Оглавление Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы………………………….………3 1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….…. 3 1.2. Цель и задачи программы…………………………………………………………….… 5 1.3.Содержание программы......................................................................................................6 1.3.1. Учебный (тематический) план .......................................................................................6 1.3.2.Содержание учебного (тематического) плана ………………………………………...8 1.4. Планируемые результаты...................................................................................................9 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий...........................................9 2.1. Условия реализации программы……………………………… .…….. …………….....9 2.1.1. Материально- техническое обеспечение………………………….……………….….9 2.1.2 . Информационное обеспечение…………………………………… ………………….9 2.1.3.Кадровое обеспечение……..…………………………………… ..………………….....9 2.2. Формы аттестации ………………….………………………………... …………………9 2.3.Оценочные материалы…………………………………………………............................9 2.4.Методические материалы……………………………………………………………....10 Раздел 3. Список литературы..................................................................................................11 Приложение: Приложение 1. Календарный учебный график…………………………………….…….12 Приложение 2. Диагностические задания по оценке уровня освоения программы……14 2 РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Шахматы – древняя игра, по творческим возможностям – богатейшая. Сегодня обучение шахматам – популярный и эффективный инструмент развития интеллекта детей. Программа предназначена для организации образовательной деятельности физкультурно-спортивной направленности. Разработана в соответствии с нормативноправовыми документами: - Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; - Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; - приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") - Письмом Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) - СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Уставом и локальными актами МАОУ ДО НГО «ДЮЦПВ». Актуальность программы. В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать ее и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут долго усидеть на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее. В последние годы шахматы, по сравнению с другими видами спорта, отошли на второй план незаслуженно. Шахматы, как вид спорта, должны идти в ногу с такими видами спорта, как футбол, хоккей, кроме того, известно, что в небольших поселках и городах нет базы для развития этих видов спорта. Учитывая остроту проблемы и личную заинтересованность в развитии шахматного спорта, объединение шахматный клуб «Гарде» осуществляет свою деятельность на базе МАОУ ДО НГО «ДЮЦПВ», тем самым обращая внимание общества к этому виду спорта. Отличительная особенность общеразвивающей программы: Работа с детьми по данной программе наряду с теоретическими и практическими занятиями в группах, проходит и индивидуально для лучшего усвоения материала. Программа интегрирована с ежегодным графиком городских и школьных соревнований, что позволяет обучающимся в полной мере проявить полученные теоретические знания на практике, а также выявить недостатки в подготовке. Адресат программы: В клубе «Гарде» занимаются дети с 11 -17 лет. Зачисляются в 3 группы все желающие. Зачисление происходит с письменного согласия родителей (законных представителей). При поступлении необходимо иметь сертификат ПФДО. Объём и срок освоения программы: Объем программы: 190 часов в год Программа рассчитана на 1 года обучения. Формы обучения - очная. Теоретическая работа с детьми проводится в форме лекций, диспутов, бесед, анализируются сыгранные ребятами партии, а также разбираются партии известных шахматистов, ребята готовят доклады по истории шахмат. Практические занятия также разнообразны по своей форме – это и сеансы одновременной игры с руководителем, и конкурсы по решению задач, этюдов, и игровые занятия, турниры, игры с гандикапом, игры различного типа на шахматную тематику. Режим занятий: Учебная нагрузка рассчитывается в академических часах. Один академический час равен 45 минутам. Перерыв между учебными занятиями 15 минут. Общее количество часов в неделю – 5 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, 1 день – 1 час. Программа реализуется на базе МАОУ ДО НГО «ДЮЦПВ», по адресу п. Лобва, ул. Чкалова, 1. Особенности организации образовательного процесса. Программа представляет собой традиционную модель линейной последовательности освоения в течение одного года. Организационные формы обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая. Количественная наполняемость в группе: Минимальное количество обучающихся в группе 8 Максимальное количество обучающихся в группе 12 Формы обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая в разновозрастных группах. Виды занятий: лекции, беседы, игровые занятия, выполнение упражнений пересекаются с сеансами одновременной игры с руководителем, конкурсами по решению задач, этюдами, турнирами, играми с гандикапом, играми различного типа на шахматную тематику. В рамках освоения программы, обучающиеся готовят доклады по истории шахмат, проводятся анализы сыгранных партий на ответственных турнирах. Формы подведения результатов: шахматные турниры, конкурсы по решению шахматных задач, сеансы одновременной игры. 4 1.2. Цель и задачи программы Цель программы: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей посредством организации полноценного досуга через обучение игре в шахматы. Задачи программы: Обучающие: познакомить с историей шахмат; дать обучающимся теоретические знания о шахматной игре рассказать о правилах игры и правилах турнирного поведения; привить обучающимся навыки самостоятельной работы с учебной шахматной литературой; научить делать выводы и ставить задачи на будущее. Развивающие : развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость; привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом; планировать свою деятельность, работать самостоятельно; научить применять полученные знания на практике при игре с друзьями и взрослыми. Воспитательные: научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них; учить выбирать из множества единственно правильное решение; ввести в мир логической красоты и образного мышления; расширить представления об окружающем мире. 5 и 1.3. Содержание программы 1.3.1.Учебный (тематический) план. Учебный план для 1 группы (1 год обучения) № п/п Наименование тем и разделов Вс его 1 Организационное занятие 1 Количество часов Тео Прак рия тика 1 0 1. Шахматы – спорт, наука, искусство 3 Правила игры 2 2. 3. 5 Формы контроля Анкетирован ие Наблюдение 10 10 10 10 5 Изучение 4 Разбор партий 10 10 5 Наблюдение 5 Дебют 10 10 5 Изучение 6 Тактика игры 30 15 15 Изучение 7 Стратегия игры 30 15 15 Наблюдение 8 Соревнования 20 0 20 9 Эндшпиль 30 15 15 Соревновате льная Наблюдение 1 Конкурсы по решению задач 30 15 15 1 Сеанс одновременной игры 10 10 0 1 Итоговое занятие 1 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. ИТОГО: 0 1 Соревновате льная Соревновате льная Диагностика 190 1.3.2. Содержание учебного плана: Организационное занятие. 1ч (теория) Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности. 2. Шахматы спорт, наука, искусство. 10ч (5ч теория, 5 ч практика) Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований. 3. Правила игры. 10 ч (теория – 5ч, практика – 5ч) Правила турнирного поведения. Правило «тронул-ходи». Практические занятия: запоминание элементарных правил. 4. Разбор партий. 10ч (теория) Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. 5. Дебют. 10ч (теория – 5ч, практика – 5ч) 1. 6 Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок. 6. Тактика игры. 20ч (теория – 10ч, практика – 10ч) Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов. 7. Стратегия игры. 25ч (теория – 15ч, практика – 10ч) Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций. 8. Соревнования. 20ч (практика) Участие в муниципальных и окружных соревнованиях. 9. Эндшпиль. 20ч (практика) Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач. 10. Конкурсы решения задач, этюдов. 15ч (практика) Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Практические занятия: решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса. 11. Сеанс одновременной игры. 10ч (практика) Практические занятия: проведение руководителем сеансов одновременной игры (в том числе тематических) с последующим разбором партий. 12. Итоговое занятие. 1ч (практика – 1ч) Анализ результатов участия в соревнованиях. 7 1.4 .Планируемые результаты Личностные: Личностными результатами освоения программы «Шахматы» является формирование следующих умений: – определять и высказывать простые и общие правила поведения при сотрудничестве; – рост интеллектуального и социального развития детей; – выбирать из множества вариантов единственно правильное решение; – работать самостоятельно; – уважать соперника. Метапредметные: Регулятивные УУД. Обучающийся научится: – определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно; – работать по предложенному педагогом плану, – самостоятельно планировать свою деятельность; – совместно с педагогом и другими воспитанниками давать объективную оценку сыгранной партии. Познавательные УУД. Обучающийся научится: – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации; – перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды; – применять теоретические знания и практические навыки в шахматной игре. Коммуникативные УУД. Обучающийся научится: - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль. -сотрудничать, проявлять инициативность, толерантность и самостоятельность; -принимать другую точку зрения, отличную от своей; -работать в команде; -выслушивать собеседника и вести диалог. Предметные: Обучающиеся будут знать: - историю и происхождение шахмат; - правила игры и турнирного поведения; - шахматные термины и шахматный кодекс; - основные тактики и стратегия, активно применять в своей игре тактические приемы; - основы по разыгрыванию дебюта, миттельшпиля и эндшпиля; Обучающиеся будут уметь: – ставить мат с разных позиций; – решать задачи на мат в несколько ходов; – записывать шахматную партию; 8 – проводить комбинации; – применять полученные теоретические знания на практике; – с удовольствием играть в шахматы. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год № П/П 1 2 3 4 5 6 7 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Начало занятий Выходные дни Окончание учебного года 1 год обучения 38 38 5 190 01.09.2022 г 31 декабря -8 января 25.05.2024 г 2.1. Условия реализации программы 2.1.1.Материально-техническое обеспечение 1. 2. 3. Комплекты шахматных наборов – 25 штук; Демонстрационная доска с магнитными фигурами – 1 штука; Шахматные часы – 6 штук; 2.1.2. Информационное обеспечение: учебные фильмы; презентации. 2.1.3. Кадровое обеспечение: Педагог дополнительного образования. Образование: средне – специальное. Педагогический стаж – 9 лет. 2.2. Формы аттестации. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: грамоты, дипломы, журнал посещаемости, протоколы соревнований. Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: открытые занятия, соревнования. 2.3.Оценочные материалы. В течение всего учебного года идет непрерывный контроль усвоения знаний, обучающихся посредством следующих методов проверки: 1. Шахматные турниры; 2. Сеансы одновременной игры; 3. Беседы с фронтальным опросом; 4. Конкурсы по решению шахматных задач. Для раскрытия уровня знаний, умений и навыков, приобретенных обучающимися в течение всего учебного года, проводится диагностика, который включает в себя: устные вопросы по теории и истории шахмат, игры с руководителем объединения, соревнования, в 9 которых участвуют все занимающиеся. Данные по уровню усвоения программы воспитанниками заносятся в таблицу (Приложение 2), где основными критериями диагностики являются: знание истории шахмат и правил проведения соревнований, владение тактическими приемами и умение комбинировать, умение строить стратегические планы, знание основных принципов разыгрывания дебюта и эндшпиля, умение анализировать позиции, участие в мероприятиях, умение работать самостоятельно, соблюдение правил этикета. Диагностика проводится два раза в год: в декабре и в мае. Уровни оценки знаний: высокий, средний, низкий. 2.4. Методические материалы Схематические – таблицы, схемы, рисунки; Дидактические пособия – вопросы и задания письменного опроса, практические задания; 3. Н. Петрушина «Шахматный учебник для детей»; 4. В. Барский «Шахматная школа»; 5. Шахматный задачник, Костров В.; 6. Английское начало, Багиров В.К. 1. 2. для устного или 10 Раздел 3. Список литературы 1. Губницкий С.Б. Новый полный курс шахмат. М. АСТ. 2007 г. 2. Давлетов Д.А. Костров В.В. Уроки шахмат М. АСТ. 2007 г. 3. Калиниченко Н.М. Учебник шахматных окончаний. Все виды эндшпиля. М.: Астрель -АСГ, Владимир: ВКТ, 2009 г. 4. Калиниченко Н. М. Шахматная с т р а т е г и я . Полный к ур с . М.: «Издательство ФАИР», 2008 г. 5. Калиниченко Н.М. Шахматная тактика. Начальный курс. - М.: «Издательство ФАИР», 2009 г. 6. Калиниченко Н.М. Шахматы для всей семьи СПб, Питер, 2009 г. 7. Карпов А.Е., Шингирей А.Б. Школьный шахматный учебник. Москва, 2005 г. 8. Карпов А.Е. Начальный курс дебютов. М.: 2007 г. 9. Костров В.В. Занимательные шахматы. Тритон СПб, 1997 г. 10. Елесин В.П., Крюков А.И. и др. По строгим правилам шахмат. – М.: Воениздат, 1988 г. 11. Пак В.Н. Сборник шахматных задач, этюдов, головоломок. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005г. 12. Пожарский В.А. Школа шахмат. Ростов - на Дону «Феникс», 2008 г. 13. Пожарский В.А. Шахматный учебник. Ростов на Дону «Феникс», 2009 г. 14. Пожарский В.А. Шахматный учебник в этюдах. Издательство второе- Ростов на Дону «Феникс», 2007 г. 15. Славин И.Л. Учебник-задачник шахмат. г. Архангельск, 1998 г. 16. Хмельницкий Игорь. Шахматный экзамен. Тест- учебник. - М.: РИПОЛ классик, 2007 г. 17. Сухин И.Г. Программы курса «Шахматы – в школе». 18. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. 19. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014. 11 Приложение 1. Календарный учебный график № Дата Форма Месяц Неделя занятия Раздел 1 Организационное занятие 1 сентябрь 2 Игра в парах Часы Тема занятия Место проведения Форма контроля 5 Знакомство с детьми. шахматной доской, поля, их цвет, линии на доске Кабинет Беседа Знакомство с шахматной доской, поля, их цвет, линии на доске Кабинет Беседа Основные правила шахматной игры Шахматная нотация Кабинет Наблюдение 5 5 5 5 5 5 Фигуры, их ходы, взятия Сила фигур, их ценность Цель игры, понятие «шах». Шах разными фигурами Способы защиты от шаха Понятие «мат». Простые маты Мат двумя фигурами Закрепление пройденного по теме «Первоначальные понятия» Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Сам. работа1 Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Контрольное занятие Устный опрос Раздел 2 Шахматы – спорт, наука, искусство 2 сентябрь 3 Игра в парах 5 Раздел 3 Правила игры 3 сентябрь 4 Игра в парах Раздел 4 Первоначальные понятия 4 октябрь 1 Игра в парах 5 октябрь 2 Игра в парах 6 октябрь 3 Игра в парах 7 октябрь 4 Игра в парах 8 ноябрь 1 Игра в парах 9 ноябрь 2 Игра в парах 10 ноябрь 3 Игра в парах Раздел 5 Дебют 11 ноябрь 12 декабрь 13 декабрь 14 декабрь 15 декабрь 16 декабрь 5 5 4 1 2 3 4 Игра в парах Игра в парах Игра в парах Игра в парах Игра в парах 5 5 5 5 5 Рокировка короткая Рокировка длинная Расположение пешек после рокировки Когда рокировку делать нельзя Решение упражнений на пройденные темы Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет 5 Беседа 5 Проведение опроса «Вопросы по теории» Кабинет Раздел 6 Тактика игры 12 17 январь 2 18 январь 3 19 январь 4 20 февраль 1 21 февраль 2 22 февраль 3 23 февраль 4 Раздел 7 Соревнования 24 март 1 25 март 2 Раздел 8 Эндшпиль 26 март 3 27 март 4 28 март 5 29 апрель 1 30 апрель 2 Раздел 7 Соревнования 31 апрель 3 Игра в парах Игра в парах Игра в парах Игра в парах Игра в парах Игра в парах Игра в парах 5 5 5 5 5 5 5 Понятие «Размен» Понятие «Сдвоенные пешки» Понятие «Открытые линии» Ничья, ее виды. Пат Пат, решение упражнений Понятие «Проходная пешка» Детский мат, защита. Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Турнир 8 Школьный турнир 1 круг Кабинет Турнир 8 Школьный турнир 2 круг Кабинет Соревнован ие Соревнован ие Игра в парах Игра в парах Игра в парах Игра в парах Игра в парах 5 5 5 5 5 Эндшпиль. Король и пешка против короля. Правило квадрата Решение упражнений на «правило квадрата» Две связанные пешки против короля Две изолированные пешки против короля Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Кабинет Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Турнир 9 Турнир Первенство НГО по шахматам. ФОСЦ Соревнован ие 5 Конкурсы по решению задач на мат Кабинет 5 Конкурсы по решению задач на мат Кабинет 5 Проведение опроса «Вопросы по теории» Кабинет Контрольное занятие Контрольное занятие Опрос 5 Сеанс одновременной игры с руководителем Кабинет Контрольное занятие 5 Подведение итогов года Кабинет Наблюдение Раздел 9 Конкурсы по решению задач 32 апрель 4 Игра в парах 33 май 1 Игра в парах 34 май 2 Беседа Раздел 10 Сеанс одновременной игры 35 май 3 Игра Раздел 11 Итоговое занятие 36 май 4 Игра в парах итого 190 13 Приложение 2. Диагностические задания по оценке уровня освоения программы Задание № 1. (Знания. История шахматной игры). Инструкция: Расскажи кратко историю развития шахмат. Задание № 2. (Знания. Фигуры, их ходы, взятие). Инструкция 1: Сделай ход пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Инструкция 2: Побей фигуру пешкой (ладьей, слоном, конем, ферзем, королем). Задание № 3. (Знания. Понятия «шах», «мат», «пат»). Инструкция 1: Найди схемы, где в шахматной партии королю объявлен «шах». Инструкция 2: Найди схемы, где стоит мат. Инструкция 3: Найди схемы, где стоит пат. Задание № 4. (Знания. Рокировка короткая и длинная). Инструкция: Скажи, что такое «Рокировка»; для чего ее делают; перечисли случаи, когда ее делать нельзя. Задание № 5. (УУД. Ставим мат). Инструкция: Поставь на шахматной доске «мат» королю в 1 ход, в 2 хода. Критерии оценки: Высокий - знает историю возникновения шахмат, высказывает свое эмоциональное отношение к игре. Средний - рассказывает об истории шахмат с дополнительными вопросами педагога. Низкий - отвечает односложно, дополняет рассказ педагога. Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-3 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. Критерии оценки: Высокий - выполняет задание правильно. Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого, допускает 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. Критерии оценки: Высокий - выполняет задание правильно. Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. Критерии оценки: Высокий - правильно выполняет задание. Средний - правильно выполняет задание с небольшой помощью взрослого, или допускает 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. 14 Задание № 6. (УУД. Начало шахматной партии). Инструкция 1: Начни парию грамотно, старайся овладеть центром. Инструкция 2: Каждый ход делай новой фигурой. Инструкция 3: Правильно сделай рокировку, учитывая расположения пешек на фланге. Задание № 7. (УУД. Разыгрывание шахматных положений). Инструкция 1: Поставь на шахматной доске шах ферзем, ладьей. Инструкция 2: Поставь на шахматной доске шах конем, слоном. Инструкция 3: Поставь на шахматной доске шах пешкой. Инструкция 4: Напади своей фигурой на две фигуры соперника. Задание № 8. (УУД. Окончание партии. Эндшпиль). Инструкция 1: Объясни на доске «Правило квадрата». Инструкция 2: Расскажи о роли короля в эндшпиле. Инструкция 3: Покажи лучшее расположение пешек в окончаниях. Критерии оценки: Высокий - выполняет задание правильно. Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. Критерии оценки: Высокий - ребенок правильно выполняет все задания. Средний - ребенок выполняет задания с небольшой помощью взрослого, допускает 1-2 ошибки. Низкий - ребенок выполняет задания неправильно. Критерии оценки: Высокий - выполняет задание правильно. Средний - выполняет задание с небольшой помощью взрослого или допускает 1-2 ошибки. Низкий - выполняет задание неправильно. 15