во время
участия в соревнованиях среди учащихся объединения.
Итоговый контроль осуществляется в конце обучения по тем же показателям.
14

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- соревнования;
- подготовка буклетов, презентаций, видео роликов о проделанной работе;
- отзывы родителей учащихся на сайте учреждения;
- анкетирование учащихся и их родителей;
- выступление с проектами, мастер-классами.

2.4.Методическое обеспечение программы
Эффективность обучения по данной программе зависит от организации занятий,
проводимых с применением следующих методов по способу получения знаний:
Объяснительно - иллюстративный - предъявление информации различными
способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с
технологическими картами и др.);
Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и
т.д.);
Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения
обучающимися;
Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе
выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная
деятельность);
Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма:
собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
Поисковый - самостоятельное решение проблем;
Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее
педагогом, соучастие учащихся при решении.
Методические материалы
Дидактическое обеспечение программы представлено конспектами занятий и
презентациями к ним.
При реализации программы используются современные педагогические
технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли
репродуктивной деятельности:
личностно- ориентированное обучение, проблемное
обучение, обучение в сотрудничестве (командная, парная, групповая работа),
информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии и
другие. Использование данных технологий способствует повышение качества
образования, снижению нагрузки обучающихся, более эффективному использованию
учебного времени. Личностно-ориентированное обучение дает возможность создания
комфортных, бесконфликтных условий, которые способствуют личностному
проявлению обучающихся: более эффективному использованию учебного времени.
Личностноориентированное обучение дает возможность создания комфортных,
бесконфликтных условий, которые способствуют личностному проявления
обучающихся: представление им возможности задавать вопросы, высказывать
оригинальные идеи, обмениваться мнениями, дополнять и анализировать ответы
товарищей.
15

Здоровьесберегающие технологии включают в себя несколько компонентов.
Соблюдение СанПиН и правил охраны труда. Обеспечение оптимальных условий в
кабинете робототехники. Соответствующие условия регламентируются СанПиН. В
кабинете робототехнике должны быть специальные компьютерные столы и стулья с
регулируемой высотой, мониторы должны быть расставлены так, чтобы естественный
свет падал на монитор слева и спереди. Влажность в кабинете должна составлять 5060%, проветривать кабинет необходимо после каждого занятия. Чередование различных
видов деятельности на занятии - чередование различных видов работ.
Продолжительность непрерывной работы ребенка за компьютером: 7 - 9 лет не более 15
минут.
На занятиях систематически проводится гимнастика для глаз, физкультминутки,
выполняются упражнения для пальцев, рук, плеч. Для снятия зрительной нагрузки во
время работы за компьютером при первых симптомах усталости глаз обучающихся,
рекомендуется выполнять следующее упражнение: отводить взгляд вдаль на несколько
секунд. Педагог систематически напоминает учащимся о правильной посадке, следит за
положением рук, спины, ног. Зарядка для глаз обязательно имеет свое место на
занятиях робототехникой.
Перечисленные условия реализации данной программы позволяют создать
комфортную, полноценную, творческую обстановку для работы и достижению
поставленных целей.
Воспитательная работа
Основная воспитательная работа проводится во время занятий объединения по
учебному плану, являясь неотъемлемым компонентом образовательного процесса в
учреждении и соответствуя воспитательным задачам программы. Дополнительная
воспитательная работа ведется в соответствии с примерным планом, включающим
досуговые мероприятия, праздники, мероприятия, направленные на сплочение детского
коллектива, которые могут быть интегрированы в занятия.

Раздел 3. Список литературы
Литература, используемая при составлении программы:
1. А.И. Китайгородский. Физика для всех. Механика. - М.: «Наука», 1984.
2. Марк Колтун. Мир физики. - М.: «Детская литература», 1987.
3. Хрестоматия по физике: Учеб. пособие для учащихся / Сост.:

А.С.Енохович, О.Ф.Кабардин, Ю.А. Коварский и др.; под ред. Б.И.
Спасского. - М.: «Просвещение», 1982. - 223 с.
4. Эрик Роджерс. Физика для любознательных. Том 1. Материя. Движение.
Сила.- М.: «Мир», 1969.

16

Приложение 1
Календарный учебный график 1 группы

№п/п Месяц

Время
неде проведения
занятий
ля

форма
занятий

кол- во
часов

Тема занятия

место
проведения

форма
контроля

1.

сентябрь

3 15:00-17:00

Теория

2

Вводное занятие

«Светлячок
», кабинет

2.

сентябрь

3 15:00-17:00

Теория /
практика

2

Вводное занятие

«Светлячок Беседа,
», кабинет наблюдение

3.

сентябрь

4 15:00-17:00

Теория

2

Ветряная мельница

«Светлячок Беседа,
», кабинет наблюдение

4.

сентябрь

4 15:00-17:00

практика

2

Ветряная мельница

«Светлячок наблюдение
», кабинет

5.

сентябрь

5 15:00-17:00

Теория,
практика

2

Парусник

«Светлячок практическ
», кабинет ая работа,
игра

6.

октябрь

1 15:00-17:00

Практика

2

Парусник

«Светлячок Беседа,
», кабинет наблюдение

7.

октябрь

2 15:00-17:00

Теория,
Практика

2

«Светлячок Беседа,
Простейший вездеход », кабинет наблюдение

8.

октябрь

3 15:00-17:00

Теория /
практика

2

Простейший вездеход «Светлячок Беседа,
», кабинет наблюдение

9.

октябрь

4 15:00-17:00

Теория /
практика

2

2 15:00-17:00

Практика

2

10. ноябрь

Подъемный кран

Подъемный кран

17

Беседа

«Светлячок Беседа,
», кабинет наблюдение

«Светлячок Наблюдение
», кабинет ,
практическ
ая работа

11. ноябрь

3 15:00-17:00

Практика

2

12. ноябрь

4 15:00-17:00

Практика

2

13. ноябрь

5 15:00-17:00

Теория,
Практика

2

14. декабрь

1 15:00-17:00

Практика

2

«Светлячок практическ
Моторизированный », кабинет ая работа,
игра,
вездеход
выставка
«Светлячок беседа
Моторизированный », кабинет
вездеход
Мотоцикл

Мотоцикл
15. декабрь

16. декабрь

17. январь

2 15:00-17:00

3 15:00-17:00

3 15:00-17:00

Теория,
Практика

2

Практика

2

Робот №1

Теория,
Практика

2

«Светлячок наблюдение
», кабинет
«Светлячок практическа
», кабинет я работа,
игра

«Светлячок наблюдение
», кабинет

Робот №1

«Светлячок Соревнован
ие.
», кабинет

Робот №2

«Светлячок наблюдение
», кабинет

18. январь

4 15:00-17:00

Практика

2

Робот №2

«Светлячок наблюдение
», кабинет

19. январь

5 15:00-17:00

Теория,
Практика

2

Подъемный ковш

«Светлячок наблюдение
», кабинет

20. февраль

1 15:00-17:00

Практика

2
Подъемный ковш
Подъемный ковш

«Светлячок наблюдение
», кабинет

21. февраль

2 15:00-17:00

Практика

2

«Светлячок наблюдение
», кабинет

22. февраль

3 15:00-17:00

Теория,
Практика

2

Простейшая машина «Светлячок наблюдение
», кабинет

23. февраль

4 15:00-17:00

Практика

2

Простейшая машина «Светлячок практическа
я работа,
», кабинет
игра

24. март

1 15:00-17:00

Теория,
Практика

2

Ударный механизм «Светлячок наблюдение
», кабинет

18

25. март

2 15:00-17:00

Практика

2

26. март

3 15:00-17:00

Практика

2

27. март

4 15:00-17:00

Практика

2

«Светлячок наблюдение
Ударный механизм », кабинет
Маятник

Маятник

«Светлячок наблюдение
», кабинет
«Светлячок наблюдение
», кабинет

28.

апрель

1 15:00-17:00

Теория,
Практика

2

Маятник-противовес «Светлячок наблюдение
», кабинет

29.

апрель

2 15:00-17:00

Практика

2

Маятник-противовес «Светлячок наблюдение
», кабинет

30.

апрель

3 15:00-17:00

Практика

2

Маятник-противовес «Светлячок наблюдение
», кабинет

31.

апрель

4 15:00-17:00

Теория,
Практика

2

Практика

2

32.

апрель

5 15:00-17:00

«Светлячок практическа
я работа,
», кабинет
игра

33.

апрель

5 15:00-17:00

Теория,
Практика

2

34.

май

3 15:00-17:00

Практика

2

35.

май

3 15:00-17:00

Теория,
Практика

2

36.

май

4 15:00-17:00

Теория,
Практика

2

Итого:

Моноколесо

Моноколесо

«Светлячок наблюдение
», кабинет

Поисковый
автомобиль

«Светлячок Испытание
модели.
», кабинет

Поисковый
автомобиль
Заключительное
занятие
Заключительное
занятие

72

19

«Светлячок Испытание
модели.
», кабинет
«Светлячок Испытание
модели.
», кабинет
«Светлячок Выполнение
», кабинет контрольного
тестового и
практическог
о задания.

Приложение 2
Календарный учебный график 2 группы

№п/п Месяц

Время
неде проведения
занятий
ля

форма
занятий

кол- во
часов

Тема занятия

место
проведения

форма
контроля

1.

сентябрь

3 17:00-19:00

Теория

2

Вводное занятие

«ДЮЦПВ»,
кабинет

2.

сентябрь

3 17:00-19:00

Теория /
практика

2

Вводное занятие

«ДЮЦПВ», Беседа,
кабинет наблюдение

3.

сентябрь

3 17:00-19:00

практика

2

Ветряная мельница

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

4.

сентябрь

4 17:00-19:00

Теория

2

Ветряная мельница

«ДЮЦПВ», Беседа,
кабинет наблюдение

5.

сентябрь

4 17:00-19:00

практика

2

Ветряная мельница

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

6.

сентябрь

5 17:00-19:00

Теория,
практика

2

Парусник

«ДЮЦПВ», практическ
кабинет ая работа,
игра

7.

октябрь

1 17:00-19:00

Практика

2

Парусник

«ДЮЦПВ», Беседа,
кабинет наблюдение

8.

октябрь

1 17:00-19:00

Практика

2

Парусник

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

9.

октябрь

2 17:00-19:00

Практика

2

Парусник

«ДЮЦПВ», Беседа,
кабинет наблюдение

10. октябрь

2 17:00-19:00

Теория,
Практика

2

«ДЮЦПВ», Беседа,
Простейший вездеход кабинет наблюдение

11. октябрь

3 17:00-19:00

Практика

2

«ДЮЦПВ», Беседа,
кабинет наблюдение

Простейший вездеход

20

Беседа

12. октябрь

3 17:00-19:00

Практика

2

Простейший вездеход «ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

13. октябрь

4 17:00-19:00

Теория /
практика

2

Простейший вездеход «ДЮЦПВ», Беседа,
кабинет наблюдение

14. октябрь

4 17:00-19:00

Теория /
практика

2

Подъемный кран

«ДЮЦПВ», Беседа,
кабинет наблюдение

15. ноябрь

2 17:00-19:00

Практика

2

Подъемный кран

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

16. ноябрь

2 17:00-19:00

Практика

2
Подъемный кран

17. ноябрь

3 17:00-19:00

Практика

2
Подъемный кран

18. ноябрь

3 17:00-19:00

Теория,
Практика

2

19. ноябрь

3 17:00-19:00

Практика

2

«ДЮЦПВ», Наблюдение
кабинет ,
практическ
ая работа
«ДЮЦПВ», беседа
кабинет наблюдение

«ДЮЦПВ», Наблюдение
кабинет
Моторизированный
вездеход
«ДЮЦПВ», практическ
кабинет ая работа,
игра,
выставка
«ДЮЦПВ», беседа
кабинет
Моторизированный
вездеход
Моторизированный
вездеход

20. ноябрь

4 17:00-19:00

Практика

2

21. ноябрь

4 17:00-19:00

Практика

2

22. ноябрь

5 17:00-19:00

Теория,
Практика

2

Моторизированный «ДЮЦПВ», наблюдение
вездеход
кабинет
Мотоцикл

21

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

23. ноябрь

5 17:00-19:00

практика

2
Мотоцикл

24. декабрь

1 17:00-19:00

Практика

2

25. декабрь

1 17:00-19:00

Практика

2

Мотоцикл

Мотоцикл
26. декабрь

27. декабрь

1 17:00-19:00

Теория,
Практика

2 17:00-19:00

2
Робот №1

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет
«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет
«ДЮЦПВ», практическа
кабинет я работа,
игра

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет
«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

2
Практика
Робот №1

28. декабрь

2 17:00-19:00

Практика

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

2
Робот №1

29. декабрь

3 17:00-19:00

Практика

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

2
Робот №1

30. декабрь

3 17:00-19:00

Практика

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

2
Робот №1

31. декабрь

32. декабрь

33. январь

4 17:00-19:00

4 17:00-19:00

3 17:00-19:00

Практика

Практика

Теория,
Практика

Робот №1

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

Робот №1

«ДЮЦПВ», Соревнован
ие.
кабинет

Робот №2

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

2

2

2

22

34. январь

35. январь
36. январь

3 17:00-19:00

4 17:00-19:00

4 17:00-19:00

Практика

Практика
Практика

Робот №2

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

Робот №2

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

Робот №2

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

2

2

2

37. январь

5 17:00-19:00

Практика

2

Робот №2

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

38. январь

5 17:00-19:00

Теория,
Практика

2

Подъемный ковш

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

39. февраль

1 17:00-19:00

Практика

2

Подъемный ковш

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

40. февраль

1 17:00-19:00

Практика

2

41. февраль

2 17:00-19:00

Практика

Подъемный ковш

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

Подъемный ковш

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

2

42. февраль

2 17:00-19:00

Практика

2

Подъемный ковш

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

43. февраль

3 17:00-19:00

Теория,
Практика

2

Простейшая машина «ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

44. февраль

4 17:00-19:00

Практика

2

Простейшая машина «ДЮЦПВ», практическа
я работа,
кабинет
игра

45. февраль

3 17:00-19:00

Практика

2

Простейшая машина «ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

46. февраль

4 17:00-19:00

Практика

2

«ДЮЦПВ», наблюдение
Простейшая машина кабинет

47. март

1 17:00-19:00

Теория,
Практика

2

Ударный механизм «ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

48. март

1 17:00-19:00

Практика

2

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет
Ударный механизм

49. март

2 17:00-19:00

Практика

2

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет
Ударный механизм

23

50. март

2 17:00-19:00

Практика

2

51. март

3 17:00-19:00

Теория,
Практика

2

Маятник

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

Маятник

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

52. март

3

17:00-19:00

Практика

2

53. март

4

17:00-19:00

Практика

2

54. март
55. апрель

4

1

17:00-19:00

17:00-19:00

Практика
Практика

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет
Ударный механизм

Маятник

«ДЮЦПВ», практическа
я работа,
кабинет

Маятник

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

Маятник

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

2

2

игра

56.

апрель 1

17:00-19:00

Теория,
Практика

2

Маятник-противовес «ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

57.

апрель 2

17:00-19:00

Практика

2

Маятник-противовес «ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

58.

апрель 2

17:00-19:00

Практика

2

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет
Маятник-противовес

59.

апрель 3

17:00-19:00

Практика

2

Маятник-противовес «ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

60.

апрель 3

17:00-19:00

Практика

2

Маятник-противовес «ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

61.

апрель

4 17:00-19:00

Теория,
Практика

2

Практика

2

62.

апрель

4 17:00-19:00

Моноколесо

«ДЮЦПВ», практическа
я работа,
кабинет
игра

Моноколесо

24

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

63.

апрель

5 17:00-19:00

Практика

2

64.

апрель

5 17:00-19:00

Практика

2

Моноколесо

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет

«ДЮЦПВ», наблюдение
кабинет
Моноколесо

65.

апрель

5 17:00-19:00

Теория,
Практика

2

66.

май

2 17:00-19:00

Практика

2

67.

май

2 17:00-19:00

Практика

2

68.

май

3 17:00-19:00

Практика

2

69.

май

3 17:00-19:00

Теория,
Практика

2

70.

май

4 17:00-19:00

Теория,
Практика

2

Заключительное
занятие

«ДЮЦПВ», Выставка
моделей.
кабинет

71.

май

4 17:00-19:00

Теория,
Практика

2

Заключительное
занятие

«ДЮЦПВ», Выполнение
кабинет контрольного

Теория,
Практика

2

Заключительное
занятие

«ДЮЦПВ», Выполнение
кабинет контрольного

72.

Итого:

май

4 17:00-19:00

Поисковый
автомобиль
Поисковый
автомобиль
Поисковый
автомобиль
Поисковый
автомобиль
Заключительное
занятие

144

25

«ДЮЦПВ», Испытание
модели.
кабинет
«ДЮЦПВ», Испытание
модели.
кабинет
«ДЮЦПВ», Испытание
модели.
кабинет
«ДЮЦПВ», Испытание
модели.
кабинет
«ДЮЦПВ», Испытание
модели.
кабинет

тестового и
практическог
о задания.

тестового и
практическог
о задания.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».