Оглавление
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы………………....................3
1.1. Пояснительная записка………………………………………………..…..…. ……..3
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………......... ….....5
1.3. Содержание программы..........................................................................................7
1.3.1. Учебный (тематический) план ……….................................................................7
1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана …........................ ………….……8
1.4. Планируемые результаты......................................................................................10
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий..................................12
2.1. Условия реализации программы…………….…..………......................………....12
2.1.1. Материально- техническое обеспечение………………………………..…….…12
2.1.2 Информационное обеспечение ………………….…………………….................13
2.1.3.Кадровое обеспечение ..………………………………...........................……….13
2.2. Формы аттестации …………………………………………….............................. .13
2.3. Оценочные материалы…………………………………...………………………....16
2.4. Методические материалы…………………………………………………..............18
Раздел 3. Список литературы.......................................................................................23
Приложение
Приложение 1: Календарный учебный график ………………………………………….26
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Военнопатриотического клуба «Альфа» социально – гуманитарной направленности,
способствует воспитанию у детей и подростков патриотизма, ответственности за
судьбу Отечества, готовности к службе в Вооруженных силах РФ. Всестороннему
развитию и совершенствованию личности детей и подростков, удовлетворению их
индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом
совершенствовании. Рабочая программа составлена для деятельности Военнопатриотического клуба, на основании Положения о ВПК, и в соответствии с
законодательством РФ, регламентирующим военно – патриотическое воспитание
граждан.
Нормативно-правовые основания разработки программы
- Разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. N 678-р
об утверждении «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030
года».
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р
об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
- Приказ Минтруда Российской Федерации от 22.09.2021 № 652 н «Об
утверждении
профессионального
стандарта
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых».
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
федерации от 28.09.2020 №28.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Приказ от 03.09.2019 года N 467 об утверждении «Целевой модели развития
региональных систем дополнительного образования детей» (с изменениями на 21
апреля 2023 года).
Уставом и локальными актами МАОУ ДО НМО «ДЮЦПВ».
Актуальность программы
В современных условиях возрастает значимость формирования у подрастающего
поколения:
Патриотического сознания и гражданской ответственности
Готовности к защите Отечества
Физической закалки и морально-волевых качеств
Навыков безопасного поведения
Военно-профессиональной ориентации
Программа отвечает на запрос общества в формировании:
Личности, готовой к служению Отечеству
Профессионально ориентированной молодежи
Граждан с высоким уровнем социальной активности
Уровень программы: базовый.
Адресат программы: обучающиеся 12-17 лет.
Срок реализации: 1 год.
Объем программы: 216 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа на базе МАОУ
НМО СОШ №12, п. Лобва, ул. 22 Партсъезда 2.
Особенности
организации
образовательного
процесса.
Программа
представляет собой традиционную модель линейной последовательности освоения в
течение трех лет.
Формы организации образовательного процесса – очная, индивидуальногрупповая, групповая, при необходимости в ограниченном количестве часов –
дистанционная по теоретическому материалу программы.
Виды занятий: беседа, практическое занятие, семинар, мастер-класс.
Формы подведения итогов реализации программы: тестирование, опросы,
анкетирование, зачет, участие в походах, соревнованиях, контрольные упражнения,
нормативы, задания, зачеты.
-
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: формирование личности обучающегося, обладающей
высоким уровнем гражданской ответственности и патриотического сознания, готовой
к защите Отечества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие задачи:
Теоретическая подготовка:
o
Изучение основ конституционного долга по защите Отечества
o
Освоение теоретических аспектов военной службы и тактической
подготовки
o
Знакомство с историей Вооруженных Сил РФ и героическими страницами
Отечества
o
Изучение правил безопасности жизнедеятельности и первой помощи
Практическая подготовка:
o
Отработка навыков строевой подготовки
o
Освоение элементов тактической подготовки
o
Практическое освоение военно-спортивных дисциплин
o
Формирование навыков работы с военно-техническим оборудованием
Развивающие задачи:
Физическое развитие:
o
Развитие физических качеств (сила, выносливость, ловкость)
o
Формирование здорового образа жизни
o
Совершенствование двигательных навыков
Личностное развитие:
o
Развитие организаторских способностей
o
Формирование навыков командной работы
o
Развитие лидерских качеств
o
Совершенствование морально-волевых качеств
Воспитательные задачи:
Гражданско-патриотическое воспитание:
o
Формирование патриотического сознания
o
Развитие гражданской ответственности
o
Воспитание уважения к военной службе
Нравственное воспитание:
o
Формирование нравственных ценностей
o
Развитие чувства товарищества
o
Воспитание дисциплинированности
o
Формирование культуры поведения
Связь задач с прогнозируемыми результатами
Обучающие задачи направлены на достижение предметных результатов:
Освоение теоретических знаний
Формирование практических навыков
Развитие профессиональных компетенций
Развивающие
задачи способствуют
формированию
метапредметных
результатов:
Развитие универсальных учебных действий
Формирование навыков самоорганизации
Развитие критического мышления
Совершенствование коммуникативных навыков
Воспитательные задачи обеспечивают достижение личностных результатов:
Формирование ценностных ориентаций
Развитие социальной активности
Становление гражданской позиции
Воспитание патриотического сознания
Все задачи программы взаимосвязаны и направлены на комплексное развитие
личности обучающегося, что обеспечивает достижение поставленной цели через
поэтапное решение конкретных образовательных, развивающих и воспитательных
задач.
Количественные показатели:
Успешное выполнение нормативов по физической подготовке
Сдача зачетов по теоретическим дисциплинам
Участие в военно-патриотических мероприятиях
Получение спортивных разрядов
Качественные показатели:
Уровень сформированности патриотического сознания
Степень развития командных навыков
Качество освоения практических навыков
Активность участия в общественной жизни
7. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Специально оборудованные учебные классы
Спортивный зал с необходимым инвентарем
Место для строевой подготовки
Тир для практической стрельбы
Оборудование для тактической подготовки
Методическое обеспечение:
Учебно-методические комплексы
Наглядные пособия
Видеоматериалы
Методические разработки
Тестирующие материалы
1.3.Содержание программы
1.3.1.Учебный (тематический) план
Количество часов
№
Формы
аттестации/контроля
Название раздела, темы
всего
15
теория
10
практика
5
32
12
20
2
Историческое, духовное и
культурное наследие родного края
Военно-медицинская подготовка
3
Тактическая подготовка
28
8
20
4
Общая физическая подготовка
73
23
50
5
Строевая подготовка
10
2
8
6
Огневая подготовка
18
4
14
7
Участие в районных,
республиканских мероприятиях и
соревнованиях
40
-
40
216
59
157
1
Проверка теоретических
знаний
Проверка теоретических
знаний
Практическое решение
задач
Проверка теоретических
знаний
Проверка теоретических
знаний
Умение применения на
практике полученных
навыков
Проверка теоретических
знаний
Умение применения на
практике полученных
навыков
Проверка теоретических
знаний
Умение применения на
практике полученных
навыков
1.3.2. Содержание учебного плана
Раздел 1. Историческое, духовное и культурное наследие родного края
(15 часов)
Тема 1. Россия-моя Родина.
Географическое положение России. границы. Соседние государства. Армия
России.
Тема 2. Москва- столица России.
Покажите столицу нашей Родины на карте. Нарисуйте символы государства.
Тема 3. Моя малая Родина.
Прочтение и коллективное обсуждение исторических мемуаров и
воспоминаний современников, посвященных периоду Великой Отечественной
войны.
Тема 4. Кто такой патриот?
Коллективное обсуждение изучаемой темы.
Тема 5. Для чего нужна армия?
Армия-это вооруженные силы, обеспечивающие безопасность своей страны.
Изучение родов войск (ВМФ, ВКС, ВДВ, РВСН). Воинские звания. Военная
техника. Стрелковое вооружение. Обмундирование российского солдата.
Тема 9. Военно-историческая викторина. Итоговое повторение.
Проведение итогового повторения пройденного материала в виде игры.
Раздел 2. Военно-медицинская подготовка (32 часа)
Средства индивидуального медицинского оснащения военнослужащих:
аптечка индивидуальная (АИ-1М и АИР-3), аптечка войсковая (АВ), пакет
перевязочный индивидуальный (ППИ и АВ-3), пакет противохимический
индивидуальный (ИПП-10 и ИПП-11).
Порядок и правила пользования СИМО военнослужащих
Понятие о ране, классификация ран. Виды кровотечений.
Первая доврачебная помощь при ранениях и кровотечениях.
Наложение повязок при различных ранениях: в голову, грудную клетку,
верхние и нижние конечности.
Первая доврачебная помощь при переломах костей, вывихах и ушибах.
Признаки клинической и биологической смерти. Техника проведения
искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Ожоги, причины возникновения, признаки и классификация.
Отморожения, переохлаждения, ознобления и замерзание: причины,
признаки, классификация.
Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и отморожениях.
Первая помощь при утоплении, солнечном и тепловом ударе.
Приемы и способы переноски раненных с помощью подручным материалов.
Раздел 3. Тактическая подготовка (28 часов)
Краткий экскурс в историю тактики.
Тактическое снаряжение бойца. Универсальные тактические комплекты.
Десантные рюкзаки (РД) и разгрузочные жилеты (РЖ), их предназначение и
использование.
Действие подразделений в обороне.
Типы инженерных заграждений. Окопы.
Действие подразделения при наступлении. Форсирование водных преград.
Марш и походное охранение. Работа с топографическими картами.
Методы и способы ведения разведки. Способы маскировки.
Решение тактических задач индивидуально и в группе.
Решение ситуационных тактических задач.
Способы скрытого перемещения по местности.
Раздел 4. Физическая подготовка (73 часа)
Разучивание и тренировка в выполнении 1-го комплекса армейских вольных
упражнений.
Изучение общего контрольного упражнения на единой полосе препятствий
по элементам.
Изучение техники метания гранат стоя с места, в движении, с колена и лежа.
Тренировка в метании гранат на точность и дальность.
Сдача нормативов по физической подготовке, в т. ч. норм ГТО.
Раздел 5. Строевая подготовка (10 часов)
Строи, команды и обязанности солдата перед построением и в строю.
Выполнение команд: «Становись», «Смирно», «Вольно», «Отставить».
Строевая стойка. Повороты на месте.
Строевой и походный шаг. Повороты в движении.
Отдание воинского приветствия на месте и в движении.
Выход военнослужащего строя и подход к начальнику. Возвращение в строй.
Тренировка в выполнении строевых приемов без оружия.
Строевая стойка с оружием и выполнение приемов с оружием на месте.
Повороты и движение с оружием.
Выполнение воинского приветствия с оружием на месте и в движении.
Выход из строя, подход к начальнику и возвращение в строй с оружием.
Раздел 6. Огневая подготовка и оружейное дело (18 часов)
Краткий экскурс в историю развития стрелкового оружия. История создания
АК и ПМ.
Автомат Калашникова (АК) и его модификации.
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы АК.
Последовательность неполной сборки и разборки АК.
Отработка нормативов по сборке-разборке АК.
Назначение, боевые свойства, общее устройство, принцип работы пистолета
Макарова (ПМ). Последовательность неполной сборки и разборки ПМ.
Отработка нормативов по сборке-разборке ПМ.
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип действия ручных
гранат. Меры безопасности при обращении с ручными гранатами.
Порядок осмотра и подготовки гранат к броску. Тренировка в метании
гранат.
Правила стрельбы из стрелкового оружия. Выбор установки прицела.
Решение огневых задач.
Виды изготовок для стрельбы из винтовки (автомата, пистолета) лежа, сидя,
стоя, в перемещении.
Техника передвижения при огневом контакте с противником.
Раздел 7. Подготовка и Участие в соревнованиях различного уровня.
1.4.Планируемые результаты
данной программы предполагает получение
Освоение
следующих
результатов:
личностных,
отражающих
социально
значимые
качества,
характеризующих личность курсанта военно-патриотического объединения:
верность воинским традициям, высокое понятие чувства ответственности за себя и
других, глубокое личностное осознание понятия «Честь имею!», готовность
служению Отечеству;
предметных знаний, умений и навыков в области военного дела и
их успешное применение на практике в процессе занятий, сборов и лагерей;
межпредметных, характеризующих достигнутый уровень умений и
навыков, позволяющих курсантам участвовать в решении социальных вопросов
молодежного и ветеранского движения, готовности принимать в жизни
ответственные решения, готовности к выполнению конституционного долга службе в Вооруженных силах России.
При оценке эффективности данной ппрограммы учитываются как
количественные, так и качественные показатели, характеризующие степень
воздействия проводимых мероприятий на сознание и поведение курсантов.
По качественным показателям определяется собственно конечный
результат воспитания, который оценивается:
изменением статуса данного молодого человека в подростковом
коллективе, появлением желания бескорыстно помогать людям и заниматься
общественной работой, повышением интереса к государственной или военной
службе, общественно-политической обстановке в стране, наукам, культуре и
приобретению новых знаний;
пониманием необходимости защиты интересов Отечества в связи с
объективной оценкой политической ситуации в мире;
умением преодолевать жизненные трудности, вырабатыванием
жизненной стратегии, согласованной с системой духовно-нравственных ценностей
общества.
Количественные показатели объединены в систему определенных
параметров, по которым можно судить об эффективности Программы.
Параметрами являются:
определение спортивных результатов через сд
ачу норм ГТО (раз в год);
определение спортивных результатов через сдачу тестовых нормативов
по ОФП (2 раза в год), отслеживающих рост физической подготовки учащегося;
участие в соревнованиях различного уровня по разным видам спорта.
Метапредметные компетентности  способы деятельности, применимые как
в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях, освоенные курсантами в процессе реализации программы.
Регулятивные:
1.
Принимать и сохранять учебную задачу.
2.
Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации.
3.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
4.
Адекватно воспринимать оценку инструктора.
5.
Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и
умственной форме.
Информационная (М2):
1.
Осуществлять поиск необходимой информации.
2.
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и
схемы для решения задач.
3.
Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
4.
Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
5.
Выделять существенную информацию из текстов разных видов.
Познавательная (М3):
1.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков.
2.
Проводить сравнение по заданным критериям.
3.
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях.
4.
Обобщать.
5.
Устанавливать аналогии.
Коммуникативная (М4):
1.
Допускать возможность существования у людей различных точек
зрения.
2.
Учитывать разные точки зрения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве.
3.
Использовать речь для регуляции своего действия.
4.
Договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности.
5.
Адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач.
Раздел 2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1.Условия реализации программы
Календарный учебный график (общий)
Год
обучен
ия
(уровен
ь)
1 год
обучения
Дата
начала
занятий
с 19
сентября
Дата
оконча
ния
заняти
й
25
мая
Количест
во
учебных
недель
Количест
во
учебных
дней
36
108
Количест
во
учебных
часов
Режим
занятий
36 часов 3 раза в
нед. по 2 часа
в год
итого по программе 216 часов
2.1.1. Материально – техническое обеспечение
Название раздела, темы
N
п/п
1. Общественногосударственная
подготовка (ОГП)
2. Психологическая
подготовка
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Основы военной службы
(ОВС)
Строевая подготовка
(СП)
Огневая подготовка (ОП)
Общефизическая
подготовка
Тактическая подготовка
(ТакП)
Начальная туристическая
подготовка (НТП )
Оборудование, расходные материалы
Мультимедийные презентации, плакаты.
Учебные видеофильмы
Мультимедийные
презентации, флипчарт;
бумага для флипчарта, маркеры для флипчарта.
Учебные видеофильмы
Мультимедийные презентации, плакаты.
Учебные видеофильмы
Плакаты.
Учебные видеофильмы
Электронный тир, пневматическое оружие,
ММГ автоматов АК и других видов стрелкового
оружия, макеты ручных гранат.
Учебные видеофильмы.
Турник, брусья, спортивные маты, мячи.
Учебные видеофильмы
Макеты
вооружения
и
снаряжения,
страйкбольное и пейнтбольное вооружение,
портативные радиостанции.
Учебные видеофильмы.
Палатки, тенты, палатки хозяйственные, палатка
– шатер, спальные мешки, туристические
коврики, газовые горелки, мультигорелки,
рюкзаки, тренога, костровое оборудование,
Топографическая
подготовка (ТП)
10. Основы медицинской
подготовки (ОМП)
11. Воздушно-десантная
подготовка (ВДП)
9.
котелки, термосы; альпинистские веревки, каски,
карабины, спусковые устройства, жумары, ли
т.д.; скалодром с зацепами; бинокль; ремнаборы.
Учебные видеофильмы
Карты, навигатор, компасы, рации.
Учебные видеофильмы
Аптечки, средства индивидуальной защиты.
Учебные видеофильмы
2.1.2. Информационное обеспечение
Цифровое и компьютерное оборудование: мультимедийный комплекс,
ноутбук, компьютер, мультимедийная доска, проектор.
2.1.3.
Кадровое обеспечение. Программу
реализует один педагог
дополнительного образования.
2.2.Формы аттестации
Формы аттестации по разделам программы
1. Вводно-теоретический раздел
Входной контроль:
o
Тестирование базовых знаний
o
Собеседование
o
Анкетирование
Текущий контроль:
o
Устные опросы
o
Тематические викторины
o
Защита творческих работ
o
Презентации проектов
Промежуточная аттестация:
o
Зачет по теоретическим знаниям
o
Тестирование по истории
o
Защита исследовательских работ
2. Строевая подготовка
Текущий контроль:
o
Проверка выполнения команд
o
Отработка строевых приемов
o
Наблюдение за техникой исполнения
Промежуточная аттестация:
o
Сдача нормативов
o
Практический зачет
o
Участие в смотрах строя
Итоговая оценка:
o
Выполнение комплексных упражнений
o
Показательные выступления
3. Огневая подготовка
Текущий контроль:
o
Теоретические тесты
o
Отработка навыков обращения с оружием
o
Практические стрельбы
Промежуточная аттестация:
o
Сдача нормативов по стрельбе
o
Выполнение тактических задач
o
Практический экзамен
4. Физическая подготовка
Текущий контроль:
o
Тестирование физических качеств
o
Контроль посещаемости
o
Оценка техники выполнения упражнений
Промежуточная аттестация:
o
Сдача контрольных нормативов
o
Участие в соревнованиях
o
Спортивные состязания
5. Тактическая подготовка
Текущий контроль:
o
Работа с картой
o
Отработка тактических действий
o
Решение ситуационных задач
Промежуточная аттестация:
o
Тактические учения
o
Практические занятия
o
Итоговое тестирование
6. Медицинская подготовка
Текущий контроль:
o
Отработка практических навыков
o
Решение ситуационных задач
o
Проверка знаний алгоритмов оказания помощи
Промежуточная аттестация:
o
Практический экзамен
o
Отработка действий в ЧС
o
Сертификация навыков
7. Военно-патриотическое воспитание
Текущий контроль:
o
Участие в мероприятиях
o
Посещение музеев
o
Работа над проектами
Промежуточная аттестация:
o
Защита проектов
o
Участие в конкурсах
o
Публичные выступления
Общие формы контроля:
Педагогическое наблюдение
Анализ результатов деятельности
Портфолио достижений
Самооценка и взаимооценка
Диагностические карты
Графики динамики результатов
Итоговая аттестация включает:
Комплексный экзамен
Демонстрационный экзамен
Участие в итоговых мероприятиях
Защита портфолио достижений
Публичная презентация результатов
Уровни оценивания:
Высокий уровень (85-100%): отличное выполнение заданий, глубокое
понимание материала
Выше среднего (70-84%): хорошее выполнение с незначительными
ошибками
Средний уровень (50-69%): удовлетворительное выполнение, базовые
знания
Ниже среднего (30-49%): недостаточное выполнение требований
Низкий уровень (менее 30%): неудовлетворительный результат
Формы фиксации результатов:
Журнал успеваемости
Индивидуальные карты достижений
Портфолио работ
Протоколы соревнований
Диагностические карты
2.3. Оценочные материалы.
Оценка уровней освоения программы
Прямыми критериями оценки результата усвоения воспитательного
блока программы могут служить:
качество знаний в области истории Отечества и Вооруженных сил
Российской Федерации;
качество знаний, умений и навыков в области начальной военной
подготовки, физической культуры и спорта, гигиены, медицины, культуры и права;
готовность к защите Отечества, нацеленность на прохождение службы
в рядах Вооруженных сил Российской Федерации и выбор в будущем военных
профессий;
следование воинским традициям;
становление у учащихся активной гражданской позиции, потребности в
здоровом образе жизни, занятиях спортом;
участие в программах летних оздоровительных лагерей и полевых
военно-спортивных сборах, в походах, соревнованиях, мероприятиях различной
направленности;
активная работа по пропаганде традиций, деятельности клубного
объединения и идей патриотизма среди сверстников;
Косвенными критериями служат:
заинтересованность учащихся в выбранном виде деятельности;
приобретение навыков безопасного и здорового образа жизни;
сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
развитие самостоятельности, ответственности за свои поступки,
бережного отношения к природе, коммуникабельности;
искоренение негативных проявлений, вредных привычек;
положительное отношение к социально-значимой деятельности,
появление потребности работать в коллективе;
воспитание нравственности и развитие эстетического чувства, их
физических и трудовых навыков;
осознанное гордое отношение к символам государства и Российской
армии.
Уровни освоения программного материала:
Уровни/колво баллов
Высокий
уровень/
71-100%
усвоения
материала
Параметры
Теоретические
знания.
Показатели
Учащийся освоил материал в полном
объеме. Знает и понимает значение
терминов, самостоятельно ориентируется
в содержании материала по темам.
Учащийся
заинтересован,
проявляет
Средний
уровень/
31-70%
усвоения
материала
Низкий/
10-30%
усвоения
материала
устойчивое внимание к выполнению
заданий.
Практические навыки Способен
применять
практические
и умения
умения и навыки во время выполнения
самостоятельных заданий
Теоретические
Учащийся освоил базовые знания,
знания.
ориентируется в содержании материала
по темам, иногда обращается за помощью
к педагогу. Учащийся заинтересован, но
не всегда проявляет устойчивое внимание
к выполнению задания.
Практические навыки Владеет базовыми умениями и навыками,
и умения
но
не
всегда
может
выполнить
самостоятельное задание, затрудняется и
просит помощи инструктора. В работе
делает ошибки, но может устранить их
после наводящих вопросов.
Теоретические
Владеет
минимальными
знаниями,
знания.
ориентируется в содержании материала
по темам только с помощью инструктора.
Практические навыки Владеет минимальными начальными
и умения
навыками
и
умениями.
Учащийся
способен выполнять работу только с
подсказкой инструктора. В работе
допускает грубые ошибки.
Методы контроля:
В зависимости от цели и сроков проведения контроль подразделяется на
предварительный, итоговый и текущий.
Предварительный контроль – проводится в начале изучения темы с целью
выявления представлений учащихся по новой теме. Проводится в ходе беседы с
учащимися. Предварительным контролем инструктор определяет необходимую и
допустимую степень сложности изложения материала и характера построения
занятия, а учащийся актуализирует уже имеющиеся у него знания, что повышает
осознанность восприятия, интерес к материалу и самостоятельность в
последующей работе.
Текущий контроль успеваемости позволяет определить качество, глубину,
объем усвоения знаний каждого раздела, темы; имеющиеся недостатки, меры по их
устранению; степень ответственности учащихся в работе, уровень развития их
способностей и причины, мешающие работать; уровень овладения навыками
самостоятельной работы, пути и средства их развития. Текущий контроль
осуществляется инструктором в ходе повседневной учебной работы и проводится в
пределах обычных организационных форм занятий. Он заключается в
систематическом наблюдении за работой группы в целом и каждого учащегося в
отдельности, проверке знаний, умений и навыков, сочетаемой с изучением нового
материала, его закреплением (практическим применением). В процессе текущего
контроля проверяются также знания, умения и навыки учащихся, тесно связанные
с изучением нового.
Промежуточный контроль проводится по темам, изученным в полугодии.
Задания для промежуточного контроля подбираются по всем изученным темам.
Результат промежуточного контроля показывает уровень умения применять
полученные знания на практике.
Контрольные испытания проводятся в форме выполнения нормативов по
военным дисциплинам (огневая подготовка, тактическая подготовка, военная
топография, туристская подготовка), а также в виде смотров, конкурсов и
викторин.
Итоговый контроль проводится в конце изучения темы. Он должен
учитывать результаты текущего и тематического контроля. Цель итогового
контроля – выявить и оценить знания, умения и навыки учащихся по результатам
изучения темы Он может быть организован в ходе, зачетов, тестирования, сдачи
контрольных нормативов.
Каждый из названных видов контроля может осуществляться с
использованием разнообразных форм контроля: индивидуальный опрос,
фронтальный опрос, уплотненный опрос, целенаправленное наблюдение,
тестирование, самоконтроль, взаимоконтроль, собеседование, контрольные
испытания, демонстрационный экзамен.
Демонстрационный экзамен – это процедура, позволяющая учащимся в
условиях,
приближенных
к
боевым,
продемонстрировать
освоенные
профессиональные компетенции.
Результаты,
полученные
каждым
учащимся,
учитываются,
систематизируются в форме рейтинга и являются критерием при принятии
решения о приеме в военно-патриотическое объединение, получении знака
отличия, награды ВПЦ «Вымпел». По итогам освоения программы (личным
результатам в соревнованиях, конкурсах и пр.) победители и призеры (занявшие 13 места) получают награды: призы, медали, грамоты.
2.4. Методические материалы.
Методы обучения  это приемы и способы совместной работы инструктора
и учащихся, с помощью которых инструктор достигает усвоение учащимися
знаний, формирует у них умения и навыки, вырабатывает морально-боевые и
психологические качества, обеспечивает слаживание учебных групп.
Основными методами обучения являются устное изложение учебного
материала, обсуждение изучаемого материала, показ (демонстрация), упражнение
(тренировка), практическая и самостоятельная работа.
Устное изложение учебного материала применяется при ознакомлении
учащихся с основными положениями уставов и других документов, с тактикотехническими данными, устройством вооружения и военной техники,
организацией, вооружением и тактикой действий подразделений армий
иностранных государств. Оно бывает в виде объяснения, рассказа или лекции.
Обсуждение изучаемого материала применяется для углубления,
закрепления и систематизации военных и военно-технических знаний на занятиях
осуществляется в ходе бесед, групповых и семинарских занятий.
Беседа представляет собой способ доведения до учащихся знаний путем
ответов на вопросы. Она является для учащихся своеобразным процессом решения
логически связанных между собой теоретических и практических задач,
поставленных инструктором.
На семинаре изучаемый материал обсуждается глубоко и обстоятельно. На
нем обычно заслушиваются и обсуждаются доклады-рефераты, дающие основу для
выступлений, обмена мнениями, для товарищеских дискуссий.
Показ (демонстрация)  наиболее эффективный путь обучения учащихся
разучиваемым действиям. Метод показа представляет собой совокупность приемов
и действий, с помощью которых у учащихся создается наглядный образ изучаемого
предмета, формируются конкретные представления об устройстве вооружения и
военной техники.
Показ применяется при изучении строевых приемов, физических
упражнений, действий с оружием, устройства и способов управления вооружением
и военной техникой, порядка несения внутренней, гарнизонной и караульной
служб.
Упражнение (тренировка). Под методом упражнений понимается
многократное, сознательное и усложняющееся повторение определенных приемов
и действий в целях выработки и совершенствования у учащихся умений и
практических навыков.
В ходе упражнений учащиеся овладевают практическими приемами
использования и обслуживания вооружения, способами решения тактических,
огневых и технических задач, выполнения строевых приемов и действий в пеших
строях.
Практическая работа выполняется учащимися, как правило, после того, как
будет усвоен определенный объем знаний, умений и навыков. В ходе работы
усвоенное ранее закрепляется, компенсируется, совершенствуется. Практическая
работа проводится в составе отделений и поэтому играет решающую роль в
слаживании учебных групп.
Самостоятельное изучение учебного материала является важнейшим
методом обучения. Метод самостоятельного изучения материала  это
совокупность приемов и способов, с помощью которых учащиеся без
непосредственного участия инструктора закрепляют ранее приобретенные знания,
умения и навыки, а также овладевают новыми. Основными видами
самостоятельной работы учащихся являются работа с печатными источниками и
Интернет-ресурсами, самостоятельные тренировки, самостоятельный просмотр и
прослушивание теле- и радиопередач.
Методика планомерного и поэтапного формирования знаний, умений и
навыков. Суть ее состоит в том, что обучение учащихся ведется с использованием
учебно-тренировочных карт (УТК) и учебных задач. Учащиеся не заучивают
содержание УТК, а с их помощью сразу изучают устройство агрегатов, узлов и
практически выполняют операции (подготовка вооружения к стрельбе, настройка
радиостанции и т. д.).
Для проведения занятия взвод (отделение) разбивается на учебные группы по
три человека. Из них один читает УТК, другой показывает названное на макете или
реальном объекте, третий контролирует его действия. В последующем они
меняются местами. Таким образом, каждый обучаемый трижды в течение
отведенного времени изучает материал. Обучение учащихся ведется сначала с
использованием полных УТК, отражающих весь объем действий, а в последующем
 сокращенных УТК, в которых указываются только основные (ключевые)
действия.
Инструктор должен непосредственно участвовать в изучении учащимися
материала. Быть готовым дать ответ на вопросы, помочь разобраться с
содержанием УТК, добиться высокой активности учащихся на занятии.
Занятие  важнейшая составная часть учебного процесса, в ходе которого
учащиеся получают теоретические знания, умения и практические навыки по теме.
Занятия могут быть классными и полевыми.
Основными формами полевых занятий с учебной группой могут быть:
групповые занятия и упражнения; практические занятия и тренировки;
тактические, комплексные, тактико-строевые, контрольные занятия; боевые
стрельбы и тактические учения.
Групповые занятия и упражнения проводятся в учебных группах в целях
детального изучения теоретических вопросов, вооружения и военной техники, а
также совершенствования практических навыков.
Практические занятия и тренировки проводятся для изучения и
практического освоения вооружения и военной техники, проведения работ по их
обслуживанию и отработке нормативов боевой подготовки.
Тактические, комплексные, тактико-строевые, контрольные занятия, боевые
стрельбы и тактические учения  основная форма совершенствования полевой
выучки учащихся и боевого слаживания учебных групп.
Методика проведения занятия зависит от его целей и содержания. При этом
следует учитывать также количество времени, отводимого на занятие, уровень
подготовки учащихся, наличие и состояние материального обеспечения и пособий.
В ходе занятия могут сочетаться различные методы его проведения.
Самостоятельные занятия (самоподготовка) учащихся являются составной
частью учебного процесса.
Методика воспитания по программе
Принципы воспитания  исходные педагогические положения,
отражающие закономерности процесса воспитания по Программе.
Целеустремленность предъявляет к деятельности инструктора ряд
требований. К ним относятся:
 ясное и четкое осознание целей и задач воспитательной работы;
 плановость процесса воспитания;
 целесообразность в выборе средств, приемов, методов и форм воспитания;
 настойчивость и упорство в достижении воспитательных целей и задач;
 формирование у учащихся заинтересованного и активного отношения к целям и
задачам воспитания, включение их в процесс самовоспитания.
Этот принцип предполагает связь воспитания с жизнью, требует так строить
воспитательную работу, чтобы все учащиеся глубоко понимали ход и перспективы
общественного развития, правильно разбирались в событиях в нашей стране и во
всем мире, глубоко осознавали задачи, поставленные перед Вооруженными
Силами, личную ответственность за защиту своего Отечества.
Воспитание в процессе общественной деятельности. Решающая роль в
формировании личности человека, в развитии его моральных и боевых качеств
принадлежит общественной деятельности.
В ходе ее у учащихся закрепляются и совершенствуются морально-волевые
качества: дисциплинированность, самостоятельность, инициатива, смелость,
решительность, настойчивость, длительное волевое усилие, выносливость,
взаимовыручка, психологическая готовность к воинской службе.
Воспитательная роль труда зависит от соблюдения ряда условий. Прежде
всего, важно средствами воспитания добиться понимания учащимися
целесообразности, общественного повышается, если в него вносятся элементы
состязательности.
Воспитательная роль труда возрастает, если руководитель и коллектив
инструкторов своевременно выявляют и поощряют отличившихся учащихся,
поддерживают
старательных,
инициативных
и
осуждают
нерадивых.
Педагогически ценным является разумное сочетание умственного труда с
физическим, напряженного труда с отдыхом и культурным досугом. Это позволяет
предупредить переутомляемость и неприязненное отношение учащихся к ратному
труду.
Воспитание в коллективе и через коллектив. Этот принцип требует от
инструктора постоянной заботы о сплочении учащихся в дружную, крепкую
семью, о формировании у них чувства товарищества, братства, коллективизма.
Успешная реализация инструктором воспитательных возможностей коллектива
осуществляется на основе определенных требований. Важнейшие из них
следующие: установление и строгое соблюдение в коллективе уставных
взаимоотношений, обсуждение с учащимися результатов учебы, организация
взаимопомощи, развитие принципиальной критики и самокритики, накопление
положительных традиций в коллективе.
Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся.
Воспитание осуществляется в коллективе, но каждый учащийся  конкретная
личность с характерными только для нее индивидуальными качествами. В то же
время учащимся присущи некоторые общие черты, обусловленные их возрастом,
опытом, образованием и т. д. Все эти особенности проявляются в поведении и
составляют ту объективную реальность, с которой неизбежно должны считаться
инструктор. Он обязан глубоко и всесторонне знать особенности учащихся и
учитывать их в процессе воспитания.
Сочетание требовательности с уважением личного достоинства
учащихся и заботой о них. В этом принципе воедино слиты две стороны
воспитательного процесса: требовательность и уважение к человеку. Общеизвестна
истина, что требовательность инструктора к учащимся обязательно должна
сочетаться с требовательностью к самому себе, иначе она превратится в пустую
формальность.
Для требовательного инструктора должны быть характерны такие черты, как
принципиальность и непримиримость к недостаткам, настойчивость и
решительность в проведении в жизнь своих требований, установление
персональной ответственности учащихся за порученное дело, строгий контроль
исполнения.
Опора на положительное в личности учащихся и в коллективе. У любого
учащегося, даже самого трудновоспитуемого, обязательно есть положительные
черты, правильные взгляды, хорошие чувства. Найти это хорошее, развивать,
поощрять его и опираться на него в воспитании  прямая обязанность инструктора.
Принцип опоры на положительное требует поддержки и развития хорошего
как в отдельном человеке, так и в коллективе.
Методы воспитания
Метод воспитания  это совокупность средств и приемов однородного
педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них
необходимых качеств для выполнения воинского долга.
Метод убеждения  главный метод воспитания. Убеждать  значит, опираясь
на логические доводы, данные науки, достоверные факты жизни, практики, личный
опыт воспитанников, добиваться того, чтобы требования Военной присяги и
воинских уставов превращались в глубокие личные убеждения учащихся,
становились мотивами их поведения, руководством к действию. Способы
убеждения  объяснение, разъяснение, внушение, доказательство, призыв и т. д.
Важнейшим условием успешного убеждения является умение инструктора
расположить к себе учащихся, завоевать их доверие, добиться взаимопонимания,
проявить настойчивость, выдержку, терпение и такт.
Метод примера  целеустремленное и систематическое воздействие на
учащихся силой личного примера, а также всеми видами положительного примера
как образца для подражания, стимула в соревновании и основы для формирования
высокого идеала поведения и жизни.
Воспитательное влияние примера основывается на склонности людей к
подражанию, на потребности изучать и заимствовать опыт других. Инструктор
должен помнить, что личный пример воспитателя является важнейшим условием,
дающим ему моральное право воспитывать других. Личный пример командира
является основой его авторитета, оказывает вдохновляющее влияние на людей в
трудной обстановке, в бою.
Метод упражнения. Развивать волю учащегося, воспитывать у него смелость,
решительность, самообладание можно только при условии, если воспитательная
работа сочетается с постоянными морально-волевыми упражнениями, связанными
с преодолением трудностей военной службы. Сущность метода упражнения в
воспитании состоит в такой организации обучения по программе «Служу
Отечеству!» и всей жизни учащихся, которая повседневно укрепляет их сознание,
закаляет волю, развивает чувства, позволяет приобретать положительный
социальный опыт, привычки правильного поведения.
Упражнение в воспитании осуществляется опосредствованно через решение
повседневных жизненно необходимых задач, осознаваемых учащимися. Чтобы
выработать у учащегося смелость, настойчивость, инициативу, его надо
систематически ставить в такие условия, в которых ему требовалось бы проявлять
эти качества.
Метод соревнования. Сущность соревнования как метода воспитания состоит
в применении такой системы воспитательных воздействий на учащихся, которая
развивает у них дух товарищеской состязательности и здорового соперничества,
равнение на лучших в учебе и в выполнении обязанностей, сотрудничество,
взаимопомощь, подтягивание отстающих до уровня передовых и обеспечивает на
этой основе достижение высоких общих результатов.
Метод поощрения  это система средств и приемов морального и
материального стимулирования учащихся, проявивших высокий уровень
сознательности, усердия, инициативы, настойчивости в выполнении своих
обязанностей и добившихся высоких результатов в учебе и общественной работе.
При применении поощрения инструктор должен помнить, что поощрение
должно быть педагогически целесообразным, носить воспитательный характер,
вызывать положительные изменения в деятельности учащихся и коллектива, в их
качествах. Поощрение должно быть заслуженным. Оно ценно тогда, когда
выносится своевременно.
Метод критики и самокритики. Сущность метода критики и самокритики в
воспитании состоит в применении системы воспитательных воздействий на
детский коллектив и личность учащегося, выраженных в форме суждений, анализа,
обобщения и объективной оценки их деятельности, взглядов, направленных на
устранение допускаемых ими ошибок, недостатков и негативных явлений, развитие
высокого чувства ответственности за свое поведение, состояние дисциплины,
боевой готовности учебной группы.
Метод принуждения применяется к отдельным учащимся, чьи поступки
противоречат требованиям уставов и приказов инструктора. Принуждение
включает следующие формы воздействия: напоминание, предупреждение,
запрещение, осуждение товарищами. Крайней мерой принуждения является
взыскание. Инструктор обязан для выполнения требований дисциплины и порядка
использовать все меры принуждения, не оставлять без воздействия ни одного
проступка, строго взыскивать с нерадивых.
Личный пример инструктора является его главным методом работы с
учащимися, важнейшим условием выполнения своих обязанностей. Он усиливает
или ослабляет действенность всех других методов воспитания. «Слово учит, а
пример ведет»,  гласит народная мудрость.
Раздел 3. Список литературы
1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Атлас добровольного спасателя. –М.:АСТАстрель, 2008. –80 с.
2. Вострокнутов А.Л. Основы топографии. Учебник для бакалавров Защита
населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. – М.: Юрайт, 2016 – 399 с.
3. Катулин А.Н., Зайцев Д.В., Ашмарин Д.В., Лупина Д.В. Основы
тактической медицины. Учебно-методическое пособие по военно-медицинской
подготовке. Москва: Товарищество научных изданий КМК.2018. 177 с.
4. Маркин А. Как России победить Америку? – М.: ООО «Издательство
«Алгоритм», 2014. – 304 с.
5. Нефедов А.А. Тактическая подготовка: учеб. Пособие по. «Основам
военной службы». – М.: Военные знания, 2010. – 80 с.
6. Первая помощь: Учебник. – М.: Российское общество Красного Креста,
2017. – 216 с.
7. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации,
интенсификации и эффективного управления УВП. – М.: НИИ школьных
технологий, 2005. – 288 с.
8. Шелест, О.В. Медицинская подготовка спецназа. – М.: Академический
проект, 2006. -144 с.
9. Учебник сержанта мотострелковых войск. –М.: Военное издательство,
2003. – 291 с.
Дополнительная литература.
1. Булочко К.Т. Курс подготовки разведчика. – М.: ФАИР, 2006. — 182 с.
2. Военно-профессиональная ориентация учащихся. – М.: Дрофа, 2008.
3. Данилова Н. Н. Психофизиология. — М, 2004. — 368 с.
4. Долматов А.И. Специальная физическая подготовка. М.: Физкультура и
спорт, 1989. – 233 с.
5. Дьяконов В.П. Электронные средства связи. – М.: Солон-пресс, 2010 – 186
с.
6. Игровые технологии как условие формирования личности ребенка:
Методическое пособие. Издание второе, стереотипное. /Сост. Л.Ф. Блинова.
Казань: ЗАО «Новое знание», 2003. — 80 с.
7. Искусство вести за собой. Тренинги и занятия по формированию у
юношества социальной инициативности и лидерских качеств /Под ред. Д.п.н. С.В.
Тетерского. — М.: АРКТИ, 2007. 96 с.
8. Манышев В. Учебное пособие «Тактическая подготовка»: КноРус,
Москва, 2018.
9. Методические рекомендации по использованию методов активного
информационного воздействия на население и персонал в условиях чрезвычайных
ситуаций. / под общ. Ред. Пучкова В.А. –М.: Олтей, 2010. – 193 с.
10. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под
общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. – 319 с.
11. Скрипник Л.Ю., Некрутов С.С. Практические аспекты подготовки
преподавателей ОБЖ и воспитателей кадетских классов. // Итоги работы по
целевой программе «Социум. Культура. Безопасность» в 2014/2015 учебном году:
Материалы
III
Межрегиональной
научно-практической
конференции
инновационной сети /под ред. Л.В. Эюбовой. – М.: Тезаурус, 2015. – 180 с. – С.
69-85.
12. Спортивная психология: учебник для академического бакалавриата / под
общ. Ред. В.А. Родионова, А.В. Родионова, В.Г. Сивицкого М.: Юрайт, 2014. 367 с.
Интернет-ресурсы:
1. История психологии спорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
// http://www.psylist.net/sport/00003.htm
2. История психологии спорта [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
// http://www.sportprimorye.ru/sports_medicine/349-istoriya-psixologii-sporta.html
3. Ляпин Д. Комплексные занятия по рукопашному бою и преодолению
препятствий. // http://www.vrazvedka.ru/main/learning/ruk-b/lyapin-01.shtml
4. Ляпин Д., Комплексные занятия по рукопашному бою и преодолению
препятствий
//
В
разведку:
сетевой
журнал-Режим
доступа:
http://www.vrazvedka.ru/main/learning/ruk-b/lyapin-01.shtml
5. Неверкович, С.Д. К истории возникновения отечественной прикладной
спортивной психологии [Электронный ресурс] / С.Д. Неверкович, А.В. Родионов. –
Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/Press/SP/2009n2/p5-7.htm
6. Студопедия
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
http://studopedia.su/5_20412_uchebno-materialnaya-baza-boevoy-podgotovki.html
Приложение 1
Календарный учебный график
№
месяц
неделя
Время
проведения
занятий
1.1
сентябрь
4
2
1.2
сентябрь
4
1.3
1.4
сентябрь
сентябрь
1.5
Форма
занятий
Количество
часов
2
2
Теория
практика
Теория
4
5
2
2
практика
Теория
2
2
сентябрь
5
2
практика
2
1.6
октябрь
5
2
Теория
2
1.7
октябрь
6
2
практика
2
1.8
октябрь
6
2
Теория
2
1.9
октябрь
6
2
практика
2
1.10
октябрь
7
2
Теория
2
2
Тема занятий
Место
проведения
Первая медицинская помощь
МАОУ НМО
СОШ №12
Личная и общественная
гигиена.
Первая медицинская помощь
при травмах и несчастных
случаях.
Понятие раны. Виды ран.
Кровотечения. Виды и
признаки, способы
временной остановки
кровотечения.
Перевязочный материал.
Повязки: основные виды,
правила.
Ушибы, растяжения связок и
первая медицинская помощь
при них.
Закрытые и открытые
переломы костей, их
признаки. Первая
медицинская помощь при
переломах.
Понятие о шинах. Правила
переноса пострадавших на
руках, на носилках, с
помощью подручных
средств.
Понятие об ожогах и
обморожениях, первая
медицинская помощь при
них.
Первая медицинская помощь
Форма контроля
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов:
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов:
1.11
октябрь
7
2
практика
2
1.12
октябрь
7
2
Теория
2
1.13
октябрь
8
2
практика
2
1.14
октябрь
8
2
Теория
2
1.15
октябрь
8
2
практика
2
1.16
октябрь
9
2
Теория
2
2.1
октябрь
9
2
Теория
2
2.2
октябрь
9
2
практика
2
2.3
2.4
ноябрь
ноябрь
10
10
2
2
Теория
практика
2
2
2.5
ноябрь
10
2
Теория
2
2.6
ноябрь
11
2
практика
2
при тепловом и солнечном
ударах, поражение
электрическом током.
Первая медицинская помощь
утопающему, способы
искусственного дыхания.
Первая медицинская помощь
при инфекционных
заболеваниях, меры их
предупреждения.
Пищевые отравления, первая
медицинская помощь при
них.
Профилактика травматизма.
Основные правила техники
безопасности.
Лекарственные травы, их
значение, назначение.
Основные виды растений
родного края, их
использование. Умение
собирать лекарственные
травы.
Туризм
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
Ориентирование на
местности без карты.
Определение направления на
стороны горизонта.
Измерение расстояний.
Движение по азимуту.
Составление схемы
местности и нанесение цели
на схему.
Чтение топографических
знаков. Изображение
местных предметов и
рельефа.
Измерение расстояния
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов:
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
2.7
ноябрь
11
2
Теория
2
3.1
ноябрь
ноябрь
11
2
Теория
2
3.2
ноябрь
12
2
практика
2
3.3
ноябрь
12
2
Теория
2
3.4
ноябрь
12
2
практика
2
ноябрь
4.1
ноябрь
13
2
практика
2
4.2
ноябрь
13
2
Теория
2
4.3
ноябрь
13
2
практика
2
4.4
декабрь
14
2
Теория
2
различными способами.
Организация движения по
азимуту.
Дорога без опасности
Изучение правил дорожного
движения.
Изучение дорожных знаков,
сигналов светофора, жестов
регулировщика.
Обязанности пешеходов,
пассажиров и
велосипедистов.
Фигурное вождение
велосипеда.
Общая физическая
подготовка и строевая
подготовка
Строевая подготовка:
обязанности командиров
отрядов в организации и
управлении строем, строевая
выучка. Развитие
прыгучести: эстафеты с
прыжками.
Строевая подготовка:
строевая выучка. Бег по
пересечённой местности.
Провести учёт по прыжкам в
длину с места.
Строевая подготовка:
действие в составе отряда на
месте. Провести бег на
выносливость 4 минуты.
Строевая подготовка:
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов:
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов:
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
4.5
декабрь
14
2
практика
2
4.6
декабрь
14
2
Теория
2
4.7
декабрь
15
2
практика
2
4.8
декабрь
15
2
Теория
2
4.9
декабрь
15
2
практика
2
4.10
декабрь
16
2
Теория
2
4.11
декабрь
16
2
практика
2
действие в составе отряда на
месте. Развитие
координационных
способностей: челночный бег
3х10 м. Игра на местности.
Строевая подготовка:
действие в составе отряда на
месте. Обучение
перемещению по местности
поточным способом.
Функционирование
«командой».
Строевая подготовка:
действие в составе отряда на
месте. Общая физическая
подготовка. Эстафеты.
Строевая подготовка:
действие в составе отряда на
месте. Учёт силовых качеств:
подтягивание. Подвижные
игры с бегом.
Строевая подготовка:
действие в составе отряда на
месте. Обучение метанию
гранаты в цель.
Строевая подготовка:
действие в составе отряда на
месте. Развитие скоростной
выносливости. Подвижные
игры на местности.
Строевая подготовка:
действие в составе отряда в
движении. Развитие
скоростных качеств.
Строевая подготовка:
действие в составе отряда в
движении. Простейший
комплекс силовой
подготовки. Бег с заданиями.
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов:
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
соревнования; портфолио.
4.12
декабрь
16
2
Теория
2
4.13
декабрь
17
2
практика
2
4.14
декабрь
17
2
Теория
2
4.15
декабрь
17
2
практика
2
4.16
декабрь
18
2
Теория
2
4.17
декабрь
18
2
практика
2
4.18
декабрь
18
2
Теория
2
4.19
январь
19
2
практика
2
Строевая подготовка:
действие в составе отряда в
движении. Подвижные игры,
развивающие скоростную
выносливость.
Строевая подготовка:
действие в составе отряда в
движении. Развитие
координационных
способностей. Эстафеты,
развивающие ловкость,
меткость и быстроту.
Строевая подготовка:
действие в составе отряда в
движении. Учёт скоростных
качеств в беге на 60 и 100
метров. Подвижная игра.
Строевая подготовка:
действие в составе отряда в
движении. Развитие
выносливости в беге на 1000
метров: 500 метров бежать и
500 метров идти (обучение
правильному дыханию).
Строевая подготовка:
действие в составе отряда в
движении. Полоса
препятствий.
Строевая подготовка:
одиночная строевая выучка.
Развитие быстроты реакции.
Бег с заданиями.
Строевая подготовка:
одиночная строевая выучка.
Эстафеты с преодолением
вертикальных препятствий.
Строевая подготовка:
одиночная строевая выучка.
Круговая тренировка.
Форм подведения итогов:
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов:
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
4.20
январь
19
2
Теория
2
4.21
январь
19
2
практика
2
4.22
январь
20
2
Теория
2
4.23
январь
20
2
практика
2
4.24
январь
20
2
Теория
2
4.25
январь
21
2
практика
2
4.26
январь
21
2
Теория
2
Строевая подготовка:
одиночная строевая выучка.
Подвижные игры с
элементами лазания,
перелазания и с прыжками
через препятствия.
Строевая подготовка:
одиночная строевая выучка.
Выполнение статического
усилия: вис на согнутых
руках.
Строевая подготовка:
одиночная строевая выучка.
Эстафеты на развитие
основных двигательных
качеств. Силовые
упражнения.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем. Развитие
равновесия в эстафетах и
играх.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем. Развитие
скоростных качеств в
круговой эстафете. Ловля
теннисного мяча в парах:
развитие ловкости и
быстроты реакции.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем. Лазание по
наклонной плоскости
различными способами.
Подвижная игра на
местности.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов:
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
4.27
январь
21
2
практика
2
4.28
январь
22
2
Теория
2
4.29
январь
22
2
практика
2
4.30
январь
22
2
Теория
2
4.31
январь
23
2
практика
2
4.32
январь
23
2
Теория
2
знаменем. Командная игра на
местности с элементами
марш-броска.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем. Подвижная игра с
ловлей и передачей мяча.
Силовые упражнения в
упорах.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем. Прохождение
полосы препятствий в зале.
Упражнения в висах и
упорах.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем. Развитие
скоростной выносливости в
беге с преодолением
вертикальных препятствий.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем. Тестирование по
подтягиванию и отжиманию.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем. Бег по
пересечённой местности.
Безопасное поведение во
время прохождения трассы.
ОФП.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем. Подвижная
командная игра «Взятие
крепости», развивающая
основные двигательные
качества.
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов:
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
4.33
январь
23
2
практика
2
4.34
февраль
24
2
Теория
2
4.35
февраль
24
2
практика
2
4.36
февраль
24
2
Теория
2
4.37
февраль
25
2
практика
2
4.38
февраль
25
2
Теория
2
4.39
февраль
25
2
практика
2
4.40
февраль
26
2
Теория
2
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем.
Совершенствование прыжков
в высоту. Силовые
упражнения на рукоходах.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем. Тестирование в 6
минутном беге. ОФП.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем. Обучение
метанию гранаты с разбега.
Техника и правила
выполнения метания.
Круговая эстафета.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем. Тестирование в
беге на 1500 метров ОФП.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем. Подвижная игра
на местности. ОФП.
Строевая подготовка:
строевые приёмы со
знаменем. Тестирование –
прыжки в длину с разбега.
Ловля и передача мяча в
движении.
Строевая подготовка:
исполнение военной песни в
составе отряда в движении.
Бег по пересечённой
местности с заданиями.
Строевая подготовка:
исполнение военной песни в
составе отряда в движении.
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов:
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
4.41
февраль
26
2
практика
2
4.42
февраль
26
2
Теория
2
4.43
февраль
27
2
практика
2
февраль
февраль
27
27
4
практика
4
5.45.6
март
28
4
Теория
4
5.75.11
март
28
4
практика
4
5.125.15
5.165.18
март
28
4
Теория
4
март
29
4
практика
4
март
март
29
29
2
практика
2
март
30
2
Теория
2
5.15.3
6.16.2
6.36.4
Совершенствование
дыхательных упражнений во
время движения. Подвижные
игры на быстроту реакции.
Строевая подготовка:
исполнение военной песни в
составе отряда в движении.
Тестирование 6 минутного
бега. ОФП.
Строевая подготовка:
исполнение военной песни в
составе отряда в движении.
Силовая подготовка.
Метание по движущейся
цели. Игры на воздухе.
Строевая подготовка:
исполнение военной песни в
составе отряда в движении.
Силовая подготовка. ОФП.
. Рукопашный бой
Само страховка: при падении
вперёд, при падении назад,
при падении на бок. ОФП.
Само страховка: при падении
вперёд, при падении назад,
при падении на бок. ОФП.
Комплекс приёмов
рукопашного боя без оружия
на 8 счётов.
Приёмы рукопашного боя с
оружием и без оружия.
Приёмы освобождения от
захватов.
Пожарная безопасность
Боевое развёртывание от
пожарного автомобиля.
Пожарная эстафета.
соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов:
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов:
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
6.5
март
30
2
практика
2
7.1
март
март
30
2
практика
2
7.2
март
31
2
Теория
2
7.37.4
апрель
32
2
практика
2
апрель
33
8.1
апрель
34
2
практика
2
8.2
8.3
8.4
8.5
май
май
май
май
35
35
35
36
2
2
2
2
Теория
практика
Теория
практика
2
2
2
2
май
36
май
36
9.1
9.40
Надевание «боёвки» - боевой
одежды
Огневая подготовка
Стрельба из пневматической
винтовки из положения:
лежа, стоя, с колена.
Неполная разборка и сборка
автомата Калашникова.
Снаряжение магазина.
Основы и правила стрельбы.
Скоростная стрельба.
Основы туристической
техники
Ориентирование в
туристическом походе.
Организация бивака.
Разведение костра.
Установка палатки.
Способы преодоления
препятствий во время
маршрута.
Участие в слетах и
соревнованиях
Военно-патриотические
слеты, мероприятия, парады,
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов:
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
Мероприятия, посвящённые
важным историческим
датам; деловые игры;
диспуты, викторины;
исследовательская
деятельность; коллективные
творческие дела; смотрыконкурсы, выставки;
соревнования; портфолио.
Форм подведения итогов:
викторина, конкурс
знатоков истории, конкурс
рисунков, беседа,
тестирование по теме
поисковые экспедиции.
итог
216