Оглавление Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы…………......…3 1.1. Пояснительная записка………………………………………………....3 1.2. Цель и задачи программы……………………………………………....5 1.3. Содержание программы...........................................................................6 1.3.1. Учебный (тематический) план (1,2,3,4 группа)..................................6 1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана…………..…….….....8 1.3.3. Учебный (тематический) план ( 5 группа)..........................................9 1.3.4. Содержание учебного (тематического) плана……………………..10 1.4. Планируемые результаты......................................................................11 Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий...............12 2.1. Условия реализации программы………………………………… ... 13 2.1.1. Материально- техническое обеспечение…………………….……..13 2.1.2 Кадровое обеспечение…………………………………………… ....13 2.2. Формы аттестации …………………………………………………... 13 2.3.Оценочные материалы……………………………………….………..14 2.4.Методические материалы………………………………….…………..14 Раздел 3. Список литературы.......................................................................15 Приложение Приложение 1. Календарный учебный график 1 группа ……………..16 Приложение 2. Календарный учебный график 2 группа ……………..19 Приложение 3. Календарный учебный график 3 группа ……………..23 Приложение 4. Календарный учебный график 4 группа ……………..27 Приложение 5. Календарный учебный график 1 группа ……………..30 Приложение 6. Диагностические материалы…………………………….33 2 Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Оригами», разработанная для детей младшего школьного возраста. Младший школьный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Основная идея программы состоит в том, чтобы учить детей младшего школьного возраста эстетически осмысливать образы знакомых предметов, передавать их в изобразительной деятельности, подчеркивая красоту и колоритность внешнего облика в преобразованной форме через различные действия с бумагой: складывание изделий оригами на основе базовых форм, составление сюжетной тематических композиций с изделиями оригами и элементами аппликации. Программа разработана так же с учетом возрастных особенностей учащихся старшего звена, от простого оригами к сложному(модульному). Дети старшего школьного возраста постигают систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, обучение расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями. Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: 1.Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; 2. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р; 3. Приказом Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 4.Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)") 3 5.Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей) 6.СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; 7.СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; 8.Уставом и локальными актами МАОУ ДО НГО «ДЮЦПВ». Новизна программы заключается в использовании не только техник «Оригами из базовых форм» и «Модульное оригами», но и «Паттерн» – складывание моделей по развертке, подвижных моделей, игр-головоломок. Актуальность программы состоит в том, что занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в этой образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. Выполнение работ в технике оригами имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к положительному результату. Складывание фигур в технике оригами также способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Сделан акцент на практическом значении занятий творческого объединения. Дети с увлечением изготавливают поделки из бумаги, которые затем используют в играх, инсценировках, оформлении класса, детской комнаты дома или в качестве подарка к празднику своим родителям и друзьям. Ребенок радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывет по воде, самолетик взлетает ввысь. Отличительные особенности программы: - Занятия способствуют созданию игровых ситуаций, тем самым расширяют коммуникативные способности детей. - Ребята учатся складывать не только классические модели оригами из базовых форм, но и изделия от современных мастеров оригами, подвижные и надувные игрушки. - Предусмотрена возможность создание картин и мозаик с элементами искусства оригами. 4 Ребята учатся складывать модели не только поэтапно за руководителем и по схемам, но и по паттернам (разверткам), чертежам. - Отдельное внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций самостоятельно, всем вместе или в группах. - Предусмотрена возможность индивидуального подхода. - Теоретическая информация (история возникновения оригами, условные обозначения в схемах, отличия разных видов оригами, истории о выдающихся мастерах) подается неразрывно от практической работы, что позволяет сохранить интерес кружковцев к искусству оригами. Адресат программы. Программа адресована для работы с детьми младшего школьного возраста. При поступлении необходимо иметь сертификат ПФДО. Возраст обучающихся от 7 до 18 лет. Наполняемость группы 8-12 человек. Реализуется на базе МБОУ НГО СОШ №12, по адресу : пос. Лобва ул. 22 Партсъезда, 2. Объем и сроки освоения программы. Программа рассчитана на один год обучения для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста. Количество часов по программе: 29 часов. Форма обучения: очная Режим занятий: Продолжительность одного академического часа – 40 минут. Перерыв между учебными занятиями 10 минут. Занятия проводятся у 5 групп по 1 часу в неделю. 1 группа – 2 класс- 29 часов. 2 группа – 3 класс – 29 часов 3 группа – 4 класс - 29 часов 4 группа - 5 класс - 29 часов 5 группа 11 класс – 29 часов. Особенности организации образовательного процесса. Программа представляет собой традиционную модель линейной последовательности освоения в течение одного года. Форма обучения: Занятия проходят в групповой очной форме обучения. Группы одновозрастные. Набор в группу свободный по заявлению родителя согласно правилам приёма. Виды занятия: Беседы, практические занятия. Формы подведения итогов: Беседа, практическое занятие, участие в конкурсах, выставки, тестовые задания. 1.2.Цель и задачи программы Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги. Задачи программы: Обучающие: 5 Знакомство детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. Формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий. Обучение различным приемам работы с бумагой. Развивающие: Развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения. Развитие мелкой моторики рук и глазомера. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. Воспитательные: Воспитание интереса к искусству оригами. Расширение коммуникативных способностей детей. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. 1.3.Содержание программы. Программа носит составительский характер, является учебно воспитательной и рассчитана на один год обучения. Программа «Оригами» включает в себя не только обучение техникам, но и создание индивидуальных, коллективных сюжетно-тематических композиций. 1.3.1.Учебный (тематический) план. (1,2,3,4 группа) Тема занятия Количество часов Всег Теори Практик о я а Форма контроля Тема №1. Вводное занятие. Введение в оригами 1.1 Проведение инструктажа по технике 1 1 Беседа. безопасности работы с ножницами, Тестирование. клеем. Диагностика знаний, умений и навыков. Всего 1 1 Тема №2. Оригами в интернете 2.1 Оригами в интернете. «Путешествие по 2 1 1 Беседа. стране оригами». Компьютерная Наблюдение. презентация. Практическая работа на выбор с презентации. Всего 2 1 1 Тема № 3. Базовая форма «Двойной треугольник» изготовление изделий с использованием этой формы 3.1 Изготовление игрушек на основе базовой формы «Двойной треугольник»: 5 6 0,5 4,5 Наблюдение. «Прыгающая лягушка», «Летучая мышь», «Ходячий гномик», «Водяная бомбочка», «Надувная рыбка», «Надувной кролик», «Ракета», «Водяная бомбочка с крылышками». Всего 5 0,5 4,5 Тема №4. Базовая форма «Воздушный змей» изготовление изделий с использованием этой формы. 4.1 Изготовление игрушек на основе базовой 7 1 6 Беседа. формы «Воздушный змей». Изготовление Наблюдение. игрушек «Гном», «Парусник», «ВанькаВстанька», «Гном в рубашке», «Чайка на воде», «Утка», «Пингвин», «Павлин», «Вороненок», «Воробей», «Водоплавающая птица», Голубка на гнезде» Изготовление композиции, «Птичий двор». Вклеить форму в альбом. Всего 7 1 6 Тема №5. Изготовление игрушек с взаимодействием изученных базовых форм. 5.1 Изготовление игрушек с 5 0,5 4,5 Наблюдение. взаимодействием базовых форм. «Собачка Жучка», «Кролик», «Новогодняя звезда», изготовление композиции «Домашние животные». Всего 5 0,5 4,5 Тема №6 Базовая форма «Дверь» , «Птица» изготовление изделий с использованием этой формы 6.1 Изготовить базовую форму «Дверь», 8 1 7 Беседа. вклеить форму в альбом. Изготовление Демонстрация игрушек на основе базовой формы Наблюдение «Дверь»: «Снежинка», «Гриб», «Дом», «Книжка», «Поросенок», «Автомобиль», «Кубик», «Лодка на изнанку» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: «Павлин-2», «Улитка», «Мышь», «Ласточка», «Журавль в гнезде», «Ворон», «Цапля», «Журавлик счастья». Изготовление композиции «В мире птиц». Всего 8 1 7 Тема № 7. Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения, 1 0,5 0,5 заполнение карты диагностики, экрана успешности приемов складывания. Подготовка итоговой выставки, обсуждение перспектив на следующий год. Поощрение. 1 0,5 0,5 Итого 29 0 0 (4 7 гру ппы ) 1.3.2. Содержание учебного (тематического) плана. (1,2,3,4 группа) Тема №1. Вводное занятие. Введение в оригами (1 час.) Теория: Порядок и план работы объединения. Оборудование и материалы, необходимые для занятий оригами Демонстрация материалов для занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Тема №2. Оригами в интернете (2 час). Теория: Презентация. Путешествие по стране оригами. Формирование познавательной цели, поиск и выделение полезной информации. Повторение базовых схем. схемами, умение читать схемы. Практика: Практическая работа по схеме. Выбранной произвольно игрушки. Тема 3. Базовая форма «Двойной треугольник» изготовление изделий с использованием этой формы (5 час.) Теория: Показ схемы изготовления базовой формы «Двойной треугольник». Научить детей сворачивать бумагу с двух сторон, убирая боковые треугольники внутрь. Вклеить форму в альбом Практик: Изготовление игрушек на основе базовой формы «Двойной треугольник»: «Прыгающая лягушка», «Летучая мышь», «Ходячий гномик», «Водяная бомбочка», «Надувная рыбка», «Надувной кролик», «Ракета», «Водяная бомбочка с крылышками». Тема №4. Базовая форма «Воздушный змей» изготовление изделий с использованием этой формы (7 час). Теория: Показ схемы изготовления базовой формы «Воздушный змей». Рассказ о правилах изготовления формы, показ готовой базовой формы. Практика: Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей». Изготовление игрушек «Гном», «Парусник», «ВанькаВстанька», «Гном в рубашке», «Чайка на воде», «Утка», «Пингвин», «Павлин», «Вороненок», «Воробей», «Водоплавающая птица», Голубка на гнезде» Изготовление композиции, «Птичий двор». Вклеить форму в альбом. Тема №5. Изготовление игрушек с взаимодействием изученных базовых форм (5 час). Теория: Правила изготовления элементов игрушки из различных базовых форм. Практика: Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Собачка Жучка», «Кролик», «Новогодняя звезда», изготовление композиции «Домашние животные». Тема №6 Базовая форма «Дверь» , «Птица» изготовление изделий с использованием этой формы (8 час). 8 Теория: Показ схемы изготовления базовой формы «Дверь», «Птица». Познакомить детей с новой базовой формой «дверь», «птица». Научить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. Практика: Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Снежинка», «Гриб», «Дом», «Книжка», «Поросенок», «Автомобиль», «Кубик», «Лодка на изнанку». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: «Павлин2», «Улитка», «Мышь», «Ласточка», «Журавль в гнезде», «Ворон», «Цапля», «Журавлик счастья». Изготовление композиции «В мире птиц». Тема №6 Итоговое занятие (1 час) . Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Подведение итогов работы объединения, заполнение карты диагностики, экрана успешности приемов складывания. Подготовка итоговой выставки, обсуждение перспектив на следующий год. Поощрение. 1.3.3.Учебный (тематический) план. (5 группа) Тема занятия Количество часов Всег Теори Практик о я а Форма контроля Тема №1. Вводное занятие. Введение в оригами 1.1 Проведение инструктажа по технике 1 1 Беседа. безопасности, санитарные Нормы. Тестирование. Диагностика знаний, умений и навыков. Всего 1 1 Тема №2. Геометрия в нашей жизни. Модульное оригами в России. 2.1 Обобщение знаний геометрических 2 1 1 Беседа. фигур. Приемы разметки листа формата Наблюдение. а4, знакомство с историей оригами России, российские мастера. Всего 2 1 1 Тема № 3. Базовые способы соединения модулей. Приемы увеличения и убавления модулей в рядах. Умение делать модули, работать с инструкционными картами. Способы соединения модулей. Умение читать схему. Базовая форма «Шар» Всего Тема №4. Моделирование и сборка моделей. 4.1 Изготовление моделей «новогодняя игрушка», «Танк», «Букет», «Планета»,Лебедь. Всего Тема № 5. Итоговое занятие. Подведение итогов работы объединения, 3.1 3 0,5 2,5 3 0,5 2,5 22 2 20 22 2 20 1 0,5 0,5 9 Наблюдение. Беседа. Наблюдение. заполнение карты диагностики, Подготовка итоговой выставки, обсуждение перспектив на следующий год. Поощрение. Итого 1 29 0.5 5 0,5 24 1.3.4. Содержание учебного (тематического) плана. (5 группа группа) Тема №1. Вводное занятие. Введение в оригами (1 час.) Теория: Порядок и план работы объединения. Оборудование и материалы, необходимые для занятий оригами Демонстрация материалов для занятий. Организация рабочего места. Правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Тема №2. Геометрия в нашей жизни. Модульное оригами в России. (2 часа). Теория: Обобщение знаний геометрических фигур. Знакомство с историей оригами России, российские мастера. Практика: Приемы разметки листа формата а4, учимся делить лист разными способами, совмещением смежных сторон, сгибание боковых острых углов в разных направлениях. Тема 3. Базовые способы соединения модулей. Приемы увеличения и убавления модулей в рядах(3часа). Теория: Умение работать с инструкционными картами. Способы соединения модулей. Умение читать схему. Базовая форма «Шар». Практика: Изготовление треугольных модулей, способы их соединения, добавление модулей и уменьшение в рядах. Отработка полученных навыков. Тема №4. Моделирование и сборка моделей(22 часа). Теория: Знакомство с технологиями изготовления тех или иных моделей. Составление схем, обсуждение предстоящей работы. Практика: Составление эскиза, изготовление модулей, сборка фигуры по схеме. Составление композиций. Тема №5 Итоговое занятие (1 час) . Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Подведение итогов работы объединения, заполнение карты диагностики, экрана успешности приемов складывания. Подготовка итоговой выставки. Поощрение. 10 1.4. Планируемые результаты. (1,2,3,4 группа) Планируемые результаты освоения программы: Личностные результаты: -Проявление познавательной активности, расширение информированности в данной области; -Развитое ответственное отношение к учению, к способности к саморазвитию и самообразованию; -Сформированная самооценка творческих способностей при трудовой деятельности; -Сформированные навыки трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; -Уважительное отношение к труду; -Коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, умение общаться при коллективном выполнении работ; Метапредметные результаты: - Умение самостоятельной организации и выполнение различных творческих работ по созданию изделий; -Умение соблюдения норм и правил безопасности познавательно – трудовой деятельности. -Умение установления рабочих отношений в группе для выполнения практической работы; -Стремление к экономии и бережливости в расходовании материала, времени; -Умение организации учебного сотрудничества и совместной деятельности, объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение задач коллектива; -Умение оценивания правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей ее решения; Предметные результаты: - Владение необходимыми приемами складывания бумаги; - Освоение базовых форм и умение складывать их по памяти; - Умение выразить свой замысел на плоскости; - Владение терминологией, принятой в оригами; - Умения выполнение моделей различной степени сложности; - Развитость навыка планирования технологического процесса и процесса труда; -Умение выявлять допущенные ошибки и подбирать способ их исправления; - Владение методами эстетического оформления изделий; Планируемые результаты. (5 группа) 11 Личностные результаты: - Оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; - Называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; - Совершенствовать коммуникативные способности и умение работать в коллективе; Метапредметные результаты: - Умение определять и формулировать цель деятельности на занятиях; - Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях; - Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы; - Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в поделках; Предметные результаты: - Уметь организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы, правильно работать ручными инструментами; - Уметь анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; - Уметь читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами; - Уметь реализовывать творческий замысел в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности. Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий. Календарный учебный график на 2024-2025 учебный год, рассчитан на одну группу. № П/П 1 2 3 4 5 6 Основные характеристики образовательного процесса Количество учебных недель Количество учебных дней Количество часов в неделю Количество часов Начало занятий Выходные дни 12 29 29 1 29 03.11.2024 г 31 декабря -8 января 7 Окончание учебного года 25.05.2025 г 2.1. Условия реализации программы 2.1.1. Материально-техническое обеспечение Занятия проходят в учебном кабинете: - перечень оборудования учебного кабинета (классная доска, столы и стулья для обучающихся и педагога, стеллаж для хранения дидактических пособий и учебных материалов); - технические средства обучения (компьютер); - материалы, необходимые для занятий: бумага, ножницы, карандаш, клей. 2.1.2.Информационное обеспечение Образовательный процесс обязательно обеспечивается наглядным аудиои видеоматериалами по сопутствующим темам каждого раздела. Использование источников сети Интернет для работы. 2.1.3. Кадровое обеспечение Программу ведёт педагог дополнительного образования, образование средне специальное. Первая квалификационная категория. 2.2. Формы аттестации Образовательные результаты отслеживаются через журнал посещаемости, количество готовых работ, грамоты, дипломы, статьи в прессе. Представление образовательных результатов происходит через выставку работ. Освоение программы «Оригами» предусматривает следующие виды контроля результатов обучения: Входной контроль (анкетирование) - первоначального уровня знаний, умений и навыков учащихся. (Приложение 2) Текущий контроль – проводится после каждого раздела программы в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала и развития личностных и метапредметных и предметных качеств учащихся. Форма контроля: практические задания, педагогическое наблюдение. Промежуточный контроль – предусмотрен 2 раза в год (декабрь, май) с целью выявления освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения. Итоговый контроль(тестирование) – проводится по завершению обучения по программе с целью выявления результативности обучения. -«В»-высокий, освоение программы более 80%; -«С»-средний, освоение программы более 50%; -«Н»-низкий, освоение программы менее 50%. Критерии: внимание, взаимодействие, аккуратность, умение сотрудничества, ответственность. 13 2.3.Оценочные материалы Способы фиксирования результатов: - отметка уровня достижений детей в диагностической таблице (Приложение 3); - записи в журнале учета о результативности участия детей в выставках и конкурсах разного вида и уровня (диплом, грамота, благодарность); - выставки. 2.4.Методические материалы Методы обучения в основе которых лежит способ организации занятия: - словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); - наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); - практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.). Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: - объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; - частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях: - групповой – организация работы в группах Раздел 3. Список литературы Литература использованная при составлении программы. 14 1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. – СПб: Регата, Издательский Дом «Литера», 2000. – 192 с. 2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами для знатоков: драконы. - СПб: КРИСТАЛЛ, 1999. – 135 с. 3. Выгонов В.В. Оригами: Альбом – пособие для учителей начальной школы и воспитателей детских садов. – М.: Новая школа, 1996. 4. Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 1996. 5. Рик Бич Большая иллюстрированная энциклопедия оригами / Пер. с англ. – М.: Изд.-во Эксмо, 2004. – 256 с. 6. Самоделки из бумаги. – М.: Лирус, 1995. – 240 с. 7. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. - М.: Рольф, 2001. Литература для обучающихся и родителей. 1. КламАделина. Оригами. Магия японского искусства. – Эксмо, 224 с. 2. Космические путешествия. – Качели, 2019. – 32 с 3. Мартин Стефани Модульное оригами 3Д фигурки из бумаги. – Контэнт, 2016, 112 с 4. Позина Е. Самолеты из бумаги. – Стрекоза, 2020. – 32 с Приложение 1. 15 Календарный учебный график 1 группа. Месяц Дат а Врем я Форма занятия Колво часо в 1 Тема Место проведения Форма контроля ноябрь 8 13.30- Теоретическо 14.10 е МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа 13.30- Теоретическо 14.10 е 1 Организация рабочего места. Правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Презентация. Путешествие по стране оригами. ноябрь 15 Беседа 22 13.30- Практическое 14.10 1 29 13.30- Теоретическо 14.10 е, практическое 0,5 МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Практическая работа МАОУ ДО по схеме. Выбранной НГО произвольно игрушки. «СОШ № 12» Изготовление игрушек МАОУ ДО на основе базовой НГО формы «Двойной «СОШ № треугольник»: 12» «Прыгающая лягушка» Изготовление игрушек МАОУ ДО на основе базово НГО формы «двойной «СОШ № треугольник» : 12» «Летучая мышь», «Ходячий гномик». Изготовление игрушек МАОУ ДО на основе базово НГО формы «двойной «СОШ № треугольник» : 12» «Водяная бомбочка», «Надувная рыбка» Изготовление игрушек МАОУ ДО на основе базово НГО формы «двойной «СОШ № треугольник» : 12» «Надувной кролик», «Ракета». Изготовление игрушек МАОУ ДО на основе базово НГО формы «двойной «СОШ № треугольник» : 12» «Водяная бомбочка с крылышками». Изготовление игрушек МАОУ ДО на основе базовой НГО формы «Воздушный «СОШ № ноябрь ноябрь 0,5 декабрь 6 13.30- Практическое 14.10 1 декабрь 13 13.30- Практическое 14.10 1 декабрь 20 13.30- Практическое 14.10 1 декабрь 27 13.30- Практическое 14.10 1 январь 10 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 16 Наблюдение Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Наблюдение Наблюдение Выставка Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение январь 17 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 0,5 0,5 январь 24 13.30- Практическое 14.10 1 январь 31 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 февраль 7 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 февраль 14 13.30- Практическое 14.10 1 Февраль 21 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 Февраль 28 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 0,5 0,5 март 7 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 март 14 13.30- Практическое 14.10 1 змей». Изготовление игрушки «Гном». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Парусник», «Ванька-Встанька». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Гном в рубашке» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Чайка на воде», «Утка». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Пингвин», «Павлин» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Вороненок», «Воробей», «Водоплавающая птица» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: Голубка на гнезде» Изготовление композиции, «Птичий двор». Вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Собачка Жучка». Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Кролик», Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Новогодняя звезда», изготовление композиции 17 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение Диагностика МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение Выставка Выставка Март 21 13.30- Практическое 14.10 1 Март 28 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 апрель 4 13.30- Теоретическо 14.10 е 1 апрель 11 13.30- Практическое 14.10 1 Апрель 18 13.30- Практическое 14.10 1 Апрель 25 13.30- Практическое 14.10 1 май 16 13.30- Практическое 1 Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Домашние животные». Продолжение изготовления композиции «Домашние животные». Показ схемы изготовления базовой формы «Дверь», «Птица». Познакомить детей с новой базовой формой «дверь», «птица». Научить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Снежинка», «Гриб». Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Дом», «Книжка», «Поросенок». Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Автомобиль», «Кубик», «Лодка на изнанку». Изготовление игрушек 18 МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Выставка МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Демонстрац ия Беседа МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдении е МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдении е МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдении е МАОУ ДО Наблюдении 14.10 Май 23 13.30- Теоретическо 14.10 е итого по программе 1 на основе базовой формы «Птица»: «Павлин-2», «Улитка» Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Подведение итогов работы объединения, заполнение карты диагностики, экрана успешности приемов складывания. Подготовка итоговой выставки, обсуждение перспектив на следующий год. НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» е Выставка Диагностика Поощрение. 26 час 3 час подготовка к конкурсам Приложение 2. Календарный учебный график 2 группа. Месяц Дат а Врем я Форма занятия Колво часо в 1 Тема Место проведения Форма контроля ноябрь 4 13.30- Теоретическо 14.10 е МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа 13.30- Теоретическо 14.10 е 1 Организация рабочего места. Правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Презентация. Путешествие по стране оригами. ноябрь 11 Беседа 13.30- Практическое 14.10 1 МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Практическая работа МАОУ ДО по схеме. Выбранной НГО произвольно игрушки. «СОШ № ноябрь 18 19 Наблюдение 12» ноябрь 25 13.30- Теоретическо 14.10 е, практическое 0,5 0,5 декабрь 2 13.30- Практическое 14.10 1 декабрь 9 13.30- Практическое 14.10 1 декабрь 16 13.30- Практическое 14.10 1 декабрь 23 13.30- Практическое 14.10 1 январь 13 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 январь 20 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 0,5 0,5 январь 27 13.30- Практическое 14.10 1 февраль 3 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 Изготовление игрушек на основе базовой формы «Двойной треугольник»: «Прыгающая лягушка» Изготовление игрушек на основе базово формы «двойной треугольник» : «Летучая мышь», «Ходячий гномик». Изготовление игрушек на основе базово формы «двойной треугольник» : «Водяная бомбочка», «Надувная рыбка» Изготовление игрушек на основе базово формы «двойной треугольник» : «Надувной кролик», «Ракета». Изготовление игрушек на основе базово формы «двойной треугольник» : «Водяная бомбочка с крылышками». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей». Изготовление игрушки «Гном». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Парусник», «Ванька-Встанька». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Гном в рубашке» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный 20 МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение Выставка МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № Наблюдение Диагностика февраль 10 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 февраль 17 13.30- Практическое 14.10 1 Февраль 24 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 март 3 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 0,5 0,5 март 10 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 март 17 13.30- Практическое 14.10 1 Март 24 13.30- Практическое 14.10 1 Март 31 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 апрель 7 13.30- Теоретическо 14.10 е 1 змей»: «Чайка на воде», «Утка». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Пингвин», «Павлин» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Вороненок», «Воробей», «Водоплавающая птица» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: Голубка на гнезде» Изготовление композиции, «Птичий двор». Вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Собачка Жучка». Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Кролик», Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Новогодняя звезда», изготовление композиции Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Домашние животные». Продолжение изготовления композиции «Домашние животные». Показ схемы изготовления базовой формы «Дверь», «Птица». Познакомить детей с новой базовой 21 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Выставка МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Демонстрац ия Беседа Выставка Выставка апрель 14 13.30- Практическое 14.10 1 Апрель 21 13.30- Практическое 14.10 1 Апрель 28 13.30- Практическое 14.10 1 май 5 13.30- Практическое 14.10 1 май 12 13.30- Практическое 14.10 1 Май 19 13.30- Теоретическо 14.10 е 1 формой «дверь», «птица». Научить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Снежинка», «Гриб». Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Дом», «Книжка», «Поросенок». Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Автомобиль», «Кубик», «Лодка на изнанку». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: «Павлин-2», «Улитка» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: «Мышь», «Ласточка». Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. 22 МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение Наблюдение Выставка Диагностика Поощрение. Подведение итогов работы объединения, заполнение карты диагностики, экрана успешности приемов складывания. Подготовка итоговой выставки, обсуждение перспектив на следующий год. итого по программе 27 час 2 часа подготовка к конкурсам Приложение 3. Календарный учебный график 3 группа. Месяц Дат а Врем я Форма занятия Колво часо в 1 Тема Место проведения Форма контроля ноябрь 4 14.30- Теоретическо 15.10 е МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа 14.30- Теоретическо 15.10 е 1 Организация рабочего места. Правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Презентация. Путешествие по стране оригами. ноябрь 11 Беседа 18 14.30- Практическое 15.10 1 25 14.30- Теоретическо 15.10 е, практическое 0,5 МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Практическая работа МАОУ ДО по схеме. Выбранной НГО произвольно игрушки. «СОШ № 12» Изготовление игрушек МАОУ ДО на основе базовой НГО формы «Двойной «СОШ № треугольник»: 12» «Прыгающая лягушка» Изготовление игрушек МАОУ ДО на основе базово НГО формы «двойной «СОШ № треугольник» : 12» «Летучая мышь», «Ходячий гномик». Изготовление игрушек МАОУ ДО ноябрь ноябрь 0,5 декабрь 2 14.30- Практическое 15.10 1 декабрь 9 14.30- Практическое 1 23 Наблюдение Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение 15.10 декабрь 16 14.30- Практическое 15.10 1 декабрь 23 14.30- Практическое 15.10 1 январь 13 14.30- Теоретическо 15.10 е Практическое 1 январь 20 14.30- Теоретическо 15.10 е Практическое 0,5 0,5 январь 27 14.30- Практическое 15.10 1 февраль 3 14.30- Теоретическо 15.10 е Практическое 1 февраль 10 14.30- Теоретическо 15.10 е Практическое 1 февраль 17 14.30- Практическое 15.10 1 Февраль 24 14.30- Теоретическо 15.10 е 1 на основе базово формы «двойной треугольник» : «Водяная бомбочка», «Надувная рыбка» Изготовление игрушек на основе базово формы «двойной треугольник» : «Надувной кролик», «Ракета». Изготовление игрушек на основе базово формы «двойной треугольник» : «Водяная бомбочка с крылышками». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей». Изготовление игрушки «Гном». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Парусник», «Ванька-Встанька». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Гном в рубашке» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Чайка на воде», «Утка». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Пингвин», «Павлин» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Вороненок», «Воробей», «Водоплавающая птица» Изготовление игрушек на основе базовой 24 НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение Выставка МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение Диагностика МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО Беседа Наблюдение Практическое март 3 14.30- Теоретическо 15.10 е Практическое 0,5 0,5 март 10 14.30- Теоретическо 15.10 е Практическое 1 март 17 14.30- Практическое 15.10 1 Март 24 14.30- Практическое 15.10 1 Март 31 14.30- Теоретическо 15.10 е Практическое 1 апрель 7 14.30- Теоретическо 15.10 е 1 апрель 14 14.30- Практическое 15.10 1 формы «Воздушный змей»: Голубка на гнезде» Изготовление композиции, «Птичий двор». Вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Собачка Жучка». Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Кролик», Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Новогодняя звезда», изготовление композиции Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Домашние животные». Продолжение изготовления композиции «Домашние животные». Показ схемы изготовления базовой формы «Дверь», «Птица». Познакомить детей с новой базовой формой «дверь», «птица». Научить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Снежинка», «Гриб». 25 «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Выставка МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Демонстрац ия Беседа МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдении е Выставка Выставка Апрель 21 14.30- Практическое 15.10 1 Апрель 28 14.30- Практическое 15.10 1 май 5 14.30- Практическое 15.10 1 май 12 14.30- Практическое 15.10 1 Май 19 14.30- Теоретическо 15.10 е 1 итого по программе подготовка к конкурсам Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Дом», «Книжка», «Поросенок». Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Автомобиль», «Кубик», «Лодка на изнанку». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: «Павлин-2», «Улитка» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: «Мышь», «Ласточка». Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Подведение итогов работы объединения, заполнение карты диагностики, экрана успешности приемов складывания. Подготовка итоговой выставки, обсуждение перспектив на следующий год. 27 час 2 часа 26 МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение Наблюдение Выставка Диагностика Поощрение. Приложение 4. Календарный учебный график 4 группа. Месяц Дат а Врем я Форма занятия Колво часо в 1 Тема Место проведения Форма контроля ноябрь 6 13.30- Теоретическо 14.10 е МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа 13.30- Теоретическо 14.10 е 1 Организация рабочего места. Правила безопасности при работе с колющими и режущими предметами. Презентация. Путешествие по стране оригами. ноябрь 13 Беседа 20 13.30- Практическое 14.10 1 27 13.30- Теоретическо 14.10 е, практическое 0,5 МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Практическая работа МАОУ ДО по схеме. Выбранной НГО произвольно игрушки. «СОШ № 12» Изготовление игрушек МАОУ ДО на основе базовой НГО формы «Двойной «СОШ № треугольник»: 12» «Прыгающая лягушка» Изготовление игрушек МАОУ ДО на основе базово НГО формы «двойной «СОШ № треугольник» : 12» «Летучая мышь», «Ходячий гномик». Изготовление игрушек МАОУ ДО на основе базово НГО формы «двойной «СОШ № треугольник» : 12» «Водяная бомбочка», «Надувная рыбка» Изготовление игрушек МАОУ ДО на основе базово НГО формы «двойной «СОШ № треугольник» : 12» «Надувной кролик», «Ракета». Изготовление игрушек МАОУ ДО на основе базово НГО формы «двойной «СОШ № треугольник» : 12» «Водяная бомбочка с крылышками». Изготовление игрушек МАОУ ДО ноябрь ноябрь 0,5 декабрь 4 13.30- Практическое 14.10 1 декабрь 11 13.30- Практическое 14.10 1 декабрь 18 13.30- Практическое 14.10 1 декабрь 25 13.30- Практическое 14.10 1 январь 15 13.30- Теоретическо 1 27 Наблюдение Беседа Наблюдение Беседа Наблюдение Наблюдение Наблюдение Выставка Беседа Наблюдение Беседа 14.10 январь 22 е Практическое 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 0,5 0,5 январь 29 13.30- Практическое 14.10 1 февраль 5 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 февраль 12 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 февраль 19 13.30- Практическое 14.10 1 Февраль 26 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 март 5 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 0,5 0,5 март 12 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 март 19 13.30- Практическое 14.10 1 на основе базовой формы «Воздушный змей». Изготовление игрушки «Гном». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Парусник», «Ванька-Встанька». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Гном в рубашке» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Чайка на воде», «Утка». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Пингвин», «Павлин» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: «Вороненок», «Воробей», «Водоплавающая птица» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Воздушный змей»: Голубка на гнезде» Изготовление композиции, «Птичий двор». Вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Собачка Жучка». Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Кролик», Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Новогодняя звезда», 28 НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение Диагностика МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение Выставка Выставка Март 26 13.30- Практическое 14.10 1 апрель 2 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 1 апрель 9 13.30- Теоретическо 14.10 е 1 апрель 16 13.30- Практическое 14.10 1 Апрель 23 13.30- Практическое 14.10 1 Апрель 30 13.30- Практическое 14.10 1 изготовление композиции Изготовление игрушек с взаимодействием базовых форм. «Домашние животные». Продолжение изготовления композиции «Домашние животные». Показ схемы изготовления базовой формы «Дверь», «Птица». Познакомить детей с новой базовой формой «дверь», «птица». Научить находить углы на листе бумаги, перегибать верхние углы, подклеивать готовые детали друг к другу в серединке. Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Снежинка», «Гриб». Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Дом», «Книжка», «Поросенок». Изготовление базовой формы «Дверь», вклеить форму в альбом. Изготовление игрушек на основе базовой формы «Дверь»: «Автомобиль», «Кубик», «Лодка на 29 МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Выставка МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Демонстрац ия Беседа МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение май 7 13.30- Практическое 14.10 май 14 13.30- практическое 14.10 Май 23 13.30- Теоретическо 14.10 е итого по программе 1 1 изнанку». Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: «Павлин-2», «Улитка» Изготовление игрушек на основе базовой формы «Птица»: «Мышь», «Ласточка». Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Подведение итогов работы объединения, заполнение карты диагностики, экрана успешности приемов складывания. Подготовка итоговой выставки, обсуждение перспектив на следующий год. МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение Наблюдение Выставка Диагностика Поощрение. 27 час 2 час подготовка к конкурсам Приложение 5. Календарный учебный график 5 группа. Месяц Дата Врем я Форма занятия ноябрь 8 13.30- Теоретическо 14.10 е ноябрь 15 13.30- Теоретическо 14.10 е Колво часо в 1 1 Тема Место проведения Форма контроля Организация рабочего места. Правила техники безопасности и санитарные нормы. Обобщение знаний геометрических фигур. Знакомство с историей оригами России, МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа 30 Беседа ноябрь 22 13.30- Практическое 14.10 1 ноябрь 29 13.30- Теоретическо 14.10 е, практическое 0,5 0,5 декабр ь 6 13.30- Практическое 14.10 1 декабр ь 13 13.30- Практическое 14.10 1 декабр ь 20 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 0,5 0,5 российские мастера. Приемы разметки листа формата а4, учимся делить лист разными способами, совмещением смежных сторон, сгибание боковых острых углов в разных направлениях. Умение работать с инструкционными картами. Способы соединения модулей. Умение читать схему. Изготовление треугольных модулей Способы соединения, добавление модулей и уменьшение в рядах. Отработка полученных навыков. Знакомство с технологиями изготовления тех или иных моделей. Изготовление модулей Изготовление модулей, крепление, сборка игрушки. декабр ь 27 13.30- Практическое 14.10 1 январь 10 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 0,5 Разбор схемы «танк» 0,5 Изготовление модулей. январь 17 13.30- Практическое 14.10 1 Изготовление модулей. январь 24 13.30- Практическое 14.10 1 Изготовление модулей. январь 31 13.30- Практическое 14.10 1 Изготовление модулей феврал 7 13.30- Практическое 1 Крепление и сборка 31 МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Беседа Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО Наблюдение Наблюдение Наблюдение беседа Беседа Наблюдение Наблюдение Наблюдение Наблюдение Диагностика Беседа ь игрушки 14.10 феврал ь 14 13.30- Практическое 14.10 Феврал ь 21 13.30- Практическое 14.10 Феврал ь 28 13.30- Теоретическо 14.10 е Практическое 0,5 1 Крепление и сборка игрушки танк. Завершение изготовления игрушки «танк» Разбор схемы. Изготовление модулей 0,5 март 7 13.30- Практическое 14.10 1 Изготовление и крепление модулей. март 14 13.30- Практическое 14.10 1 Сборка игрушки «цветок» Март 21 13.30- Теоретическо 14.10 е практическое 0,5 0,5 Работа над схемой, выбор цвета,размера. Изготовление модулей. 13.30- Практическое 14.10 1 Изготовление модулей. Март 28 апрель 4 13.30- практическое 14.10 1 Продолжаем готовить модули для планеты. апрель 11 13.30- Практическое 14.10 1 Апрель 18 13.30- теоретическое 0,5 14.10 практическое 0,5 Апрель 25 13.30- Практическое 14.10 Самостоятельная сборка модулей по схеме игрушки «планета» и составление коллективной композиции. Обсуждение предстоящей работы, разбор схемы, определение с размером модулей. Подготовка модулей Продолжаем готовить модули для игрушки «лебедь» 1 32 НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение МАОУ ДО НГО «СОШ № Наблюдение Наблюдение Наблюдение выставка Беседа Наблюдение наблюдение Выставка Беседа наблюдение Наблюдение наблюдение Наблюдение выставка май 16 13.30- Практическое 14.10 1 Крепление и сборка модулей в игрушку «лебедь» Май 23 13.30- Теоретическо 14.10 е 1 Оформление альбома детских работ за период обучения. Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей. Подведение итогов работы объединения, заполнение карты диагностики, экрана успешности приемов складывания. Подготовка итоговой выставки, обсуждение перспектив на следующий год. итого по программе подготовка к конкурсам 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» МАОУ ДО НГО «СОШ № 12» Наблюдение Выставка Диагностика Поощрение. 26 час 3 час Приложение 6. Диагностические материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Оригами» Входная диагностика воспитанников Вопросы для апроса «Что я знаю об оригами?» 1. Любите ли вы работать с бумагой (вырезать, складывать)? 2. Пытались ли вы сложить из бумаги какую-нибудь фигурку? Какую? 3. Знаете ли вы, что такое оригами? 4. В какой стране зародилось искусство оригами? 5. С чем связано появление оригами? 6. Что можно сложить из бумаги? 7. Кто-нибудь из ваших друзей или родственников умеет складывать из бумаги фигурки? 8. Как вы думаете, что можно сделать со сложенными фигурками оригами? Как их использовать? 33 Практические задания 1. Превратите квадрат в два равных треугольника. 2. Разделите квадрат на 4 равные части. 3. Разделите исходный квадрат на 4 квадрата. 4. Разделите полоску на 4 равные части. 5. Разделите исходный квадрат на 16 равных квадратов Приложение 3 Диагностические материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Оригами» Промежуточная аттестация Форма проведения: практическая работа Критерии оценки: - соответствие технологической карте - качество изделия - самостоятельность в работе - творческая инициатива - организация рабочего места, культура труда - завершенность работы - культура общения 1.Соответствие технологической карте Снятие баллов может производиться за ошибки или за использование неправильного приема работы с бумагой. Если ошибка незначительная и не влияет на конечный результат – снимается 1 балл. Несколько ошибок, влияющих на конечный результат (внешний вид изделия) – снимается 2 балла. 2. Качество изделия - изделие выполнено неаккуратно – снимается 2 балла; - небольшие неточности в работе – снимается 1 балл. 3. Творческая инициатива - в работу добавлен элемент новизны (самостоятельный подбор цветовой гаммы) – начисляется 1 балл; - в работу добавлены несколько новых элементов, не входящих в задание – начисляется 3 балла. 4. Самостоятельность в работе Снятие баллов производится за обращение к педагогу за помощью: - постоянное, ребенок не может самостоятельно закончить работу – снимается 2 балла; - однократное; небольшая помощь педагога позволила закончить работу – снимается 1 балл. 5. Организация рабочего места, культура труда Снятие баллов производится за лишние принадлежности на рабочем месте, беспорядок и оставление рабочего места без уборки после занятия. 6. Завершенность работы (умение доводить начатое дело до конца) 7. Культура общения Критерии уровня освоения программы по сумме баллов: от 15 баллов и более – высокий уровень; от 8 до 14 баллов – средний уровень; до 7 баллов – низкий уровень 34 Диагностическая карта промежуточной аттестации воспитанников по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Оригами» от 1 до 3 б. /п № Фа Соответ Ка Тв Самостоят милия, п имя ствие и понимание чество орческая ельность в работе технологических исполнения инициатива карт,знание базовых форм К ультура труда Завер шенность работы К ультура общения бщая сумма баллов О У ровень освоения Диагностические материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Оригами» Итоговый контроль Форма проведения: тестирование по сложным базовым формам, практическая работа Задание 1. «Базовые формы»: сложить базовые формы традиционного оригами и наклеить их в бланк задания. За каждую верно выполненную базовую форму начисляется один балл. Максимальное количество баллов за задание 1 -3. Задание 2. «Цветочная поляна». Изготовление композиции сложить по инструкции без помощи педагога изделие в технике традиционного оригами, используя базовые формы по образцу или по собственному замыслу. Оборудование и материалы: - бланки заданий; - образец композиции; заготовки бумаги для работы; - клей-карандаш; - фломастеры. Критерии оценки : - качество изделия - творческая инициатива - самостоятельность в работе - организация рабочего места, культура труда - завершенность работы - культура общения Качество изделия : - изделие выполнено неаккуратно, многочисленные поправки сгибов, грязь – снимается 2 балла; - небольшие неточности в работе – снимается 1 балл. 2. Творческая инициатива - работа выполнена строго по заданию – 0 баллов; 35 - в работу добавлен элемент новизны (самостоятельный подбор цветовой гаммы) – начисляется 1 балл; - в работу добавлены несколько новых элементов, не входящих в задание – начисляется 3 балла; - композиция полностью индивидуальна и составлена по собственному творческому замыслу – 3 балла. 3. Самостоятельность в работе Снятие баллов производится за обращение к педагогу за помощью: - постоянное, ребенок не может самостоятельно закончить работу – снимается 2 балла; - однократное; небольшая помощь педагога позволила закончить работу – снимается 1 балл. 4. Организация рабочего места, культура труда Снятие баллов производится за лишние принадлежности на рабочем месте, беспорядок и оставление рабочего места без уборки после занятия. 5. Завершенность работы (умение доводить начатое дело до конца) 6. Культура общения Критерии уровня освоения программы по сумме баллов: от 18 баллов и более – высокий уровень; от 10 до 17 баллов – средний уровень; до 10 баллов – низкий уровень. ЗАДАНИЕ 1. Тест «Сложные базовые формы» Сложить базовые формы, используя схемы-подсказки, вклеить их в пустые ячейки ЗАДАНИЕ 2. Изготовление композиции . Инструкция: используя базовые формы оформить композицию на формате А4 по образцу или по собственному замыслу. Диагностическая карта итоговой аттестации воспитанников по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Оригами» от 1 до 3 б. /п № Фа Соответ Ка Тв Самостоят милия, п имя ствие и понимание чество орческая ельность в работе технологических исполнения инициатива карт,знание базовых форм 36 К ультура труда Завер шенность работы К ультура общения бщая сумма баллов О У ровень освоения Оценочный лист результатов первичной аттестации воспитанников по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Искусство оригами» № Фамили я,имя п/п Устный опрос Практические задания Общий результат Н С В Н С В Н С изкий редний ысокий изкий редний ысокий изкий редний уровень уровень уровень уровень уровень уровень уровень уровень 0 3 6 0 3 5 0 6 -2 балла -5 -8 баллов -2 балла -4 балла баллов -4 балла -9 баллов баллов 37 В ысокий уровень 1 1-19 баллов